|
Не вижу, не слышу, не понимаюАвтор статьи: Милитенко Елена Сергеевна
Всегда ли мы слышим наших детей? Всегда ли видим то, что стоит за их «трудным» поведением и пытаемся разобраться, что именно происходит? - Я работаю целыми днями, - пускается в объяснения мама девятилетнего мальчика, который, по ее словам, совершенно не хочет учиться. – И на то, чтобы просто отдохнуть, времени не хватает. А тут уроки. Он ведь, как будто специально меня дожидается. И как только я на порог, он тут же садится за письменный стол и изображает бурную деятельность. Но я-то знаю, что ничего он к моему приходу не сделал. Мне бы ужином заняться, а тут… Приходится его контролировать, проверять. В дневнике одни замечания. То на урок опоздал, то не работал на уроке, то еще что-нибудь. Я уже и просила, и ругала, и наказывала. А все одно, - она машет рукой, - ничего не меняется». Расспрашиваю ее о том, всегда ли так было. Уточняю, есть ли кто-то в семье, кто может ему помогать с уроками. Она отвечает, что проблемы начались еще в первом классе. Но она ждала, что оно как-то само собой все наладится. Не наладилось. И даже, напротив, с каждым годом становилось только хуже. Ее стали вызывать в школу, стыдить, ругать, что не занимается сыном. «А мне когда заниматься? Я работаю. Отец его нас бросил, когда Степе было четыре, и с тех пор никто нам особо не помогает. Бабушка, бывает, приходит. Но он ее не слушается, вот она и махнула на него рукой. Придет только, чтобы обедом накормить. И все – дальше он сам». В ее голосе отчетливо слышится усталость. Мало ли таких семей, где одинокие матери сами воспитывают детей? «Но другие как-то справляются, а я не могу, - на ее глаза наворачиваются слезы, - и Степа-то мог бы уже понять, как мне тяжело. Да что же с него вырастет-то, если он уже в третьем классе учиться не хочет? А дальше? А экзамены? А институт? Хотя какой ему институт, он бы хоть школу закончил!» С отцом Степы отношения она не поддерживает. В семье эта тема табуирована. Какой же это отец, если он ребенке даже не вспоминает? Так думает клиентка. А Степа? «А он о нем даже не спрашивает. Забыл, будто его и не было!» Но забыл ли? Неужели он о нем не тоскует? Не спрашивает себя, что было бы, будь я другим? Может быть, он ушел из-за меня? Маленький, одинокий мальчик, которому и поговорить-то не с кем после школы. Неподдержанный и оставленный взрослыми самому справляться со своими проблемами. Но за своей усталостью мать, словно, не видит этого. Ему трудно? И что с того? Посмотрите, ведь это я не справляюсь! Я борюсь с ним изо всех своих сил, я думаю о его будущем, хочу, чтобы все у него было хорошо! Я всего лишь хочу, чтобы он сам делал эти уроки. Разве это так сложно? «А что вы делаете вместе помимо уроков? – спрашиваю я. «Да у меня ни на что другое и времени-то не остается. Если только на каникулах, но и тогда он умудряется создать мне проблемы». А о том, что Степа отчаянно ищет способ хоть как-то обратить на себя внимание, думать ей вовсе не хочется. Мы расстаемся на том, что я даю матери домашнее задание. «Прямо, как в школе, - качает головой она. – Ну, что же, я попробую. Вот только когда же нам делать уроки, если каждый вечер я должна буду придумывать, чем бы мы могли с ним заняться? Ну, телевизор посмотрим, ну, поиграем опять же. Думаете, это что-то изменит? Ведь проблема-то в другом». Да, проблема в том, что мама не видит Степу. Она видит только его поведение, которое создает ей немало проблем. И это, признаться, очень грустно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|