Что такое ограничивающие убеждения и зачем с ними работать

Автор статьи: 404

Я и моя коллега проводим сейчас марафон "Свобода от ограничивающих убеждений и страхов". И мне хочется поделиться малой частью того, о чём мы там говорим, про что работаем и зачем мы это делаем.

Что такое убеждение?


Сам по себе термин убеждение – означает твердый взгляд на что-нибудь. 
«Твердое правило жизни» в которое мы верим и поступаем в соответствие со своей верой. Обычно мы следуем убеждениям не подвергая их логике или анализу, потому что достаются они нам от значимых в нашей жизни людей или из важных личных историй.

 

Мы сами себя заставляем поверить в убеждения, замечая то, что их подтверждает и совсем не видя того, что могло бы их опровергнуть.
Большинство наших важных убеждений находятся в неосознаваемой части нашей̆ Модели Мира, поэтому на сознательном уровне мы, как правило, не знаем об их существовании. Если мы о чем-то НЕ знаем, то мы Не можем это изменить! 


Важнейший первый шаг – это выявить свои убеждения. Убеждения можно найти, проанализировав паттерны (повторяющиеся сценарии и ситуации) своей жизни. 

В марафоне в том числе мы даём техники, помогающие найти и проработать установки, мешающие в жизни.

Как можно простым путём искать свои ограничения?

Они часто начинаются со слов:
• Я должен...
• Мне надо...
• Я обязан...
• Мне следует...


ВАЖНО: Одно и то же убеждение может быть в разных ситуациях полезно или наоборот разрушительно.

Примеры:
«Деньги – это зло»
«Не трогай папу, он устал после работы»
«Я не достойна хорошей жизни» 
«Садиться за стол надо с чистыми руками»
«Мусор нужно выбрасывать в урну»

Чем же нам мешают ограничивающие убеждения?

Ограничивающие убеждения часто разрушают жизнь: мешают нам строить отношения, о которых мы мечтаем, иметь доход, о котором нам даже подумать страшно, быть рядом с интересными и добрыми людьми, которые не предают, быть нужными и важными в первую очередь себе, заниматься любимым делом, позволять себе быть собой, принимать себя, быть там, где нам хочется, есть то, что вкусно, покупать что хочется, а не то что дешевле.. продолжать можно бесконечно.

Конечно же, наши ограничивающие установки душат "внутреннего ребенка". И тогда у нас нет контакта с нашими истинными желаниями и со всем тем, чем является наш внутренний ребёнок. Что это за качества? Те же, что есть у реальных маленьких детей:

• Он дает свободу своим истинным желаниям 
• Дает свободу чувствам
• Свободен проявлять искреннее удивление 
• Он находится в моменте
• Делает то, что хочет, а не то, что должен
• Обладает интуицией
• Радуется простым мелочам
• Он спонтанен!

 

Мы все с вами были детьми, внутри КАЖДОГО ИЗ НАС живёт "внутренний ребёнок", который всё это помнит и умеет! В этом столько драйва, энергии, ресурса, удовольствие, чистой радости, любви жить и творить! Но мы не слышим его голос, желания, под слоем псевдо-установок, ложных правил, ограничений и убеждений.

 

Работа с убеждением 

Ниже я приведу свой личный пример - я подробно разобрала одно из своих ограничивающих убеждений по одной из техник.

1. Убеждение

"За всё в жизни надо платить".

2. Какая польза от этого убеждения (физически, психологически, социально, духовно)
  • Я не ищу халявы
  • Я честная, не стараюсь обхитрить
  • Я не жду подачек
  • Это справедливо: рыночные отношения, материальный потребительский мир мне ясен – понятные ориентиры
  • Понятная причинно-следственная связь между тем как получить то, что я хочу (узнать стоимость, раздобыть средств и получить желаемое)
  • Я самостоятельная
  • Я легко соглашаюсь на компромиссы, сделки, бартеры, обмены
  • Я легко расстаюсь с деньгами
3. Чего меня лишает это убеждение (физически, психологически, социально, духовно)

Я живу в напряжении и подсчётах

Я буквально нахожусь в ожидании расплаты – за ВСЁ

Например, какую цену я заплатила за то, чтобы быть счастливой?

Денег я за счастье точно не платила, тогда что? Три варианта:

Счастье просто закончится, скоро. Я живу и боюсь этого, и жду.

Я расплачусь за счастье здоровьем – своим или близких.

Надо молчать о счастье (не радоваться открыто) – как только расскажу – отберут, это моя цена.

В итоге я счастлива, но не могу радоваться, ценить то что имею. Не могу легко и просто быть в моменте рядом с дочкой, мужем. Нет беззаботности, есть вечная озабоченность «а всё ли хорошо? А что можно улучшить?»

Я стараюсь не думать и не растворяться в счастье, но занимать свои мысли чем-то другим, скорее переключиться, чтобы «не дай Бог начать думать о счастье, начать это ощущать и радоваться!» Появляются придирки, выискивание несовершенств, изъянов счастья.

Я обесцениваю то, что имею. Потому что если счастье моё не такое уж и классное – то и цена не будет велика (дешевые вещи оттого и дёшевы, что некачественные или бракованные). Я сама разрушаю свое счастье в итоге.

