|
Времена жизни и возрастные периодыАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Периодизация жизни и возрастные кризисы – важная тема теоретической и практической психологии. Жизнь – это путешествие в линейном времени от истока к устью, от рождения к смерти через младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст и старость. Понятия инфантильная и зрелая личность указывают на психологический возраст человека. Уровни развития психики (Оно, Я, Сверх-Я) З. Фрейда, теория агрессивности в связи со стадиями развития А. Фрейд, архетипы «вечного юноши» (Puer Aeternus) и «старца» (Senex) К. Юнга, стадии развития описанные М. Малер, М. Кляйн, Д. Винникоттом, периодизация Л. Выготского и Д. Эльконина, этапы развития личности Э.Эриксона определяют структуру, ведущие мотивы личности и возможность осознания своей психики. Интерес этих выдающихся ученых к теме времён жизни вполне понятен если мы рассматриваем человека и психику в процессе развития и становления, а также в связи с остановками развития, реверсами, регрессом и деградацией. Внимание психологической науки к теме времени и этапам жизни имеет глубинные общекультурые корни и является выражением общечеловеческого интереса к проблеме времен жизни. Остановимся здесь на том, как жизненные этапы представлены в мифологии и творчестве художников. Что было до наступления времен? На картине П. ди Козимо «Охота» (1490-е) изображено детство человечества,которое соотносится в первобытной и мифологической историей, когда люди еще были не вполне людьми, не умели пользоваться огнем, не контролировали влечения и были похожи на диких зверей, сатиров и кентавров. Появление человека ознаменовалось осознанием конечности жизни и осознанием, что самая сильной силой на Земле, сильнее самых сильных людей и сильнее Любви является Время. По смысловому наполнению Время сближается со Смертью. Оставим здесь романтические представления о том, что Любовь сильнее Смерти / Времени и признаем, что если не одного, то двух, максимум трех поколений достаточно, чтобы Время победило Любовь. В этой связи примечательна картина А. ван Дейка с суровым сюжетом «Время обрезает крылья амуру» (1620). В латыни корень temps означает "резать"; термин указывает на одну из главных функций времени — жать, косить часы земного существования. Как разрушитель и символ бренности всего сущего Время (Стаурн, Кронос, Хронос) представлено на картине Ф. Гойи и П. Рубенса с одноименным названием «Сатурн, пожирающий своего сына». В древне-греческих мифах Сатурн (Кронос) знал, что с трона его свергнет один из его сыновей, и поэтому он поедал их еще младенцами, чтобы защитить свою власть. У Рубенса уродливый монстр откусывает голову взрослому человеку. У Рубенса безжалостный Сатурн поедает свое собственное дитя новорожденным. Время как божество доброго начала способствует торжеству истины над кознями клеветы и порока представлено на картине Ж.-Ф. Детройя «Время открывает истину» (1733). Фигура Времени, держащая косу в небе, показывает Истину, его дочь, которая снимает маску со старухи, олицетворяющей Мошенничество. Четыре добродетели опустились на колени у ног Истины. Стойкость лежит на льве, который символизирует ее мужество. Правосудие держит меч, символизирующие ее силу. Терпение несет кувшин с водой, который означает воздержание, а Мудрость представлена с символом змеи. Близкий мотив представлен в картине Н. Пуссена «Время спасает Истину от Зависти и Раздора» (1641 г.). Ничего не скрывающая Истина изображена в виде обнаженной беззащитной юной девы. В руках ангела серп и змея, кусающая свой хвост — атрибуты Времени. Кинжал и горящая головня — признаки Зависти. Яблоко и змеи вместо волос на голове — признаки Раздора.
На другой картине Н. Пуссена «Танец под музыку Времени» (1636) двуглавый бог Янус, обращен одним лицом к жизни и взирает на хоровод. Четыре танцующих фигуры олицетворяют четыре стадии земного пути, но не Детство, Юность, Зрелость и Старость, а Бедность (босоногий юноша в черном), Труд, Богатство и Наслаждение. Замыкается круг снова Бедностью. Аккомпанирует хороводу седобородый старик Время. В небе Богини времен года — оры, — сопровождают колесницу Аполлона. Слева изображен младенец, играющий с мыльными пузырями - символ быстротекущей человеческой жизни. Младенец справа следит за движением песочных часов, отмеряющих время танца жизни.
Песочные часы – символ быстротечности времени художники нередко вкладывают и в руки Смерти. Откровенную угрозу цветущей и беззаботной юности демонстрирует Смерть с песочными часами на картине Г. Грина «Аллегория смерти и красоты» (1510). Г. Грин «Три возраста и Смерть» ( 1539).
Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: — "Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему". Тема возрастов нередко изображаются в виде таких трицефалов или мужчин и женщин разного возраста. В эпоху Возрождения цветущий молодой возраст изображался в виде влюбленных пар на пленэре. На картине «Три возраста человека» Тициан (1512) мы видим аллегорию трех возрастов. Пара детей, спящих под крылом Купидона справа указывает на невинное детство. Молодость в виде пары счастливых влюбленных и старость в виде одинокого старика, который держит в руках два черепа — память о прошлом и напоминание о будущем. В серии картин американского живописца Томаса Коула (1801 - 1848 гг.) жизнь представлена метафорой реки, по которой человек плывет в своей лодочке в сопровождении ангела. В картине «Путешествие жизни. Детство» мы видим как ребенок с ангелом выплывают из темной пещеры Матери Земли на простор жизни к солнцу и теплу. Прекрасный, умиротворяющий пейзаж символизирует невинность и радость детства. Лодка скользит по спокойной и небольшой реке, символизирующей опыт защищенного детства. Фигура на носу лодки держит песочные часы, символизирующие время. На картине "Юность" мы видим подростка, плывущего в лодка плывет по реке, протекающей через пышные долины, по направлению к белому сияющему дворцу в небесах. Мы видим такой же живописный ландшафт, что и на первой картине, но кругозор Путешественника уже намного шире. Теперь юноша сам крепко держит руль, а ангел, наблюдающий за ним с берега, помогает ему. Энтузиазм юноши и его энергия заметны в его позе и развевающейся одежде. В небесах парит призрачный замок, белый и мерцающий, как маяк, символизирующий надежды и мечты человека. На первый взгляд, кажется, что спокойная река течет прямо к белоснежному замку в небе, но в крайнем правом углу картины видны опасные темные воды. Сам Коул так комментировал эту картину: "Весь пейзаж этой картины - с ее светлым потоком, раскидистыми деревьями, величественными горами, необъятными просторами и прозрачной атмосферой - служит обрамлением для фигуры, очарованной красотой и рвущейся вперед, влекомой молодым воображением, когда ум возносит Рассудок и Здравый Смысл в Эмпиреи, прежде чем опыт научит его тому, что является Реальностью".
И только далеко-далеко, на горизонте, мы видим проблески заката. Эта линия, где в далеком океане встречается закатное яркое небо с океаном, притягивает к себе взгляд зрителя. Хаоса дикой сцены на переднем плане контрастирует с этим спокойствием, мелькнувшим как случайная возможность. Коул помещает этот важный смысловой центр картины чуть ниже и правее ее физического центра. Сочетание единственной горизонтальной линии с теплым цветом, противостоящее темному хаосу ломаных линий, привлекает взгляд зрителя снова и снова.
Человек состарился, он пережил все испытания жизни. Воды вновь успокоилось: река впадает в Океан вечности. Фигура с песочными часами на лодке пропала, лодка вся оббита. Старый Путешественник достиг конца земного времени. Метафора лодки или корабля как личности человека сделана центральной темой в картине К. Фридриха «Возрасты человека» (1835). Здесь мы видим равное количество человеческих фигур и кораблей. Человек, изображенный со спины, представляет старость. Детство помещено в центр композиции как символ радости, счастья и надежды. Маленькие лодки у берега как и дети лишь начинают свой путь в мелкой и чистой воде. Корабль по центру картины поднимает паруса, как бы защищая детей на пляже. Возможно, он олицетворяет мать, присматривающие за детьми. Корабли на горизонте символизируют последующие этапы жизни и соответствуют двум мужчинам. Самый дальний корабль соотносится со пожилым мужчиной и путешествие в потустороннее. Перевернутая лодка в нижней правой части напоминает гроб. Ее нос лодки обращен к старику, что намекает на его близкую кончину. Беззаботность детства и юности, умиротворение, гармонию зрелости и отчаяние старости Г. Климт отразил в картине «Три возраста женщины» (1905). В этой картине одновременно ощущение и радости, и печали, жизнь и смерть в их неразделимости. Эдвард Мунк продемонстрировал неисчерпаемость темы периодов жизни, работая над ней в течение тридцати лет. Э. Мунк "Три стадии женщины" (1894) Э. Мунк. Четыре возраста в жизни (1902) В заключение от образного ряда к цифрам. Согласно одной из ведущих теорий развития Э. Эриксона выделяется восемь фаз в психосоциальном становлении человека. Младенчество (от рождения до 1 года). В это время формируется базовое доверие к миру Раннее детство (1 — 3 года). Появление чувства стыда, осознание собственной независимости и самостоятельности. Дощкольный возраст (4 — 6-7 лет). Игровое развитие инициативы, появление чувства вины и ответственности. Школьный возраст (7-8 — 12 лет). Формирование трудолюбия и навыков. Юность (13 — 19 лет). Возраст самосознания и осознания своего места в мире. Молодость (19-35 лет). Начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста. Взрослость (35-60 лет). Период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками. В это время происходит борьба творческих сил против косности и застоя. Старость (от 60 лет). Период, когда основная работа жизни закончилась, подведение итогов. Окончательное цельное представление о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Сегодня с учетом увеличения продолжительности жизни рубежи старости отодвигаются. Многое здесь зависит от социо - культурных различий, в частности отличие европейского образа жизни от азиатского. По классификации Всемирной организации здравоохранения от 2015 г. рубежи старости отодвинулись и предложена такая периодизация жизни. 25-44 – молодой возраст; Однако согласно социологическому исследованию, проведенному в Великобритании, большинство жителей этой страны считают, что пожилой возраст начинается после 70, а молодость заканчивается в 55 лет. Сегодняшние 50-летние британцы ведут такой активный образ жизни, какой вели вчерашние 30-летние. Это касается и спорта, и секса, и путешествий, и даже построения карьеры. В других странах Европы приблизительно такие же, как в Британии, определения возрастной границы старости. А вот в отношении окончания молодости представления различаются. Если в Британии считают, что это 46 лет, то в Швеции, согласно аналогичному опросу, – после 35, а в Греции – после 50. То есть существуют явные отличия в связи с климатом и на юге люди стареют позже. Иначе обстоят дела в азиатских странах. В то время как американская или европейская женщина в 70 лет живет в полную силу и зачастую продолжает работать, азиатская женщина уже выработалась и считается старой. Данные по России носят отчетливо неевропейский характер. Согласно данным исследовательского центра портала Superjob.ru почти половина опрошенных считает, что в России женщина становится пожилой с 60 лет и только 30% говорят о пожилом возрасте с 70 лет. Пожилой мужчина по мнению 40% опрошенных считаться после 70 лет, а по мнению 37% – после 60 лет. Как можно предположить возрастная периодизация зависит не только от биологического, но и от психологического возраста, от самоощущения человека и возраста социальной активности. И совсем в заключение кислая вишенка на торт. Психологическая работа, в процессе которой человек принимает свой возраст не всегда приносит радость. Если человек в возрасте 50-60-и лет все еще считает себя во многом ребенком, то возвращение в свой реальный возраст возвращает ему и внешние черты его реального возраста. По идее это должно компенсироваться большим принятием естественных ограничений, накладываемых богом Времени и мудрым спокойным взглядом на жизнь. Г. Грин "Семь возрастов женщины" (1544) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|