|
Диссоциация (перевод статьи Ханны Хиамс) часть 2Автор статьи: Котляров Дмитрий Сергеевич
Диссоциация: определение, диагностика, проявление, терапия, а также упоминание о взаимосвязи с культом/сектой. (Dissociation: definition, diagnosis, manifestation and therapy, with special reference to cults/sects) Ханна Хиамс(Hanna Hyams) Transactional Analysis Journal 28:3, July 1998 Перевод – Котляров Дмитрий Продолжение. Начало тут https://www.psyoffice.ru/article/95195/
Иллюстрация случая Клиенты, имеющие диссоциацию, часто приходят в терапию с множеством симптомов. После диагностики, выделяются три-четыре «ярлыка». Вполне естественно, что разногласия могут существовать даже при правильной диагностике. Например, молодой человек обратился за терапией в связи со злоупотреблением алкоголем, зависимостью от медицинских препаратов, жестокой бессонницей и желудочной болью. За несколько дней до этого, он в попытке самоубийства разрезал себе запястья. Он также переживает депрессию, внутренние страдания, неспособность работать и имеет параноидные симптомы. Он ведёт беспорядочную половую жизнь, совершенно не заботясь о последствиях. В возрасте 15 лет он был госпитализирован с депрессией и ему были предписаны медицинские препараты. В момент начала моей работы с ним, он до сих пор зависим от этих лекарств. Он уже проходил лечение у четырёх психиатров, одного невролога и четырёх других психотерапевтов. В разное время у него были диагностировано психотическое расстройство, истерическое расстройство и сексуальные проблемы. Разнообразные виды лечения, включая психоанализ, Юнгианскую терапию, работу с телом и психодраму не привели ни к изменениям, ни к облегчению. В конце концов, он сел в тюрьму за преступление, которое совершил под влиянием алкоголя. Эта дополнительная травма стала причиной того, что его диссоциация стала проявляться более очевидно. Я работала с его различными частями и переключениями между ними, которые он не осознавал. К примеру, он решал работать по отделению от своей матери, но тут неожиданно появлялась его другая часть, начинала паниковать и злиться на меня: «Я не доверяю тебе!». Это пример бессознательного переключения, о котором мы поговорим чуть позже. Страдания и внутренняя борьба этого пациента продолжались годами. На данный момент его разные части находятся в контакте между собой. Поскольку его «Я» способно удерживать власть за собой, он может справляться с внутренними голосами и своей эскалацией. Он нашёл себе постоянную работу, его здоровье улучшается, также он может нормально засыпать и имеет контроль над своим социальным поведением. В течение его последней сессии он сказал с улыбкой, что он «радуется жизни». Это его первый опыт жизни без страданий. Культуральные различия в отношении диссоциаций Размышления над культуральными различиями, ритуалами и символами нашего многонационального общества побудили меня привести цитату из статьи в «Интернэшнл геральд трибюн» и тем самым спросить вас уделяете ли вы достаточно внимания социальной, культуральной и психической наследственности: «В последнем выпуске «Американского журнала психиатрии» были опубликованы принципы психиатрической диагностирования, где в первую очередь рекомендовалось учитывать культуральный и этнический опыт клиента, включая его понимание своего заболевания…. К примеру, нью-йоркский психиатр поставил неверный диагноз, определив психотическое расстройство, после того как его пациент из Эквадора сказал, что: «Моя душа больше не принадлежит мне – и я ничего не могу с этим поделать». Как оказалось, это было связано с тем, что дядя пациента, к которому тот был очень привязан, скоропостижно скончался. В Латиноамериканской культуре этот синдром известен под названием сусто или потеря души. Вместо того, чтобы назначать антидепрессанты, психиатр из Перу в этом случае совершил траурный ритуал и в течение нескольких встреч, пациент вернулся к нормальной жизни (Големан, 1995, стр. 4)». Эффекты переключений в повседневной жизни в обществе В мае 1995, в Соединённом Королевстве была проведена первая Конференция Международного Общества посвященная изучению Диссоциаций. На этой конференции, кроме всего прочего выступали судьи и адвокаты, работавшие с уголовными делами в Британском суде, которые описывали случаи из своей практики, где им приходилось иметь дело с людьми с диссоциативным расстройством идентичности и их неожиданными переключениями. Все они выразили потребность в совете со стороны терапевта, который бы помог им справиться с этими проблемами. Для того, чтобы помочь юристам, нам необходимо прояснить проблему переключений. Переключения происходят в случае, когда внутренняя борьба достигает своего пика и человек стремится избежать боли, вины, стыда и страданий. Для того, чтобы выжить человеку необходимо адаптироваться к данной ситуации и это выражается в переключении на альтернативную личность. Переключение может быть автоматической реакцией на тревогу или на предчувствие тревожной ситуации или вообще происходить в ситуации, когда человеку ничего не угрожает. То есть индивидуальный образ человека расщепляется на несколько более приемлемых для него частей, что является парадоксальным по отношению к внешнему наблюдателю. При отсутствии внешнего воздействия ремиссии в случае диссоциативного расстройства идентичности не возникает. Также она редко излечивается в случае работы только с отдельными её компонентами. Похожие проблемы возникают в брачных и дружеских отношениях людей с диссоциативными расстройствами. Партёры имеют постоянные проблемы друг с другом. Они теряются в случае появления альтернативных личностей своих партнёров. Такие поведенческие переключения раз за разом наносят вред их отношениям. В транзактном анализе мы можем назвать эти переключения «играми». Однако, несмотря на то, что переключения могут выглядеть со стороны как игра, чем больше мы будем конфронтировать ей, тем больше будет шанс возникновения глубокой сверхадаптации или даже диссоциации. Диссоциация в зрелости Диссоциативное расстройство идентичности у взрослых феноменологически выглядит в виде нескольких личностей с разным возрастом, полом, расой, религиозными убеждениями, сексуальной ориентацией и моралью. Каждая из этих личностей имеет свой внешний вид, голос, акцент, почерк, любимую одежду, язык и ценности. Диссоциативное расстройство идентичности имеет свой защитный механизм, свою систему ценностей и комплекс внутренних отношений, которые будут удерживать части друг от друга для того, чтобы сохранять существующую систему, направленную на выживание. Эта выживающая система позволяет человеку выключить болезненные переживания для того, чтобы защититься от любой возможной дополнительной боли. Диагностика Классическая личность-«хозяин», часто именно она проявляется на терапии, будет носить настоящее имя пациента. Эта личность очень часто переполнена чувством стыда, переживает депрессию, тревогу, вину, непреодолимую борьбу между хорошим «Я» и плохим «Я», имеет мазохистские наклонности, сознательно наносит себе удары. Также личность-«хозяин» страдает от психофизиологических симптомов и время от времени, теряет или искажает чувство времени и пространства. Мы также можем столкнуться с детскими личностями этого человека или испуганными, гневными, манипулятивными частями, которые могут помнить боль и нанесённую им травму и поэтому ищущими любви и заботы. Среди всего прочего могут оказаться и другие части – покровители, помощники, спасатели, советчики, внутренние преследователи и насильники; последние часто основаны на идентификации с внешним агрессором. Клиент описывают их как «фашистские части» и иногда упоминают о них как о «дьяволе» или «Сатане». Каждая из этих личностей может олицетворять реально существующую, воображаемую или недостающую личность из жизни пациента. Как рассказывала одна пациентка: «Я бы хотела, чтобы терапевты знали, что ДРИ это очень болезненное, а временами невыносимое расстройство, которое вызывает глубокие личностные страдания, депрессию, смущение… хаос и ад. Оно проявляется во внутренней жестокой войне между альтернативными личностями, и в непонимании как её можно остановить (цитата из книги Коэна и др., 1991)». Проявления диссоциации Диссоциация может проявляться в разнообразных степенях и уровнях интенсивности:
Взаимосвязь между сектамикультами и диссоциацией. Недавно я имела опыт работы с бывшими участниками секты «Ордена Храма Солнца», в неё в основном входили жители Франции, Квебека и франкоговорящие швейцарцы. Мои пациенты пережили сильный эмоциональный шок из-за внезапной смерти – множество адептов и лидеров культа покончили жизнь самоубийством или были убиты членами секты. Они пришли на терапию с ярко выраженными симптомами психоза и перенесённой травмы. Эта травма была воспринята как точная копия насилия над ними в детском возрасте. Большинство из них были жертвами серьёзного психологического, физического или сексуального насилия в детстве и на тот момент демонстрировали ярко выраженные симптомы диссоциации, включая ДРИ. Они вступили в секту в жажде обретения надежды и исполнения чудес. Однако, несмотря на то, что их лидеры обещали им лучшую жизнь, культ сказочного отца/матери привёл их к повторению сексуального насилия, переживанию предательства и финансовому краху. Опыт пребывания в секте затронул старые раны и детские воспоминания и как результат привёл их к усилению диссоциации. Парадокс их поведения заключался в том, что пациенты отрицали то, что лидеры использовали их беспомощность, зависимость и отчаяние для того, чтобы подчинить себе. Швейцаро-французский писатель Тьерри Хугенин в своей книге «Пятьдесят четвёртый» (1995) подробно описал ужасные методы, которые они использовали. Название книги отсылает