|
Про цель, сопротивление и психологиюАвтор статьи: Счастливцева Ольга Олеговна
Думаю о том, что когда клиент приходит к психотерапевту и обсуждает кризис или тупик, то он делится с психологом двумя разными собственными мнениями. И эти два разных мнения условно можно обозначить, как цель и сопротивление. И тот, и другой полюс важен для клиента. И возможно, они почти равносильно важны, что и удерживает ситуацию на месте. Словно силы, толкающие вперед, к изменениям, равны силам, препятствующим этим же изменениям. Хотя, согласно законам физики – те силы, которые сопротивляются - они всё же чуть меньше, учитывая естественную инерцию перед любым новым шагом, но это я отвлеклась. И тогда очень важно отнестись с уважением именно к сопротивлению. Перестать от него отмахиваться, прекратить попытки его игнорировать, а напротив, рассмотреть эту сторону пристально и подробно, выслушать все аргументы, которые приводит наша лень или внутренний критик, или страх. Проговорить все эти аргументы вслух, увидеть страхи, разглядеть, отнестись к нему внимательно. Часто именно страх заботиться о нашей безопасности. Увидеть реальные опасности, которые могут появиться на пути, и отнестись уважительно к ним. Можно посмотреть вот с такой позиции - аргументы нашего сопротивления часто звучат, как аргументы чрезмерно опекающего или обесценивающего родителя – мол, не стоит и пробовать, ничего не получится. Такого родителя, который не верит в успешность ребенка, в его силы. Родителя, который заранее боится, что ребенок проиграет и тогда очень сильно расстроится, потеряет последнюю надежду. Тогда аргументы, направленные на достижение цели, звучат как позиция активного ребенка. Ребенка живого, исследующего мир, рискующего, который говорит «я хочу и буду». Но в то же время ребенка, который действует, не до конца представляя, как он планирует идти к цели, как ему нужно подготовиться, что сделать для собственной безопасности, какие шаги, в какой последовательности. Тогда позиция у ребенка слабая и не выдерживает родительских аргументов, движение останавливается, вязнет. Можно рассмотреть и обратную ситуацию - когда аргументы сопротивления - это аргументы взрослого, человека, уставшего уже от многотрудных действий. А аргументы, зовущие к цели - это родительское стремление к бесконечному совершенству собственного ребенка, к получению гордости за него, к достигаторству, запрету на отдых, невозможности остановки, а жизни под девизом: «только вперед и вперед». И в том, и в другом случае, как нас учит и теория, и реальная жизнь - стоит поискать среднюю позицию. Позицию не ребенка и не родителя, а взрослого. Заметить, что по факту, попадая в такие тупики и кризисы, мы остаемся взрослыми людьми. Поискать позицию взрослого, который стремится к цели, но опирается на планирование, на шаги. Который готов тратить силы, выдерживать марафон ежедневности приложения сил. Который готов нести потери, вплоть до полной неудачи. Который знает, как он выберется из неудачи и готов к ней только потому, что видит этот неустойчивый мир взрослым взглядом. И тут может выясниться, что не готов, и тогда это хороший повод поразбираться и с целью, и с ресурсами. Мы рассмотрели только два варианта полярностей. Их может быть много. Они могут пересекаться, переплетаться между собой. И тогда беседа с психологом - с профессиональным, но не заинтересованным лицом может прояснить, обнаружить саму ситуацию тупика, кризиса. И помочь найти именно тот вариант, который удобен и важен самому клиенту. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|