1. Осмысление, логическая и хронологическая связка
Получив список вопросов к экзамену или зачёту, разбейте их по темам. Начните прорабатывать их темами. Не хватайтесь за всё подряд и сразу. Сначала обдумайте вопрос и составьте мысленную схему ответа на него. Схема может быть такой (на примере вопроса по экономике «Налог на добавленную стоимость):
Налогооблагаемая база, порядок её определения.
Налоговый и отчётный период по налогу.
Ставки налога.
Налоговые льготы и условия их предоставления.
Отчётность по налогу – содержание и сроки сдачи. Порядок предоставления уточняющих деклараций.
Штрафы за не предоставление отчётности и иные санкции.
Бюджетное распределение налога.
И так по каждому вопросу. Эта работа займёт не так много времени, но даст чёткое понимание содержания ответа, его логическую связь. Воспроизвести ответ на вопрос на экзамене по такой схеме всегда намного проще.
2. Пересказ
Сколько раз вам доводилось пересказывать друзьям фильмы, книги или событие из жизни? Получилось же. И без всяких трудностей. А почему? Потому что рассказывали своими словами. Каждый автор учебника излагает свои мысли привычным именно ему способом, по-своему конструирует предложения и выстраивает логику раскрытия вопроса. Но так, как автор учебника, вы свои мысли не выражаете, предложения так не формулируете. Ваш внутренний «плеер» такой формат не воспроизводит. Поэтому, пересказывая текст учебника, вы слова автора как бы переводите в привычный для вас формат. Пересказав текст, вы «отформатируете» его под свой «плеер», и воспроизвести его на экзамене вам будет намного легче
3. Определения и понятия
Их суть нужно сначала понять, а потом тоже «отформатировать» под свой «плеер». Тогда рассказать определение на экзамене будет в разы легче. Если «форматирование» понятия для вас слишком сложно, то просто заучите его.
4. Тезисы и ключевые слова
Важно потратить несколько минут на то, чтобы повторно, после первого прочтения, быстренько пробежаться глазами по тексту снова, выписав ключевые слова и короткие тезисы, отражающие основное содержание текста. Они не только помогут выбрать самую суть текста, но и структурировать его. Позже тезисы и ключевые слова пригодятся для пересказа и повторения перед экзаменом.
5. Схематизация, визуализация или воображение
Зрительная память – наиболее крепкая, потому что 80% информации об окружающем мире человек получает через зрение. Старайтесь представлять образы, связанные с изучаемым текстом, событийный ряд и т.п. Эти образы обязательно всплывут в вашей памяти на экзамене и помогут ответить на вопрос.
6. Правило «через два на третий»
Память человека устроена так, что если вы повторите новый материал через два дня на третий, то он из кратковременной памяти перейдёт в долговременную, а значит, запомнится на дольше. Текст можно перечитать, но лучше пересказать по тезисам и ключевым словам.
7. Правило «45х15»
Занимайтесь изучением материала 45 минут и делайте перерыв на 15 минут. Мозг человека всё равно не способен дольше по времени усваивать информацию. Чтобы не перегружать мозг и не тратить время впустую, чередуйте работу над предметом и отдых
8. Сон в достаточном количестве
Во время сна в мозге происходит «работа» по структурированию в памяти всего того, чем был насыщен ваш день. Включая то, что вы учили, готовясь к экзамену. Поэтому, «загрузив жёсткий диск» информацией, поспите часиков хотя бы 6-7, чтобы ваш мозг произвёл «дефрагментацию диска».
9. Снимайте стресс и волнение
Валерьянка и подобные ей препараты затормаживают мышление, поэтому принимать их перед экзаменом крайне нежелательно. Лучше глубоко вдохните, медленно выдохните и сконцентрируйтесь на мысли на том, что экзамен – это просто короткое испытание, которое надо пройти максимально успешно. Если со стрессом справиться не получается, начинайте заранее, за месяц до сессии, принимать витамины Магний В 6. Они укрепляют нервную систему.
10. Не бойтесь преподавателя
Он такой же человек, как и вы, только работа у него такая – преподаватель. Он, как и вы, по утрам ходит в туалет, моется в душе, кушает и спит… Всё равно боитесь? Тогда представьте его в своём воображении за этими занятиями.
Резюмируя вышесказанное, процесс подготовки к экзамену лучше организовать так:
- Прочитать текст 1 раз, используя визуализацию и выстраивая логику ответа на вопрос билета
- Прочитать его снова, выписывая понятия, тезисы и ключевые слова
- Пересказать текст, опираясь на тезисы, ключевые слова и образы визуализации
- Через 2 дня на третий пересказать текст снова, опираясь на тезисы и образы.
Верьте в себя и свои силы. Сложно? Но я-то в вас верю. Хотя бы даже потому, что вы досмотрели это видео до конца, а значит, вы стремитесь к успешному прохождению сессии.
Удачи вам!