Плюс в голове всегда идёт утомительная и истощающая голову и тело математика: сколько я просьб и одолжений сделала, кто и сколько сделал их мне «в обмен» (вернул), равное ли количество подарков я и подруга подарили друг другу и так далее. Появляется и растёт раздражение на людей, которые «не отдали долг, не уравновесили весы, не восстановили баланс, задолжали мне просьбу/подарок/услугу/угодно ещё».

4. На сколько от 0 до 10 оно мешает мне достигать цели

На 7 баллов.

5. В каких случаях убеждение не работает, пример
  • Я не должна платить за себя в ресторане, кафе и баре.
  • Я не плачу за искренние комплименты.
  • Улыбка дочери – бесплатна.
  • Солнце в окне – я не плачу за него.
  • Ягоды черники в лесу не нуждаются в оплате.
  • Дождь также бесплатный.
6. Когда возникло? Сколько было лет, кто что сказал, что за история

Мне было примерно 4-5 лет. Я находилась в больнице: мама подрабатывала по ночам санитаркой, и брала меня с собой если не с кем больше было оставить. Медсёстры знали меня, а я знала их. И одна из них в этот вечер подарила мне (о чудо!) сшитый ей для меня матрасик, подушечку и одеяльце – ровно по размеру моей куколки! Я носила куколку с собой, и медсестра видела её несколько раз, поэтому точно знала размер.

Моему восторгу не было предела!! Я скакала по сестринской (аналог ординаторской у врачей), радостно восклицала что-то вроде: «мама, смотри какое! Мне подарили! Это для меня! Подарок! Просто так! Мне!»

И мама, зашедшая в сестринскую передохнуть от тяжёлого физического труда и выпить чаю, сначала молча кивала. А потом с грустными глазами и тяжёлым выдохом бросила невзначай, в сторону или себе под нос фразу: «ничто в жизни не достаётся просто так… за всё надо платить…»

И пошла со шваброй и ведром мыть больничный коридор.

Что сделала я? Для радости от подарка места не осталось: ведь когда мне стало  радостно, то маме стало грустно. Я виновата. Я расстроила маму. И может она разозлится. И это страшно – тогда на меня накричат, а я этого не хочу. Я боюсь маму в гневе. Я помню как это бывает. И ещё я чувствую себя виноватой: маме стало из-за меня грустно и она пошла работать, «отрабатывать» мой подарок – ведь она сказала что это «не просто так!» и «за всё надо платить». Вот она и платит – за мой кукольный матрасик мытьём полов и туалетов в больнице…

Установка подкреплялась ещё не раз – мамой, бабушками, крёстной. И прочно сидит в голове.

Плюс ко всему мама стыдилась и стыдится до сих пор этой главы в её жизни, когда она подрабатывала санитаркой. «Бедным быть стыдно», «Эта работа для необразованных», «стыдно признаваться и показывать кому-то что ты бедный, что нет денег на оплату чего-то» - это тоже мои, родные, установки, с которыми мне приходится работать и работать…

7. Чего я на самом деле боюсь? От чего меня защищает это убеждение

Получается, что когда я радуюсь, когда мне хорошо и я счастлива – то кому-то другому становится плохо и грустно. И значит не надо радоваться подаркам (чему-то бесплатному), потому что это расстроит маму. Не стоит показывать что я счастлива (или можно радоваться «потихоньку»). Тогда мама разозлится и мне может влететь.

8. Если нет этого убеждения, то я тогда…

Могу быть радостной, счастливой, благодарной за то что имею и искренне проявлять эти чувства, делиться ими с окружающими людьми.

Радоваться в моменте.

Не жить в ожидании «что-то случится», «скоро это закончится», «час расплаты близок», «радоваться нельзя, иначе…», «что-то идёт не так», «не может быть что Я и СЧАСТЛИВА, это не со мной»

Сбросить груз тревоги и не держать в голове таблицы Брадиса по учёт и выплатам всего на свете.

9. Если я прямо сейчас стану свободна от этого убеждения, какой первый шаг я совершу?

Проведу день с друзьями, не взяв с собой денег, и посмотрю что произойдёт!

Я хочу попробовать быть свободной, сбросить груз подсчётов и ожидания худа.

Удивительно, как маленькие дети способны брать на себя ответственность за проблемы взрослых и потом нести этот груз через всю свою жизнь...

Хорошая новость в том, что можно (и нужно!) научиться находить и обезвреживать старые кривые паттерны. И научиться снова, как в детстве, слышать себя, свои истинные желания, вернуть себе контакт со своим настоящим Я.

 

Планируем проводить ещё один марафон по этой теме, старт 18 октября. Подробности в инстаграме у Жени Сергеевой или в её группе на фейсбуке.



Просмотров: 555
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Зачем быть искренним? Что мне это даст?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • За что мне хорошему это всё !?
  • ШКАТУЛКА С ДРАГОЦЕННОСТЯМИ или Что мне помогает радоваться жизни
  • Сколько ходить к психологу и что мне за это будет?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь