|
Мамочка, почитай мне сказку!Автор статьи: Махмудова Анна Леонидовна
На сегодняшний день практически каждый человек, так или иначе интересующийся психологией, хоть раз, да слышал такой термин, как сказкотерапия! И, конечно, всем читающим ясно, что любое произведение, буд-то рассказ, повесть, стихотворение, басня или даже колыбельная, имеет какое-то очень важное послание от автора. Это послание и является изнчальным смыслом написания прроизведения. И когда нам удаётся увидеть этот смысл по сле прочтения, то что-то меняется в нашем сознании. Мы часто начинаем иначе смотреть на ту или иную привычную нам вещь или соьытие. Это и есть сама по себе терапия сказкой (неким сказанием, рассказом, повествованием). И, конечно, зная об этом, родители стараются с детства применять такую терапию на практике со своими детьми - этакий инструмент воспитания. И всё бы было хорошо, если бы не те Но, которые заключены внутри этого процесса! Итак, разберём по-порядку: 1. Выбор произведения. Современное поколение (то есть мы с вами), в основном выросло на русских народных сказках, ведь это наследие предков имело место на книжной полке каждой семьи. И даже в самой небогатой семье жили русские народные сказки. Более того, они всегда были на устах баушек, дедушек и других любящих нас родственников. Сейчас ситуация немного изменилась, но сама по себе привычка чтения русской народной сказки так и присутствует в нашей глубокой памяти, доставшейся нам по наследству. И вот тут возникает необходимость обратиться к истории русской литературы! На Руси фольклор для детей формировался из прибауток, потешек, колыбельных песен, зазывалок, считалок и скороговорок! Всё это имело свой смысл и назначение: колыбельные, как правило имели обережное назначение, потешки, к примеру, развлекательное, прибаутки - поучительное. Всё остальное писалось для взрослых: песня, былина, сказка. И ведь сказка была не от слова - сказочный, как мы все сейчас это понимаем, а от слова "сказание" - рассказывание. И не с проста все дети боятся такого персонажа, как Баба Яга (некоторым взрослым она тоже не приятна бывает). И эти ощущения абсолютно верные! Ведь Баба Яга олицетворяла в русском фольклоре представителя потустороннего мира. Из описания Бабы Яги следует, что она вообще-то покойник, некий представитель смерти или сама смерть, находящаяся на границе реального и потустороннего миров. И если мы с вами вспомним какими словами заканчивалась любая сказка, то всё окончательно встанет на свои места: "Сказка ложь (выдуманное событие, может быть основано на реальном событии с преувеличением для более яркого восприятия), да в ней намёк, добрым молодцам (не детишкам!) урок!" Можно привести в пример любую другую сказку (например, Красная шапочк), где мы можем наблюдать излишнее эмоциональное проявление, которое для ребёнка, во-первых, не понятно, во-вторых, внушает зачастую глубокий страх. 2. Сам процесс чтения. Часто ли мы вообще задумываемся над тем, что нужно создать определённую атмосферу для такого таинства, как чтение? А о том, что нашему ребёнку нужно не только принять комфортное положение, но и самим занять такую позицию, которая позволит нам получать удовольствие от процесса чтения, а ещё возможность замечать реакцию ребёнка на определённые события , разворачивающиеся в сказке, которую мы выбрали? Монотонное наше чтение или ребёнок, слушая, ощущает себя как в театре юного зрителя? Читаем ли мы с удовольствием, включаясь в интересы ребёнка или торопимся поскорее завершить этот процесс, демонстрируя своё безразличие к участию в его жизни? Все перечисленнные вопросы имеют очень важный смысл. И если вы внимательно их протчтёите, то даже увидите в них ответы. 3. Обсуждение просчитанного. Имеет ли такое большое значение прочитанная сказка, если она не вызвала ярких эмоций или вопросов? Я считаю, что нет. Ведь, слушая или читая сказку, мы проживаем какую-то очень интересную и важную историю, благодаря которой мы можем становиться чуточку лучше? О важности обсуждения прочитанного: а. мы можем узнать у ребёнка, что важного он увидел в новой истории или что нового открыл для себя в старой (ведь так часто дети просят прочесть ещё раз!). И, возможно, повторное чтение даже наиболее ценное. Ведь тогда мы можем узнать во время беседы о сказке как ребёнок усвоил прошлое открытие, а так же показать, что каждый раз глядя на одно и то же событые/действие , можно увидеть ещё что-то важное и оно может быть более ценным и глубоким. б. мы имеем возможность донести до ребёнку ту мысль, которую он по каким-то причинам не заметил! в. мы можем скорректировать его взгляд на ту или иную ситуацию или помочь найти в минусах плюсы, а к плюсам добавить предосторожности, если они там возможны. г. аким образом мы практикуемся с ребёнком формировать собственную точку зрения, аргументировать её и отстаивать. д. мы отрабатываем с ребёнком умение слушать и выслушивать иную точку зрения. Здесь же можем и показать, что у каждого может быть своя точка зрения и каждый имеет право на свой взгляд! Резюмируюя данную статью, хочется пожелать всем родителям и не родителям, осознанности! Ведь осознавая кждое своё действие, мы обретаем смысл собственной жизни. Читайте с удовольствием, читайте детям и читайте вместе с детьми!!! (с) Ваш семейный психолог - Анна Махмудова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|