|
Любовь или жизнь? Фильм «Обыкновенное чудо»Автор статьи: Сергеева Ольга София
Мы так привыкли любить этот фильм и его героев, что уже не замечаем, а кто, собственно, эти герои, какие послания они в себе несут. Начнем с Волшебника. Кто этот персонаж? Это сильный, умный, состоявшийся мужчина, переживающий кризис 40-45-ти лет. Он чувствует неумолимое приближение скуки во всех сферах жизни – в творчестве и в браке. Он борется с врагом, сопутствующим возрасту – остыванием, равнодушием. Он разозлен, разочарован, он устал. Его жена реагирует на его духовную импотенцию соответственно – она тоже охладевает к мужу и относится к нему с брезгливым терпением, как к хроническому больному. В этой ситуации Волшебник придумывает Медведя и принцессу. Он создает что-то вроде компьютерной симуляции, чтобы возбудиться, вдохнуть новый огонь в творчество и в отношения с женой.
Волшебник выступает для Медведя символическим отцом и одновременно – магом. Как отец он хочет быть гуманным и уважать волю сына. Но как демиург он манипулирует Медведем словно марионеткой, ведь он лишь его выдумка, фантазия. Когда Медведь отказывается поцеловать принцессу, выбрав жизнь вместо любви, Волшебник взбешен и говорит ему самую жестокую фразу: – Ты мне больше не интересен. Можно ли ранить своего ребенка сильнее, даже если он уже взрослый? Эта фраза выдает так называемое "нарциссическое расширение" – сын был нужен исключительно для того, чтобы исполнить сценарий, предписанный ему отцом. Он должен был пожертвовать жизнью, чтобы вернуть влечение в охладевшую пару Волшебника и его жены. Вероятно, своей смертью он должен продемонстрировать силу любви - любви Волшебника к жене. Однако сам Волшебник не собирался жертвовать жизнью ради жены, он предпочитал убить свое создание, Медведя. Это театрализованное убийство, задуманное Волшебником, напоминает Колизей, где кровь служила возбуждению и развлечению праздных римских граждан. Когда же Медведь отказывается служить таким садистически-кровавым возбудителем, он навлекает на себя гнев отца и изгнание из дома. Конечно, можно возразить, что Шварц вовсе не писал садистическую пьесу. Ведь ясно же, что, поцеловав принцессу, Медведь остался бы человеком. В этом и состоит "обыкновенное чудо", такова была задумка Волшебника. Однако Медведь об этом не знал. И ребенок нарциссических родителей не знает, что они хотят ему только хорошего, когда используют его, принуждают следовать своим целям, когда подменяют его собой. Вместо того чтобы радостно идти навстречу своей красивой запланированной гибели, Медведь тухнет и вянет. Абдулов очень убедительно сыграл ребенка нарциссических родителей, юношу с отсутствующим Я. Медведь – самый внутренне пустой персонаж в этой истории. У каждого героя в фильме есть своя воля, мотивация, яркий характер. А у Медведя нет. На нем будто лежит тень непроявленности, нереальности. Он не принадлежит себе, не знает, чего хочет и зачем живет. Он депрессивен и стёрт. Несмотря на привлекательную внешность и обаяние, он кажется ненастоящим. Как будто он получил свою жизнь взаймы от отца и не может ею распоряжаться. Все, что он может – выполнять волю отца.
И в конце концов Медведь подчиняется этой воле. В финале он приходит к принцессе, чтобы быть убитым. И хотя выглядит так, будто он готов на все ради любви, фактически – ради отца, чтобы исполнить его предписание. Юноша будто несет себя на заклание, т.к. не в силах перенести отвержение Отца. И когда он целует принцессу, мы видим не акт любви, а парализованную волю, подавление жизненного инстинкта, подчинение семейному сценарию.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|