Почему мы думаем, как думаем, чувствуем, как чувствуем, или теория личности в КПТ

Автор статьи: Кирилл Складанов


Почему мы чувствуем так, как чувствуем, и думаем так, как думаем (или теория личности в когнитивно-поведенческой модели)

 

Почему мы чувствуем так, как чувствуем? Почему Коля, Маша и Саша в одной и той же ситуации будут испытывать разные эмоции?

Я уже рассказывал про автоматические мысли - в ответ на ситуацию они быстро, часто незаметно для нас проскакивают в голове и определяют наши эмоциональные и поведенческие реакции. Но почему у разных людей эти мысли разные? Что определяет их? Почему мы думаем именно так, как думаем? 


 У каждого из нас есть видение самого себя. Есть идеи о том, кто мы, какие мы, как к нам относятся окружающие, и в эти идеи мы верим на 100%. Это означает, что мы их их воспринимаем не как идеи, а как непреложную, очевидную, абсолютную истину. Мы редко задумываемся об этом, как редко задумываемся о том, что трава зеленая, а снег холодный. А о негативных убеждениях о себе - стараемся не думать вовсе. Ведь подумать об этом - значит признать, что мы в чем-то плохи ( мы верим в эти мысли на 100%, помните?). Данного рода идеи называются глубинными убеждениями (ГУ). Именно они - корень всего нашего мышления. Откуда они берутся? От нашего окружения. Как правило, они закладываются в детском возрасте - либо медленно и постепенно, либо в результате психологической травмы. Это могут быть как прямые слова ("Ты у нас, дочка, красивой не вышла"), так и косвенные ("Эх, вот Аня какая красивая, повезло ее родителям"). Кроме того, родители (или другие люди) могут своим поведением показывать Ане, что считают ее некрасивой. Психологической травмой будет острая ситуация, например ребенка очень сильно избивают сверстники, после чего он начинает считать себя слабым.  
Но есть ещё один слой - промежуточные убеждения. Это наши жизненные правила, принципы, установки. Они нам нужны, чтобы справляться с отрицательными ГУ. Кроме того, подобные правила, зачастую, декларируются окружением: "Нужно всегда быть лучше всех!". 
Пример:  
Глубинное убеждение - "я злой"  
Промежуточное убеждение - "Если я буду помогать всем людям вокруг, значит я не злой"  
И все в порядке, пока помогать получается. Но вот кому-то помочь было сложно, и человек не смог этого сделать. К сожалению, у промежуточных убеждений есть обратная сторона:  
"Если я не помог человеку, значит я злой"  
Автоматическая мысль (например): "Я пытаюсь помочь ему, а он ничего сам на делает!" "Вот козел!
Эмоция: Раздражение  
Грустная ирония в том, что мысли, обусловленные ГУ, часто приводят к поведению, которое еще больше эти злосчастные глубинные убеждения закрепляет.  
 Эмоция: Раздражение  
Поведение: Накричал на друга  
Мысль: "Я злой"  
И вот такими кругами мы ходим всю жизнь. Знакомо? 
Кроме того, как я сказал выше, данные правила зачастую декларируются окружением, и тем самым способствуют появлению глубинных убеждений. ("Нужно быть лучше всех!" "Кто не лучше всех, тот плохой!") 
 В КПТ мы начинаем терапию с работы над автоматическими мыслями, затем переходим к убеждениям промежуточного уровня, и только потом - к глубинным. Почему именно так? Ведь важно же найти что-то в своём прошлом и проблема решится, разве нет? К сожалению, нет. Во-первых, работая с автоматическими мыслями, мы разрываем порочные круги поддержания глубинных убеждений. Во-вторых, мы создаём новые круги, которые дезактуализируют глубинные мысли, усиливая веру в убеждения, отличающиеся от глубинных. В-третьих, на автоматических мыслях мы тренируем навык отслеживания и изменения наших мыслей и идей. А это нужно не только для дальнейшей работы, но и для профилактики рецидивов. 

Почему мы думаем как думаем чувствуем как чувствуем или теория личности в КПТ



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли вслух... "Почему моя жизнь не становится лучше..."
  • Почему "умный" не всегда значит "успешный"?
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Травмы или почему пора заканчивать с "теплыми" и "принимающими"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • "Унесенные ветром" взглядом расстановщика или почему Скарлетт "такая"?
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть третья.
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • "Мой муж борется со мной" или "Почему мужчина воспринимает женщину как соперника"
  • "Мужские" и "женские" энергии, и почему эти представления вредят отношениям
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть первая
  • "Учится, но ничего не делает..." (Про феномен "психологической мастурбации")
  • Почему мальчики "любят глазами", а девочки "ушами"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь