|
Психологические принципы у-вэй: деяние через не-деяние. 4. ОрганичностьАвтор статьи: Алексей Фисун
Живи, сохраняя покой. Придет весна, и цветы распустятся сами. Китайская пословица Жизнь по принципам у-вэй – это органичная жизнь. Жизнь полная роста. Внутреннего роста. Живая жизнь – всегда развивается, растет. Рост всегда идет изнутри-наружу. У североамериканских индейцев есть поговорка: «Жизнь течёт изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной». У-вэй диалектичен: как внутреннее, он противостоит внешнему, как естественное — искусственному, как истинное — ложному. Органическая жизнь противоположна механистической жизни. То есть вы либо растете изнутри, либо пытаетесь контролировать себя при помощи внешних «репертуарных решеток»: планов, органайзеров, разного рода кнутов и пряников. Саморазвитие – это рост изнутри, естественный рост, в соответствии со своими внутренними законами. Пока мы живем – этот рост неостановим. Поскольку недеяние присутствует всюду, способности человека становятся безграничными. Мы развиваемся, расширяемся, самореализуемся. Некоторые из нас дорастают до больших высот. Вот как этот процесс описывает наш великий современник, основатель Всемирного Конгресса Дураков - Слава Полунин: «Расширять свой мир. Изнутри себя выползать наружу: сначала в причёску, потом в одежду, потом в комнату, потом в друзей, потом в город... Когда ты понял, что ты такое есть, важно заполнить этим как можно больше пространства, то есть выявить себя, реализовать себя». Органический рост – это, как правило, медленный рост. Понемногу, по чуть-чуть, но каждый день. В теплый, благоприятный для роста период года, разумеется. Это развитие по принципу «шаг за шагом», т.е. последовательное и неуклонное. Органический рост – это рост вверх, к свету, к источнику тепла, энергии. Для человека рост вверх означает продвижение с физического, телесного уровня через эмоциональный уровень, далее преодолевая умственный, интеллектуальный уровень и выходя на мета-когнитивный, духовный волевой уровень – высший уровень роста, к которому неуклонно стремится саморазвитие. Личностный рост – естественен, т.к. отвечает базовым человеческим законам жизни. Противоречие между принятым логическим постулатом о несуществовании "я" и реальным существованием индивидуального субъекта находит свое разрешение в воле как смысловом ядре не-деяния. Волевая концентрация "не-я" лишена индивидуализма, "собственной важности", всех тех гносеологических и психологических характеристик, которые Э. Фромм обозначил как "иметь". Еще один существенный момент заключается в том, что органический рост – не логичен. Жизнь вообще труднообъяснима с точки зрения рационального, так называемого «здравого смысла». Органический рост – не континуален, он, как правило – скачкообразный, импульсивный, оппортунистический – потому что использует любую благоприятную возможность, любой подходящий ресурс. Как растения – используют для роста солнечные деньки, а не долгие зимние ночи. О такого рода органическом росте в мета-когнитивных процессах (таких как стихосложение) хорошо написано у Анны Ахматовой: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Жизнь по у-вэй – всегда творчество. Те, кто живут согласно принципам у-вэй – творят свою жизнь. «Создай свою жизнь, как ты создаёшь произведение искусства» - говорит Слава Полунин. Жизнь – не логична, творчество – не логично. Важной особенностью именно человеческой деятельности является наличие в ней случайности, иррациональности: необъяснимые поступки и сумасбродные решения часто лежат в основе оригинальных и неожиданных идей. Мы склонны очень сильно преувеличивать роль логики и вообще сознательных действий в своем проживании. Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Frontiers of Psychology предполагают, что наше самосознание не создает и не выбирает наши убеждения, чувства или ощущения. Его содержимое генерируется «за кулисами» быстрыми, эффективными и бессознательными системами в мозге, не требующими вмешательства сознания, которое, как пассажир в автобусе, пассивно ждет в углу, пока все это происходит. В качестве доказательной базы в работе были использованы исследования в области нейропсихологических и нейропсихиатрических заболеваний, а также недавние открытия когнитивной нейробиологии, которые показали, что настроение, убеждения и восприятие человека можно изменить при помощи внушения. Жизнь в соответствие с принципами у-вэй означает отказ от тщетных попыток контролировать события, пытаться остановить цунами. Жизнь по у-вэй – это понимание того, что воля, как организующее начало, как закон саморазвития – есть не только у тебя, а у всех процессов и если ты не мешаешь им происходить – они развиваются лучше, чем если бы ты пытался «помочь росткам, вытягивая их из земли». Даже такой яркий представитель западного, практического ума как Генри Форд говорил: «Когда я не могу управлять событиями, я представляю им самим управлять собой». Это перекликается с тем, что говорил Лао Цзы примерно за 2,5 тысячи лет до того: «Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить». Постижение вещей природы и согласованность с ней позволяет «мягкому побеждать твердое», «слабому превозмогать сильного». Действия, противоречащие Дао, ведут к неудаче и гибели. Процветает то государство, в котором правитель ничего не делает для того чтобы управлять страной. Для Чжуан-цзы не-деяние означает в том числе и не-служение. Быть социально ангажированным, служить на государственной службе - значит действовать вопреки внутренней природе, совершать насилие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|