Почему я надеюсь на Другого?

 (Размышляя о книге Дж. Холлиса «Грезы об Эдеме: в поисках доброго волшебника»)

Две типичные травмы детства: эмоциональное поглощение или эмоциональная заброшенность.

Эмоциональное поглощение (переполнение) — ситуация, в которой эмоциональное психическое состояние родителей оказывает настолько сильное воздействие на ребенка, что он заполняет его их эмоциями полностью, не оставляя место для собственных. Точнее: ребенок как сосуд, в которой складывается эмоциональное состояние, мечты, идеи родителей, их непрожитые жизни, нереализованные планы. 

Такой эмоциональный захват приводит к тому, что ребенок не имеет ничего своего, не может проявить то, что волнует и интересует именно его. Он как отражение эмоционального состояния, душевного мира взрослых. 

Ребенок начинает идентифицировать себя со взрослым, вести так, как надо ему, осознавая свою беспомощность перед ним. И тут есть стратегии совладания с этой ситуацией, с этой тревогой:

1) стремление к контролю и власти над всем, вплоть до манипуляции. «Я управляю Другим, чтобы обезопасить себя». Это не любовь, это способ заглушения страха;

2) стремление быть приятным, милым, совершенным для Другого, подстроиться под него, взять ответственность за него, его чувства, состояние и благополучие. Это созависимость, спасательство. Но надежде, что Другой станет в ответ тоже милым и приятным, не суждено сбыться.

3) защита своего эмоционального пространства от Другого, создание территории свободной от Другого, сохранить свою «хрупкую целостность психики». Часто психологи и терапевты представляют эту ситуацию в форме танца: один подходит ближе, другой убегает, и наоборот, тот, кто подходил, убегает, а тот, кто убегал, стремиться подойти.

Если же в детстве ребенок был эмоционально заброшен, ему не хватало контактов со взрослым, с родителями, то он начинает это состояние компенсировать, вырастая и постоянно ища отношений с другими, становясь от них зависимыми, Жертвой. Одновременно остро проявляется его основная проблема: он не верит, что он хороший, что его можно любить, что он заслуживает внимания и заботы. 

Тут тоже есть несколько стратегий поведения:

1) человек погружается в отношения, в которых его унижают, обижают, неосознанно повторяя тот же сценарий, что был в детстве, также неосознанно подтверждая себе, свою мысль о несостоятельности и ущербности. Дtпрессия — частый спутник таких отношений.

2) поиск человека, который будет заботиться, уделять внимание, любовь, благосостояние, который постоянно будет рядом, готовый всегда помочь, поддержать, угодить, спасти, выслушать и пр., которого желательно контролировать и проверять, опасаясь, что он исчезнет и все «благополучие» исчезнет вместе с ним.

Практически во всех случаях формируется зависимость — «…любая зависимость — это способ справиться с горем, возникшим вследствие разрыва отношений, посредством формирования реальной или символической связи» (Дж. Холлис)

Во всех случаях печальная история детства (эмоциональные заброшенность или поглощение) приводит к тому, что человек начинает искать Другого взрослого, который сможет разрешить его проблему, находясь с ним постоянно рядом. Страх же, что этот Другой может исчезнуть и боль появится с еще большей силой, приводит к еще более ужасному эмоциональному состоянию: — он не позволяет действовать по-новому, возвращая человека к старой стратегии взаимоотношений. 

Поэтому основная задача психотерапии — прояснить отношения детства,осознать, что картина внешнего мира и самого себя искажена,  ясно увидеть происходящее, найти пути изменения ситуации. 

Движение к изменению начинается с осознания, понимания, что все предыдущие шаги не дали желаемого результата: «Ни один человек не пойдет в кабинет терапевта, если работают его адаптивные стратегии поведения. Терапия начинается тогда, когда они терпят крах. Человек становится ясно, что выбор, который он делает, совершается с целью самозащиты, а не из лучших его побуждений… Повернувшись лицом к себе, человек оказывается в положении, когда ему приходится выслушать свою самость» (Дж. Холлис), посмотреть на нее, столкнуться с ней лицом лицу. «Никто из нас …. не сделал этого по доброй воле. Нас притащили туда силой, подгоняя пинками и не обращая внимания на наши стоны, и нет никаких сомнений, что нас притащат туда снова» (Дж. Холлис) 

Так начинает умирать наша вера в самую «лучшую стратегию адаптации» — в то, что появится «Добрый Волшебник», который по мановению руки разрешит все проблемы, сделает нашу жизнь сладкой, прекрасной и замечательной, без боли, слез, унижений, огорчений и страданий.

 



Просмотров: 291
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек, который бежал быстрее всех
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Молодой человек, который сам себя запутал...
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Человек, который сделает вас счастливым
  • Когда ОН не тот человек, который нужен
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Человек, который любил всем помогать…
  • Человек, который всегда говорит «нет».
  • Один простой и неочевидный навык, который в несколько раз увеличит вашу самооценку и любовь к себе
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Ребенок, который ведет себя плохо
  • Поставьте себя на место другого человека
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Эмоциональное выгорание(взляд с другого ракурса)
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Когда жизнь Вам даст любимого человека, который идеально Вам подходит?
  • Кто Человек, который вас не слышит
  • Каждый в паре – не собственность другого, а свободный человек
  • Почему человек, опаздывающий на самолет, который в будущем разобьётся – очень расстраивается?
  • Человек, который любит учиться
  • Человек, который жил за высокой стеной
  • Человек, который нарисовал нейроны
  • Если Вы умеете правильно дышать, Вы можете регулировать своё эмоциональное состояние
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Найти себя настоящего. «Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
  • Человек, который умеет и любит жить
  • Человек, который не умел принимать решения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь