Размышления о фильме Джармуша "Патерсон" в двух частях.

Размышления о фильме Джармуша Патерсон в двух частях

Твой сын — не твой,
Твоё богатство — прах.
Ты сам — не ты,
Лишь отзвуки в горах.

Дхаммапада

 

Часть первая. Сразу после просмотра. 

Обожаю Джармуша!!!

"Патерсон" - один из лучших фильмов, которые я видела за последнее время!

Фильм просто "дышит" поэзией и любовью - нежный и ооочень добрый. Не понимаю, как режиссеру это удалось - столько насиропить, и при этом совершенно не приторно, никаких соплей и сентиментальности. Я бы даже не сказала, что он очень уж трогательный, хотя и не без этого, конечно - но все эти вещи так точно вымерены - ни капли передоза!, все пропитано тончайшим юмором, философичностью и еще какой-то невероятной правдивостью - это при очевидной неправдоподобности:)) 

Столько любви, красоты и едва уловимой боли в каждом моменте! Хотя посмотришь - что тут особенного? - обычная повседневная рутина, шум, "триллионы молекул" движутся или стоят.

 Чистый восторг! Я бы сравнила это кино (все фильмы Джармуша, кстати) с селективной парфюмерией - не массмаркет, разумеется, и не люкс - тонкая и изысканная ниша: на гурмана и ценителя. Да, чистый восторг!

 

Часть вторая. Пять дней спустя. 

Все-таки сравнение фильма Джармуша с нишевым парфюмом не случайно пришло мне на ум.
Как известно, в парфюме присутствует три ноты: три уровня раскрытия. Верхняя нота - самая яркая и краткосрочная - первое впечатление, первое "ах!" или "фу!". Затем идет нота "сердечная" - она проявляется, когда аромат "сядет" на кожу и начнет раскрываться. Это - "содержание и главная мысль" аромата.   В сердце аромата проглядывают уже и базовые ноты, но по-настоящему заявляют они о себе спустя какое-то время, после того, как сердечная нота развеется. "База" - это фундамент аромата, и послевкусие от него. Когда она заступает,  от верхних нот, как правило, и следа не осталось, сердце - нет-нет, да напомнит о себе, но власть целиком и полностью перешла к  "тяжелой артиллерии", и она уже будет стоять до конца. Где эти брызги шампанского, где цитрусы и соблазнительные ягоды? Нет их - только мускус, ветивер, уд и амбра, чуть припорошенные розой, фиалкой и специями. Иногда случается, что база так бьет по мозгу -  хоть на стену лезь. И тут ничего не сделаешь - не смыть ее ничем: напрочь въедается в кожу, остается только терпеть и ждать, когда, наконец, выветрится.

Какое это отношение имеет к фильму "Патерсон"?
А та же самая история!  Сначала он вызвал удивление и приятное шутливое настроение, потом восторг-восторг и восхищение талантом режиссера, но прошло время и "славный фильмик" (как выразилась одна моя добрая знакомая), не отпуская меня, оставляет такое послевкусие: грусть-печаль-тоска и еще что-то очень странно-тревожное...  Если в "Ночи на земле" это чувство пришло к концу фильма, то в "Патерсоне" - с оттяжечкой,.... через несколько дней.

Восхищение талантом режиссера не прошло, только усилилось. Прибавилось еще и уважение.



Близнецы? - "почему бы и нет? каждому по ребенку"



Патерсон живет в придуманном им поэтическом мире. В этом мире всё чудесно!  В этом мире он - не просто водитель автобуса, живущий в каком-то Мухосранске Патерсоне, уныло поглощающий по утрам свой сухой завтрак и идущий в синей униформе вдоль таких же унылых кирпичных стен и заборов,   - он Поэт и счастливый муж!  А его жена - не глупышка, раскрасившая весь дом - вплоть до собачьего ошейника - в черно-белое, купившая черно-белую гитару, пекущая черно-белые капкейки и мечтающая прославиться и разбогатеть и носить черно-белую одежду - она Художник, творческая личность и муза Поэта. А  спички - не просто банальные спички, а Спички, краше которых нет на свете, Разумные и Пылкие, с буквами как из рупора.

Да, покосившийся почтовый ящик, вечно ноющий коллега, пачкающаяся подушка и несъедобный "секретный пирог", наконец, остановленный маршрут и ломающийся автобус,  грозящий превратиться в "большой огненный шар"- все это намекает Паттерсону: "на улицах неспокойно".  Однако, он, несмотря ни на что, крепко держится за идею, что мир прекрасен. И это спасает  его от боли бытия.

И не только Патерсон, а каждый герой фильма живет в своем придуманном мире. Но разве не все мы таковы?  "Каждому - по ребенку". Кто-то, как Эверрет , изображает любовь, верит, что она настоящая, и даже пытается стрелять из игрушечного (а бывает, что и из настоящего) пистолета. Кто-то, как Донни, верит, что в его жизни все плохо и нет никакого просвета. Кто-то, как  те двое пассажиров, говорит: "но я же знаю, чего она хотела", -  и думает, что действительно, знает... А кто-то, как бармен Док, играет сам с собой в шахматы и боится проиграть....

Да, все мы таковы.... Но случается такое - неожиданно тебе приоткрывается странная правда: мир, в котором ты живешь, люди вокруг, твои отношения с ними, твои "знания и опыт" - все это сплошь игры разума, плод твоего воображения, и все это не имеет ничего общего с реальностью.  А дальше - больше: иллюзия рассыпается в прах, и ты  с ужасом обнаруживаешь себя в какой-то пустоте, тумане, и понимаешь, что тебе вообще ничего не известно и не понятно, мир Реальный - это нечто непостижимое, находящееся за гранью, и там вообще никого и ничего нет, и тебя тоже....

В фильме Джармуша роль разрушителя иллюзий играет бульдог Марвин - четвероногий "друг", сожравший все патерсоновоские стихи. Время от времени Марвин выталкивает своего хозяина из его милого сновидения: то в очередной раз собъет почтовый ящик, чтобы не стоял так правильно ( почему-то эпизод напомнил "Сто лет одиночества"), то зарычит сердито при сладком поцелуе хозяев, то недовольным урчанием в животе  сообщит, как, на самом деле,  "хорош"  пирог с брюссельской капустой ... Ну и последняя "услуга", которую оказал Марвин своему хозяину - показал истинную "ценность" его "секретной тертради": волшебный поэтический мир Патерсона оказался разорванным в клочья.

Боль, горе, утрата....
Кому они нужны - наши стихи в наших секретных тетрадях - эти "слова на воде"? Никому...


Карета превращается в тыкву, кучеры в мышей, а Поэт - в простого водителя автобуса....

Однако, всегда есть шанс встретить добрую фею странствующего японского поэта, который  "оставит нам в подарок" новую тетрадь, с такими манящими чистыми листами.... 


И, возможно, он, действительно, Спаситель - этот неожиданный японский волшебник?
Ведь стихи Патерсона, на самом деле, очень хороши и внутренний мир его так чист и прекрасен!



Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть первая
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь