Автопортрет из пластилина.

В этой статье я продолжаю тему, начатую в статье Я леплю из пластилина…

Создавая автопортрет, человек проецирует на пластилин свои эмоциональные проблемы, рассказывая о них в символическом виде.

У него появляется возможность посмотреть «на себя» со стороны, с разных точек зрения. В процессе лепки и беседы по поводу полученной фигуры могут использоваться ассоциации и метафоры.  В результате озвучивания мыслей, ощущений и чувств происходит переосмысление и трансформация опыта. У клиента может появиться желание поменять расположение фигуры или изменить ее форму. Он может начать дополнять «свой образ» деталями, таким образом, неосознанно гармонизируя собственный внутренний мир. Чаще всего подвергаются трансформации те элементы фигуры, которые вызывают негативные переживания, их изменение дает возможность взаимодействия с переживанием и завершение его.  Предложение что – то изменить может исходить и от психолога.

Одно из преимуществ пластилиновой терапии  - это изменчивость материала, которая дает возможность экспериментировать, меняя различные элементы образа и символически «разрешая себе изменяться». Пластилиновые образы, можно трансформировать необходимое количество раз до полного душевного комфорта.

Работа с пластилином возвращает нас к младенческим ощущениям, когда тактильный контакт был первым способом коммуникации и знакомства с миром. «Оживают» переживания детства, вскрываются ранние травмы, но, при этом, душевная боль «анестезируется» посредством ресурсной энергии творчества.

Работа с пластилином, как с упругим материалом, позволяет реализовать физические импульсы, ранее неотреагированные в стрессовой ситуации, и зажатые в теле.

Контакт пластилина с биологически активными точками на ладонях: «мятье», сминание, перемешивание, формирование однородной массы при смешении разных цветов пластилина делает лепку эффективным самомассажем. Восстанавливается внутреннее равновесие и уникальный для данного человека темп движений и дыхания.

Пластилин можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Различные действия отражают различные чувства и эмоции.  Отношение к материалу, в нашем случае, к пластилину— это отношение к различным жизненным ситуациям, и к жизни в целом. Процесс лепки наглядно показывает, какие сценарии доминируют в поведении. В стремлении вылепить «идеально» может проявляться перфекционизм, в небрежности - способность превращать все вокруг себя в хаос. 

Совершённые изменения пластилиновой фигуры влияют на реальную жизнь. Прожитое в бессознательном имеет прямое отношение к переменам в настоящем. В процессе работы с пластилином, которая сопровождается беседой с психологом, в психике клиента активизируется то, что нужно именно ему в данное время, а затем происходят перемены и в реальности.

Подсознательные конфликты и переживания легче выражаются с помощью наблюдаемых образов, чем в вербальном общении, они меньше подвержены контролю со стороны сознания, и потому дают возможность обращаться к истинным чувствам, желаниям и мыслям.

И не так уж важно, что, чаще всего, человек совершенно не умеет лепить.

Автопортрет, созданный из пластилина, помогает понять отношение человека к самому себе на данный момент времени. Эту технику можно применять на разных стадиях работы с клиентом. При участии психолога происходит самоанализ личности, основная цель которого - восстановление целостного образа своего «я». 

Пример из практики.

Клиентке, назовем ее Лена, 40 лет, два брака закончились разводами, взрослый сын живет отдельно, отец умер. Лена живет в однокомнатной квартире вдвоем со своей мамой.

-  Лена, вылепи СЕБЯ из пластилина.  (Лепит и располагает получившуюся фигуру на фоне цветка, находящегося на стеклянном столе в кабине психолога). Как зовут твою героиню?

Автопортрет из пластилина

- Как и меня, Лена. (Иногда имя автора скульптуры и его пластилинового двойника отличаются. Это может стать направлением для исследования, например, можно задать вопросы: как ты относишься к своему имени? Кто назвал тебя? Почему выбрали именно это имя? и т.д.)

- Сколько ей лет?

- Тринадцать. (Возраст фигуры проявляет возраст травмы, актуализировавшийся в настоящее время).

- Что происходило в твои тринадцать лет?

- Ничего особенного, в школу ходила, нравился мальчик Игорь. (Проявляется тема отношений с мужчинами).

- А он как к тебе относился?

- Не знаю, никак.

- А ты как – то давала ему понять, что он тебе нравится? Интерес к нему проявляла?

- Нет. Мама говорила: «дружить рано».

- А папа что говорил?

- Папа говорил: «Вырастешь, получишь образование, мужчина будет соответствовать твоему статусу».

- Из того, что говорил папа, что – нибудь сбылось?

- Только то, что выросла. Образование не получила, и оба мужа были непутевые.

- Как считаешь, мама соглашалась со словами отца?

- Когда отец меня хвалил, у мамы всегда кривились губы, она даже проговаривала отцу: «Ты любишь Ленку больше, чем меня, меня это бесит»

- Как на ее слова реагировал отец?

- Посмеивался, и говорил: «Так и есть, Ленку больше люблю, она красивая и не ворчит, как ты». (Отец противопоставлял дочь жене, создавая конфликт между ними. Обычно так происходит, когда между супругами нет взаимопонимания, тогда кто – то из них для усиления своей позиции создает союз с ребенком. Ребенок в этом случае становится триангулированным, со всеми вытекающими из этой роли последствиями. На тему триангуляции статья Драма триангулированного ребенка.  ).

- Как ты, Лена, чувствовала себя при этом?

- Как будто я виновата перед мамой, что отец меня любит больше. (Чувство вины перед мамой закрывает для женщины путь к собственным гармоничным супружеским отношениям)

- Это похоже на то, что ты как будто не имеешь права быть счастливей, чем она, твоя мама?

- Очень похоже. Мои мужья не ценили меня, относились ко мне как отец к маме.

- Ты выбирала таких мужчин из «солидарности» с мамой? (Плачет). И с папой? Потому что мужья похожи на него.

- Да. Как будто за это они будут больше меня любить…

- Чего не хватает той, тринадцатилетней Лене?

- Любви мамы ей не хватает.

- Можешь вылепить мамину любовь, на что она похожа для тебя?

-  Она похожа на сердце. (Лепит).

- Можешь добавить мамину любовь Лене? (Добавляет, соединяет сердце с рукой пластилиновой девушки). Как она сейчас себя чувствует?



- Намного лучше.

- Чего еще ей не хватает?

- Спокойствия, защищенности.

- Ты помнишь, когда это состояние было в твоей жизни?

- Да, когда я в пятилетнем возрасте отдыхала на море с родителями.

- На что похоже состояние спокойствия и защищенности?

- На цветок. (Лепит. Добавляет цветок пластилиновой девушке).



- Как сейчас она себя чувствует?

- Хорошо.

- Я заметила, что у нее обувь разного цвета…

- Мне это не нравится. Черная туфелька на левой ноге, как будто запрет на проявление женственности. Я хочу ее переделать. (Переделывает, обе туфельки становятся голубого цвета).



- А еще я заметила, что ее лицо и нос разного цвета…Нос такой же по цвету, как и волосы.

- Все говорили, что у меня красивые волосы, а вот в форме носа я сомневалась. Наверное, потому и вылепила нос такой же «красивый», как волосы. Сейчас мне он уже не нравится. (Меняет цвет носа). Сейчас легче дышится.



- Сколько сейчас лет пластилиновой Лене?

- Сорок, ей сорок, как и мне. (Взросление фигуры подтверждает взросление и ее автора, это может служить подтверждением завершения данного этапа работы).

Работа с образами прежде всего происходит в бессознательном поле отношений клиент-психолог. Внешним же показателем успеха будет являться трансформация внутреннего негативного образа в более позитивный, что ощущается клиентом как эмоциональное облегчение, освобождение, умиротворение. Если психологу удастся расширить горизонты пришедшего к нему на прием человека, помочь ему увидеть причины неудач, обнаружить неиспользуемые ресурсы, значит, вероятность того, что клиент сможет справиться со своей проблемой, повышается. Изменения, которым подвергается пластилин в наших руках, символизируют процессы, происходящие в бессознательном. Результатом, как правило, становятся более адаптивное поведение, снижение напряжения, более глубокое понимание себя и радость от жизни. Использование пластилина дает возможность убедиться не только на психологическом, абстрактном уровне, но и на физическом, что наша собственная жизнь находится в наших руках, и мы сами решаем, какими эмоциями и событиями она будет наполнена. 

Статьи о работе с рисунком:

Идеальный муж – какой он?

Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

Работа с бесплодием с помощью рисунка.

То, на что мы смотрим, увеличивается.

Арт-терапевтическая техника «слепой художник».

Статья о работе с пластилином:

Я леплю из пластилина…



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Я леплю из пластилина…
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Как изменить отношение к деньгам. Работа с рисунком.
  • Как изменить сценарий своей жизни. Работа с отношениями с мамой
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Чем занять детей дома? Лепка из пластилина + фото
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда живешь будто за ширмой своей жизни
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Я полюблю себя, когда меня полюбит кто-то другой
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Отец в нашей жизни (работа с родом)
  • Рефлексия. Пластилин в переносе фигуры счастья.
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Отец. Куда ты меня ведешь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь