Что на сердце варится, в лице не утаится.

На нашем лице, как бы мы это не скрывали, всегда отражается настроение и привычные эмоции. Поэтому, каждый с годами получает то лицо, которое заслуживает. Есть даже наука такая, правда не всеми признанная – физиогномика называется.

Физиогно́мика — метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения. (Википедия)

Наиболее отчетливо отношение человека к своему лицу, а значит к себе и окружающему миру, проявляется в процессе рисования или лепки. И значение имеет любой нюанс: почему что – то не нарисовано или нарисовано «именно так», определенным образом. Смотрим на цвет, размер, форму, обращаем на все это внимание клиента, задаем вопросы и обязательно дожидаемся ответов. В процессе беседы рождается понимание проблемы, ее значения и способов решения.

Пример из практики.

Тридцатилетняя Алиса совершенно не умеет просить и говорить о своих желаниях. В отношениях с мужчиной, она предпочитает, чтобы мужчина догадывался о том, что она хочет и, постоянно испытывает разочарование, потому что хочет невозможного. Ну, не умеет люди читать чужие мысли.

- У меня всегда в отношениях с мужчиной очень много ожиданий от него. Когда они не исполняются, мне очень плохо. Как сделать так, чтобы ничего не ждать?

- Когда ты об этом думаешь, какая цифра приходит?

– Три. (Через «случайно» названную цифру мы приходим к возрасту, в котором произошло событие или события, создавшие и сохраняющие вышеназванную проблему).

- Что вспоминается, когда тебе три года?

- Зима, я в шубе и шапке из овчины, они тяжелые, я не могу повернуться в такой одежде.

- Вылепи себя в возрасте трех лет. (Лепит).

Что на сердце варится в лице не утаится

- Лица ей не достанется. (Произносит со злорадством).

- Что ты чувствуешь, когда произносишь это?

- Она кукла, ее одевали как куклу, и относились как к кукле. Зачем кукле лицо, она все равно не может ни смотреть, ни говорить.

- Ты озвучила мысли, а что чувствуешь?

- С одной стороны, ее жалко, с другой – спокойно. Она привыкла.

- Когда ты говоришь о себе трехлетней: «Лица ей не достанется», я слышу злость в твоем голосе.

- Да, я злюсь. Очень.

- Эта злость направлена на саму себя – маленькую девочку. Кому на самом деле она предназначается?

Оказалось, что злость предназначена воспитывающим маленькую Алису взрослым. Это – родители, бабушки и дедушки. Воспитателей у девочки было много. Но, они были едины в одном – своего мнения, своих желаний и чувств у ребенка быть не может.

Алиса вспомнила, как подолгу стояла с бабушкой в очередях, и бабушка хвалилась: «Какая у меня внучка терпеливая, даже не пикнет». Для маленькой девочки такое стояние было пыткой.

- Это лютый ужас, в очередях стоять, - говорит Алиса. - Да еще запакованной в шубу и шапку.

Маленькой девочке хотелось бегать и играть. Алиса фантазирует о том, как это было бы возможно, если бы у нее был легкий комбинезон и вязаная шапочка. Во времена детства Алисы в магазинах не было комбинезонов, но, все женщины в ее роду – рукодельницы: шили, вязали. Если бы Алиса говорила о своих желаниях, настаивала на них, возможно, что кто – нибудь из близких услышал бы ее. Она боялась быть неудобной для взрослых, а значит -  плохой девочкой. Боялась, когда повышали голос, когда взрослые ссорились между собой и самое страшное, когда ругали ее.

- Что мешало сказать о своем желании?

- Меня бы никто не услышал.

- Для того, чтобы тебя услышали, надо сказать. И возможно, много раз. Когда ты молчишь, ты не оставляешь своим близким шанс узнать о твоих желаниях. И вынуждена выполнять чужие. (Алиса задумалась, и «рискнула»).

Она представила, как просит у родителей удобную одежду. У нее получилось попросить. Пусть этот опыт был не в реальности, а в воображении, но, он произошел.

И вот уже Алиса представляет себя в комбинезоне и вязаной шапочке.



 Какое счастье бегать в таком виде и кувыркаться в снегу! В новом наряде она могла бы играть и скакать рядом с бабушкой, пока та стояла в очереди…

Я возвращаю Алису к ее пластилиновой фигурке.

- Как себя чувствует маленькая пластилиновая Алиса без лица?

 - Я не смогу ей вылепить то лицо, которое хочу, поэтому, пусть остается безликой.

