|
"Всего и надо, что вглядеться,- боже мой"Автор статьи: Петухова Людмила Григорьевна
Выходные и праздничные дни «проверяют нас на близость»: в эти дни, как никогда, становится очевидным, что у человека с любовью. Время для любви появляется, а вот сама любовь… Как будто праздники назойливо задают безумно важные, но ужасно неудобные вопросы: «ну, и кому ты нужен в этом мире? и кто нужен тебе?». И если в ответ – зияющая пустота или злость, то мало не покажется. Токсическое одиночество и страх, зависть и обиды, беспомощность и ярость от бессилия что-то изменить – вот самый малый перечень горьких чувств и переживаний, возникающих, если у нас есть своеобразные «затычки в любви» или травмы близости. Я не перестаю удивляться, как часто люди страдают от одиночества на этой огромной планете, где вокруг – люди, люди, люди!И тогда я вспоминаю любимые строчки:
Это - Юрий Левитанский. Поэты, как известно, глубоко видят и всё про этот мир знают, зачастую, не ведая о том… Вот приходит ко мне первый человек. Вскоре после него приходит другой человек, и выясняется, что он страдает от очень похожих вещей: ему одиноко, у него растёт ощущение бессмыслицы всего происходящего, у него есть деньги, жильё, работа, но ему печально и невыносимо, не радует даже еда, ничего не хочется. Таких два КОСМОСА, захлебнувшихся собственным одиночеством и независимостью. С каждым из них мы говорим долго и интересно. Для меня их глубина начинает раскрываться с первых минут. Но КАК они ухитряются НЕ ЗАМЕТИТЬ друг друга в этом мире, в этом маленьком городе, на этих людных улицах? Почему, говоря словами другого поэта, люди ухитряются «умирать от жажды на ручьем», замыкая себя в панцирь мучительного одиночества? Поэт Юрий Левитанский – знает! И ёмко, всего тремя четверостишиями он подсказывает, и что делать, и что случится, если не делать…
Как мы теряем шансы «открыть» для себя другого человека, волнительную глубину и неохватность его внутренней Вселенной?? Какие голоса звучат в глубинах нашего подсознания, чтобы мы проигнорировали все чудесные КОСМОСЫ вокруг себя – потенциальных друзей, потенциальных собеседников, потенциальных любимых?? За какие страхи мы прячемся, чтобы поскорее забраться в привычный и с виду безопасный домик собственной изолированности от других, будто бы – защищённости?? Может, это мамин голос, настойчиво внушающий нам, трёхлетним: «Не играй с Вовой, он плохой мальчик»? Или бабушкин: «Какие друзья?? Друзья до добра не доведут! Людям вообще нельзя верить! Кроме семьи тебе никто не друг!»? А может, это уже наш собственный голос, нас, четырнадцатилетних, обожжённых первыми серьёзными разочарованиями и обидами: «Всё! Больше никому не буду доверять! Лучше никому ни о чём важном не рассказывать! Тогда и не предадут!»? Обесценивание – вот имя защитного по происхождению механизма, который воздвигает барьеры, а иногда – крепости! – между потенциально близкими людьми. У каждого из нас он свой – уникальный, но обязательно сложный! – опыт: изначально – бесконечного доверия людям, потом – мучительных сомнений и проверок, потом – бегства в спасительные обесценивание, изоляцию и манипуляции, а вот потом… А потом, после горестных жизненных уроков и экспериментов, по моим наблюдениям, люди разделяются на две большие группы: скорее доверяющих (несмотря ни на что!) и скорее не доверяющих другим, скорее впускающих и скорее не впускающих в свой мир. А поэт, - он уже видит, к чему приводит кардинальное человеческое решение «не впускать! чтобы не было больно! делом лучше заниматься!»:
И печали начинают множиться. Решение «не доверять людям» дорого стоит! Это – как страна, живущая в изоляции, или остров, страшащийся соседей: кое-что для выживания в них есть, но уж очень бедное существование получается, бедное, бледное и однообразное! Без притока других энергий, других знаний, другого опыта, других открытий. А ещё – с кучей страхов и домыслов про внешний мир – «потенциально коварный и опасный». В этом смысле жизнь как выживание сильно отличается от жизни-творчества и со-творчества, где каждый день может быть наполнен доверием и интересной новизной, в том числе, и благодаря общению, обменам с другими людьми, знакомствам с их внутренними Вселенными. Ошибочность и опасность однажды принятого решения "больше - не доверять!" познаётся не сразу... но - познаётся! Вот и поэт говорит о себе (и о нас!):
Я – за сокровища и созвездия, я – за то, чтобы их вовремя разглядеть и заметить! Я за то, чтобы люди никогда не страдали от одиночества. Я, как умею, помогаю двигаться к доверию и интересу, преодолевать страхи и ограничения, связанные с травмами близости. Но от каждого из нас зависит это маленькое усилие, несущее особый свет, а, главное, смысл, о котором настойчиво говорит Юрий Левитанский:
Для этого надо рискнуть. Доверие – это «до веры» - до того, как я «съем пуд соли» с другим человеком. Я могу рискнуть приоткрыть для него двери в мой мир, и шагнуть навстречу, если он приглашает в свой. Счастливых нам всем открытий! Близости и доверия, в которых мир начинает щедро делиться с нами своими подарками. С наступающим!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|