|
Что на сердце варится, в лице не утаится.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
На нашем лице, как бы мы это не скрывали, всегда отражается настроение и привычные эмоции. Поэтому, каждый с годами получает то лицо, которое заслуживает. Есть даже наука такая, правда не всеми признанная – физиогномика называется.
Наиболее отчетливо отношение человека к своему лицу, а значит к себе и окружающему миру, проявляется в процессе рисования или лепки. И значение имеет любой нюанс: почему что – то не нарисовано или нарисовано «именно так», определенным образом. Смотрим на цвет, размер, форму, обращаем на все это внимание клиента, задаем вопросы и обязательно дожидаемся ответов. В процессе беседы рождается понимание проблемы, ее значения и способов решения. Пример из практики. Тридцатилетняя Алиса совершенно не умеет просить и говорить о своих желаниях. В отношениях с мужчиной, она предпочитает, чтобы мужчина догадывался о том, что она хочет и, постоянно испытывает разочарование, потому что хочет невозможного. Ну, не умеет люди читать чужие мысли. - У меня всегда в отношениях с мужчиной очень много ожиданий от него. Когда они не исполняются, мне очень плохо. Как сделать так, чтобы ничего не ждать? - Когда ты об этом думаешь, какая цифра приходит? – Три. (Через «случайно» названную цифру мы приходим к возрасту, в котором произошло событие или события, создавшие и сохраняющие вышеназванную проблему). - Что вспоминается, когда тебе три года? - Зима, я в шубе и шапке из овчины, они тяжелые, я не могу повернуться в такой одежде. - Вылепи себя в возрасте трех лет. (Лепит). - Лица ей не достанется. (Произносит со злорадством). - Что ты чувствуешь, когда произносишь это? - Она кукла, ее одевали как куклу, и относились как к кукле. Зачем кукле лицо, она все равно не может ни смотреть, ни говорить. - Ты озвучила мысли, а что чувствуешь? - С одной стороны, ее жалко, с другой – спокойно. Она привыкла. - Когда ты говоришь о себе трехлетней: «Лица ей не достанется», я слышу злость в твоем голосе. - Да, я злюсь. Очень. - Эта злость направлена на саму себя – маленькую девочку. Кому на самом деле она предназначается? Оказалось, что злость предназначена воспитывающим маленькую Алису взрослым. Это – родители, бабушки и дедушки. Воспитателей у девочки было много. Но, они были едины в одном – своего мнения, своих желаний и чувств у ребенка быть не может. Алиса вспомнила, как подолгу стояла с бабушкой в очередях, и бабушка хвалилась: «Какая у меня внучка терпеливая, даже не пикнет». Для маленькой девочки такое стояние было пыткой. - Это лютый ужас, в очередях стоять, - говорит Алиса. - Да еще запакованной в шубу и шапку. Маленькой девочке хотелось бегать и играть. Алиса фантазирует о том, как это было бы возможно, если бы у нее был легкий комбинезон и вязаная шапочка. Во времена детства Алисы в магазинах не было комбинезонов, но, все женщины в ее роду – рукодельницы: шили, вязали. Если бы Алиса говорила о своих желаниях, настаивала на них, возможно, что кто – нибудь из близких услышал бы ее. Она боялась быть неудобной для взрослых, а значит - плохой девочкой. Боялась, когда повышали голос, когда взрослые ссорились между собой и самое страшное, когда ругали ее. - Что мешало сказать о своем желании? - Меня бы никто не услышал. - Для того, чтобы тебя услышали, надо сказать. И возможно, много раз. Когда ты молчишь, ты не оставляешь своим близким шанс узнать о твоих желаниях. И вынуждена выполнять чужие. (Алиса задумалась, и «рискнула»). Она представила, как просит у родителей удобную одежду. У нее получилось попросить. Пусть этот опыт был не в реальности, а в воображении, но, он произошел. И вот уже Алиса представляет себя в комбинезоне и вязаной шапочке. Какое счастье бегать в таком виде и кувыркаться в снегу! В новом наряде она могла бы играть и скакать рядом с бабушкой, пока та стояла в очереди… Я возвращаю Алису к ее пластилиновой фигурке. - Как себя чувствует маленькая пластилиновая Алиса без лица? - Я не смогу ей вылепить то лицо, которое хочу, поэтому, пусть остается безликой. - Я слышу крайности – все или ничего. Но, между этими крайностями есть множество промежуточных вариантов. Что произойдет, если ты примешь «промежуточное» решение и ее лицо будет не таким, как ты его себе представляешь? - (После некоторого размышления). Это будет новый опыт, я попробую. Алиса вылепила и добавила пластилиновой фигурке глаза, нос и рот. - Лицо получилось похожим на маску клоуна. - Как сейчас себя чувствует маленькая Алиса? - Ей хочется изменить страшные глаза. - Что в них страшного? - Они слишком большие. - Когда глаза увеличиваются, какое чувство испытывает Алиса? - Страх. - Чего она боится? - Боится, что один раз отпустили в удобной одежде, а второго раза уже не будет. Страшно потерять приобретенный комфорт и удовольствие. - Возможно, что так и случится. Один раз родители разрешили надеть удобную одежду, а в другой раз не разрешат. Мы не знаем, какими убеждениями они руководствуются. Они – большие, и у них больше прав. Но, тот комфорт и удовольствие, который ты испытала, теперь навсегда останутся с тобой. И еще опыт просить, он теперь твой. - Да, комфорт, удовольствие, опыт озвучивания своих желаний я могу использовать в своей взрослой жизни… Страх уменьшается и глаза хочется уменьшить. (Уменьшает глаза пластилиновой фигурке). У нее такой огромный рот, как будто от обиды надула губы. - На что она обижается? - Сейчас вспомнила, как бабушка в детстве смеялась над моими желаниями. - Что сейчас хочет маленькая Алиса? - Сейчас она сказала бы бабушке, что ей обидно, когда над ее желаниями смеются, да еще это делает близкий человек. - Что бы ответила бабушка? - Она бы перестала смеяться, она не знала, что делает что – то обидное для внучки. - Как думаешь, зачем Алисе черный нос? - Она похожа на собачку, у которой нет проблем, сидит в будке, еду приносят. У нее есть хозяева, есть защищенность по сравнению с бездомными собаками. - Кто твой хозяин? - Родители. - Тебе сейчас не три года, ты – взрослая. Что произойдет, если ты и дальше будешь перекладывать ответственность за свою жизнь на родителей? - Я буду чувствовать себя маленьким ребенком. А хочу быть взрослой. - Что произойдет, если ты будешь говорить о своих желаниях и чувствах? - Может быть своим примером вдохновлю родителей на тоже самое. - Может быть вдохновишь, а может, и нет. Говоря о своих чувствах, ты показываешь, что не кукла, не собака, а человек. Взрослый человек. В реальной жизни Алиса начала говорить о своих желаниях и чувствах, пока ей это удается с большим трудом, но, Алиса точно знает, что один из признаков взрослости – это ставить цели и добиваться их. Другие статьи о работе с пластилином: :Автопортрет из пластилина. Я леплю из пластилина… «Неведома зверюшка». Лепим сами свою жизнь. Статьи о работе с рисунком: Размер имеет значение. Нарисуй отношения с мужем. Идеальный муж – какой он? Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком. Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком. Работа с бесплодием с помощью рисунка. То, на что мы смотрим, увеличивается. Арт-терапевтическая техника «слепой художник».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|