нас к его бегству из Секты Солнца, где он мог стать 54-ой жертвой. Сходство в поведении лидеров секты или гуру очевидно; оно очень похоже на симптомы ДРИ (Дэвид Кореш (секта «Ветвь Давидова»), Джим Джонс (секта «Народный храм»), «Орден Храма Солнца», «Аум Синрике», Бхагван Шри Райниш (Ошо), Преподобный Сан Мюн Мун («Церковь объединения»), «Свидетели Иеговы», Саентология и пр.). Лидеры, вызывая у человека с диссоциацией воспоминания о его старой, повторявшейся травме, его одиночестве и нуждах способствуют установлению проекции идеального, сказочно хорошего отца/матери. Хугенин (1995) писал: «Я пытался найти свою силу в Библии и в её героях…. Я верил в сверхъестественное влияние и послания с небес (стр.61)». Лидеры «Ордена Храма Солнца» предлагали своим адептам облегчить свою боли, пройдя курсы глубокого дыхания и чёрной магии. Они организовывали для них процесс перерождения, проводили различные спортивные игры и дни отдыха. Развивали их духовность. «Для меня это было своего рода детством, где я не научился ничему кроме как уходить от невыносимой реальности в мир полный обещаний и убеждённости в своей безопасности (стр.166)». Методы, которые используют секты или гуру для привлечения людей всех возрастов: обещание лучшего мира, гипнотические манипуляции, соблазнение и эксплуатация их ранимости, чувства вины, досады, стыда и эмоциональных потребностей. Они вызывают у своих адептов возбуждение, которое потом используют в своих целях, также они жестоко подавляют любое сопротивление их авторитету. Возбуждение и одновременно, сопротивление у адептов возникает из-за секретности обрядов и сверхъестественной силы гуру, которая, по их мнению, была дана им Богом, для того чтобы они спасли людей от боли и принесли им надежду. За неповиновение лидерам, адепты могли понести наказание, иногда даже в виде смерти. Таким образом, это вынуждало их продолжать оставаться в секте. Как писал Хугенин, гуру использовали адептов, захватив контроль над их разумом и телом; более того, его жена стала наложницей гуру. Чем больше Хугенин подвергался насилию, тем больше, как писал он сам, возникала «привязанность» (attachment) к своим гуру. Профессионалы это бы назвали зависимостью (dependency). Такая привязанность требовала от адептов диссоциации: отделения от реальности части своего «Я». Вся доступная нам информация, свидетельствует о том, что гуру наряду с насильственными физическими методами использовали тяжёлый ручной труд, лишение сна, низко-протеиновую диету, нарушение нормального режима и так же, как заявлял Хугенин, прибегали к разнообразным наркотикам. Пренебрегая здоровьем своих последователей, лидеры секты способствовали возникновению у них истощения и появлению апатии, что позволяло им захватить власть над их разумом телом. Процессы, которые они использовали для создания своих последователей, лежат в основе методов всех диктаторов и фашистов. Недавно в одной газете Женевы была опубликована одна статья, посвященная саентологам, которые как утверждают, пытались завербовать и обратить в свою веру детей и их семьи, распространяя свою теорию в начальных классах. Это вероисповедание был создано в 1950 году Роном Хаббардом (словарь Брювера, 1993). На одном собрании в 1949 году он заявил: «Если человек действительно хочет заработать миллион долларов, то лучший способ для этого – основать свою религию». Так он и поступил. Позже Хаббард заявил, что способен позаботиться о болезненных образах, заключенных в сознании человека с помощью соответствующей терапии. Его полноправная Церковь Саентологии появилась в 1953 году, которая, будучи религиозной структурой, имела статус «свободной от налогов». Хаббард приобрёл около шести миллионов адептов по всему миру. Он проповедовал причудливую смесь научной фантастики и реинкарнации и утверждал, что дважды побывал на небе, за триллион лет до Иисуса Христа. ФБР и зарубежные правительства были также заинтересованы в Саентологии, но уже по совершенно другим причинам. Хаббард был обвинён в краже и уничтожении документов, собранных правительством США, в которых содержалась критика секты. В 1965 году правительство Австралии выступило с заявлением, из которого следовал вывод, о том, что Саентология является «злом» и представляет «угрозу для общества». Вот ещё один пример, половина замужних женщин из деревень северного Судана вступила в состав Зар Секты (Скотт, 1995). Они пили алкоголь, носили мужскую одежду и считали, что ими овладели духи, которые содействуют большей рождаемости. Способность к диссоциации у этих женщин была связана с переживаниями детского возраста, когда их половые органы подвергались определенным травмам. Таким образом, они испытывают сильнейшие боли во время полового акта, и процесс рождения ребёнка у них всегда связан с осложнениями. Это пример культурального насилия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|