- Я слышу крайности – все или ничего. Но, между этими крайностями есть множество промежуточных вариантов. Что произойдет, если ты примешь «промежуточное» решение и ее лицо будет не таким, как ты его себе представляешь?

- (После некоторого размышления). Это будет новый опыт, я попробую.

Алиса вылепила и добавила пластилиновой фигурке глаза, нос и рот.



 - Лицо получилось похожим на маску клоуна.

- Как сейчас себя чувствует маленькая Алиса?

- Ей хочется изменить страшные глаза.

- Что в них страшного?

- Они слишком большие.

- Когда глаза увеличиваются, какое чувство испытывает Алиса?

- Страх.

- Чего она боится?

- Боится, что один раз отпустили в удобной одежде, а второго раза уже не будет. Страшно потерять приобретенный комфорт и удовольствие.

- Возможно, что так и случится. Один раз родители разрешили надеть удобную одежду, а в другой раз не разрешат. Мы не знаем, какими убеждениями они руководствуются. Они – большие, и у них больше прав. Но, тот комфорт и удовольствие, который ты испытала, теперь навсегда останутся с тобой. И еще опыт просить, он теперь твой.

- Да, комфорт, удовольствие, опыт озвучивания своих желаний я могу использовать в своей взрослой жизни… Страх уменьшается и глаза хочется уменьшить. (Уменьшает глаза пластилиновой фигурке). У нее такой огромный рот, как будто от обиды надула губы.

- На что она обижается?

- Сейчас вспомнила, как бабушка в детстве смеялась над моими желаниями.

- Что сейчас хочет маленькая Алиса?

- Сейчас она сказала бы бабушке, что ей обидно, когда над ее желаниями смеются, да еще это делает близкий человек.

- Что бы ответила бабушка?

- Она бы перестала смеяться, она не знала, что делает что – то обидное для внучки.

- Как думаешь, зачем Алисе черный нос?

- Она похожа на собачку, у которой нет проблем, сидит в будке, еду приносят. У нее есть хозяева, есть защищенность по сравнению с бездомными собаками.

- Кто твой хозяин?

- Родители.

- Тебе сейчас не три года, ты – взрослая. Что произойдет, если ты и дальше будешь перекладывать ответственность за свою жизнь на родителей?

- Я буду чувствовать себя маленьким ребенком. А хочу быть взрослой.

- Что произойдет, если ты будешь говорить о своих желаниях и чувствах?

- Может быть своим примером вдохновлю родителей на тоже самое.

- Может быть вдохновишь, а может, и нет. Говоря о своих чувствах, ты показываешь, что не кукла, не собака, а человек. Взрослый человек.



В реальной жизни Алиса начала говорить о своих желаниях и чувствах, пока ей это удается с большим трудом, но, Алиса точно знает, что один из признаков взрослости – это ставить цели и добиваться их.

Другие статьи о работе с пластилином:

:Автопортрет из пластилина.

Я леплю из пластилина…

«Неведома зверюшка».

Лепим сами свою жизнь.

Статьи о работе с рисунком:

Размер имеет значение.

Нарисуй отношения с мужем.

Идеальный муж – какой он?

Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

Работа с бесплодием с помощью рисунка.

То, на что мы смотрим, увеличивается.

Арт-терапевтическая техника «слепой художник».

 



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Знакомьтесь! Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса! (с)
  • Итак, ее звали Алиса
  • "Алиса, это окорок! Окорок, это Алиса"
  • Небытие спящих красавиц как возможность женского исцеления. Части вторая: Алиса в себе, третья: выбор
  • Буратино и деньги. Часть 3. Лиса Алиса и кот Базилио
  • «Алиса на дороге ВЖК» – Мартовский марш из темницы Тоскливии!
  • Как Алиса узнала три волшебных слова «Прости», «Пожалуйста» и «Спасибо».
  • Небытие спящих сказочных красавиц как возможность женского исцеления. Часть первая: Алиса в социуме
  • Если ты запуталась в своих желаниях и чувствах
  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Чего я хочу на самом деле: что нужно знать о мотивации и своих истинных желаниях
  • Как мужчинам вести себя с женщинами, когда те рассказывают о своих проблемах
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Как правильно подсознанию сказать о своих желаниях?
  • Если Я не сделаю сейчас, то когда?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Размышления над вопросом Когда- чинить? Когда- выбрасывать? Вещи, отношения, творчество, себя
  • Если не сейчас, то когда? Психолог, будь готов!
  • Если мужчина не говорит о своих чувствах
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Не могу пережить развод… Возможно ли когда-нибудь вернуться к нормальной жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь