|
Маленькая история о Большой бедеАвтор статьи: Жаксылыкова Венера Болатбековна
Случай из практики: Подросток, один из лучших учеников престижной школы, каждый урок пребывавший в спокойном расположении духа, пришел на урок, мягко говоря, «не в духе», в кабинет вошел последним (хотя до этого никогда не позволял себе опаздывать), его выражение лица, вяло свисшие руки вдоль тела, плечи спадающие вперед-все его тело «кричало» о бессилии. Как и следовало ожидать, на этом уроке он повел себя неадекватно, он не стал участвовать в тренинге для всего класса, в котором старался принять участие любой ученик, отстранился, выбрал себе парту с краю, в углу, как бы подчеркивая нежелание принимать участие в чем-либо, вытащил из сумки тетрадный лист и принялся рисовать «пустые» рисунки. Разумеется, мои вопросы по поводу его поведения в течении урока только привлекли бы внимание к (пока еще неизвестной) беде мальчика, поэтому, как только прозвенел звонок на перемену я попросила его остаться и рассказать мне, что же произошло… «Я такой негодяй…», «Я слабак…», и т д. в таком же духе, он все не мог успокоиться, потому как возможность выговориться дала толчок воспоминаниям и освежила неприятное событие в его мыслях. Мы помолчали, подождали пока он успокоиться, однако, чувство долга его все еще не оставило-он бегом побежал на следующий урок, обещая подойти после уроков лично. К сожалению, жизнь психолога образования полна не только ожиданиями клиентов-учеников, но и различными совещаниями…Когда я вернулась в кабинет, было уже поздно, все ученики школы уже ушли домой, в коридорах все еще не был включен свет, но он ждал…его унылая фигура с «грустными плечами» торчала из-за колонны. Мы зашли в кабинет, удобно сели в кресла, и он начал рассказывать, уже не боясь быть услышанным никем кроме меня. Его рассказ раздирал его нежную детскую душу-он начал всхлипывать, а затем и откровенно реветь, я не препятствовала, потому как знала, что прерви я этот процесс-другого такого момента может быть и не стало бы… В общих чертах: В тот день в классе проходила очередная контрольная работа, в результате которой выяснилось, что полученный балл никак не вяжется с баллом успешного ученика, он будет влиять на общую итоговую оценку и самое страшное во всем этом, что подобная предварительная контрольная уже была в прошлой четверти, и она также «оголила» плохую успеваемость в этих предметах раннее. Все старания и усилия мальчика были направлены на устранение злосчастных оценок, однако, результата не приносили. Ничего не подозревающие бабушка с мамой подбадривали юного гения, ожидая от него ежедневных успехов, не давая ребенку возможности хоть каким-то образом отвлечься от нерешенной проблемы, ежедневно посыпая солью рану «негодяя-ученика». Редкие и меткие упреки матери по поводу средств, которые уходят на обучение ребенка, текущие расходы школьника, гардероб и аппетиты растущего подростка, требующие материальных вложений со стороны измотанной на работе мамы, и бабушки-пенсионерки подливали в эту чашу нарастающей беды аргументов для большего ощущения вины подростком за никчемную и безуспешную школьную, да и нешкольную жизнь. Ребенок из неполной семьи, мама вырастила сына одна, помогала в воспитании бабушка. Отец ушел из семьи рано, оставив сыну чувство незащищенности, одиночества и пустоты, в результате чего образовалась «эмоциональная дыра», как я это называю. Теперь же, единственный внук у бабушки уже успешный (когда-то) ученик престижной школы, залюбленный «донемогу», и получающий любовь матери по воскресеньям (график высокооплачиваемой работы одинокой женщины в нашем обществе - как бонус личной трагедии, с раннего утра и до позднего вечера, включая субботу) проводил свои скучные и серые будни в школе, где, впрочем, в коллективе он также не состоялся, странность его «залюбленного» чудаковатого поведения не могли не заметить сверстники и поэтому держались от него в стороне. Образ жизни подростка не давал ему шанса на обычное времяпровождение среди обычных людей: с утра до вечера в будни-уроки для успешных детей, факультативы для развития талантов, кружки, после которых возвращение домой, где уже ждет «изголодавшаяся» по ребенку и готовая «задушить любовью» бабушка-поесть сварено, в комнатах убрано, плитка разогрета и сахару в чае намешано… Друзей у подростка не было, да и откуда им взяться, если все время, которое проводил мальчик в общении -только с бабушкой, из уст которой, как запись магнитной ленты доносилось: «Там опасно, у Сашки будете ерундой заниматься, у Арсена-снова компьютерные игры, побудь дома, я напеку тебе твоих любимых булок и будем пить с тобой чай…». Любовь бабушки заменила мальчику все и всех. Единственным из увлечений подростка была лепка фигур, которые он выполнял с удовольствием в редкие часы свободного времени. Плодов этих несколькочасовых творений никто не видел, от ребенка требовалось только вовремя сообщать об успехах в школе, и поедать все, что предлагала бабуля. Мать же, однажды завидев сына за лепкой высказала ему несостоятельность в его половой принадлежности, видимо, надеясь тем самым помочь ему обрести чувство мужества. «Как баба, так и хочется его встряхнуть, как мешок» сказала она в разговоре с ней…В течении всей 2-хчасовой консультации подростка, лишь в тот момент, когда мальчик рассказывал о Великом дне трехгодичной давности, когда результаты входного тестирования были обнародованы на табло в школе, и семья узнала о победе ученика из обычной школы, теперь уже Гения-казалось, это был единственный счастливый момент, когда он ощущал себя Мужчиной, Человеком, Достойным существовать, его лицо светилось, речь приобретала нотки уверенности, жестикуляция вдруг начинала включаться в беседу… К сожалению, даже рекомендации психолога принимаются во внимание далеко не всеми родителями, а иногда и вовсе игнорируются, как и в этом случае. «Угодный внук+Хороший ученик» продолжает жить в этом «Вакууме безопасной жизни» и вряд ли его родные в будущем догадаются, отчего вдруг в семье появился Бесхребетный Мужчина… Уважаемые Родители, создатели своего будущего, когда Вас раздражает в своем ребенке его неуверенный взгляд, тихий голос, неуклюжие действия, глупые поступки, когда Вы пичкаете его теорией жизни без практики, когда ребенок воспринимает мир только сквозь призму успешности в учебе, всеми усилиями стараетесь держать его в позиции Отличника Лучшего учебного заведения, когда Вы доверяете своего ребенка самым близким и родным, вспомните, пожалуйста, эту Маленькую историю и сделайте правильный вывод, ведь в погоне за регалиями престижной школы, в погоне за материальным теряется Истинная Ценность Жизни- чистые и искренние отношения с Вашим ребенком, возможность стать ему настоящим другом и помочь ему войти в этот ужасно-прекрасный мир Здоровым, Счастливым и Успешным Человеком! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|