|
Я для мужчин только друг - почему?Автор статьи: Ли Юлия Афанасьевна
Письмо от моей подписчицы: «Здравствуйте, Юлия! Помогите, пожалуйста, разобраться. Я с мужчинами только дружу, нам комфортно и интересно общаться, но потом они женятся на других женщинах. А я, как каждый раз потом оказывается, была только другом, собеседницей. Не подумайте, что у меня что-то не так с внешностью – наоборот, я хорошо выгляжу, у меня гармоничная фигура, я красиво и женственно одеваюсь. Но, видимо, недостает сексуальности, я как будто боюсь её включать: мне кажется, что если я включу сексуальную привлекательность, то придется отбиваться от мужчин, которые мне не нужны. Когда я замечаю на себе восхищенный мужской взгляд, я всегда отвожу глаза, чтобы он понял, что не надо ко мне подходить знакомиться (ведь мне придется его "отшивать"), а если мне самой нравится какой-то мужчина, то избегаю на него смотреть, чтобы он такой же взгляд не увидел у меня. При этом, конечно, те мужчины, которым нравлюсь я, и те, которые нравятся мне, никогда не совпадают, а если совпадают, то мы мило общаемся и в результате они выбирают другую. Как мне позволить себе быть сексуально привлекательной? Вы, наверно, спросите про детство? В детстве мама меня не любила и прессовала как могла, а папа меня любил, но не защищал от мамы. Буду благодарна Вам за ответ». *** Подобные истории всегда отсылают нас к архетипическим сюжетам, которые нередко проживаются нами в реальной жизни. Один из наиболее распространенных – это тот, где есть спящая, безнадежно печальная или замурованная в башне принцесса. И должна пасть целая череда героев, пройти бездна времени, прежде чем появится Тот Единственный, способный ее освободить. В архетипической психологии принято смотреть на жизнь реального человека через призму известных нам мифов (сказок, легенд…). На страницах своей рассылки я неоднократно писала о том, насколько это ценная работа. Миф позволяет рассматривать симптом как символ, дает нам возможность отделиться от своего жизненного сценария и увидеть его со стороны. Без этого мы вынуждены бесконечно проживать травмирующие обстоятельства, находясь внутри замкнутого круга. Ваша история тоже погружает нас внутрь некоей сказки. И здесь я фантазирую об образе Белоснежки внутри Вас. Эту сказку мы можем рассматривать как Ваш жизненный миф – ведь в нем есть черты, отражающие внешние обстоятельства Вашей жизни и процессы Вашего внутреннего мира. Я предлагаю Вам попытаться понять себя через понимание образа Белоснежки. Кто она такая и что с ней происходит? Белоснежка – это ребенок, еще до рождения запакованный матерью в некую неподвижную нарциссическую картинку. В ней нет чувств, нет личностных черт. Он описывает только внешние черты, причем довольно буквально. Это про то, что королева изначально холодна, у нее мало чувств, мало способности быть теплой. Внутри ее психики нет образа живого ребенка – нет образа себя как живого ребенка. И тогда ей не с кем идентифицировать реальную дочь. Поэтому с появлением девочки королева умирает. Умирает, не успев побыть матерью. Это умирает та часть материнского аспекта, которая способна любить свое дитя. Проще говоря – у королевы нет ресурса и опыта быть любящей мамой, потому что внутри нее тоже вот такой замороженный нелюбимый ребенок. На смену ей приходит злая королева, убивающая свою дочь. Частый мотив в сказках – смерть матери и появление мачехи. На самом деле добрая мать и злая мачеха – это аспекты одной и той же фигуры. И мотив смерти доброй мамы может символизировать перемену в женщине после родов. Фантазируя о будущем ребенке, она еще не понимает, в какие переживания «заставит» ее погрузиться младенец. Это правда – рождение детей поднимает в нас много разных чувств. И это всё состояния из детства. Здесь есть важная закономерность – если мы были сильно травмированы в детстве, то состояния будут тяжелыми. Не все мамы справляются с ними. Мать, подобная нашей королеве, не справится и станет холодной, отталкивающей и обрушит много ярости на свою Белоснежку. Такая мать также не справится со своей темной частью во время расцвета дочери. Мы видим, что главным объектом нападок злой королевы становится сексуальность падчерицы. Ведь именно за красоту и молодость она преследует Белоснежку. И что происходит в результате? Девушка отравляется заколдованным яблоком и погружается в мертвенный сон. Образ яблока приводит нас к не менее известным мотивам. Яблоко является символом любви. Также оно было и символом раздора между тремя знаменитыми небожительницами. Яблоко с древа познания лишило Еву невинности и инициировало ее во взрослую жизнь. Белоснежка отравляется, столкнувшись с собственной сексуальностью. Потому что реакции матери на сексуальность дочери уничтожающие, обесценивающие. Предметы женской красоты, подаренный ей злой королевой – корсет и гребень – отравляют. И заколдованное яблоко символизирует раздор, любовь и инициацию одновременно. Только вот любовь матери ядовита, а процесс инициация в женственность и во взрослые отношения несут для Белоснежки нечто непереносимое, от чего можно защититься, только уснув. На протяжении всей сказки, за исключением самого конца, мы не встречаем принца. При этом Белоснежка не одинока. Ее окружает целая толпа «поклонников» – гномов. И именно они спасают ее в первый и второй раз. Возможно, с Вами происходит нечто подобное. Ваша сексуальность и есть та уснувшая принцесса внутри Вас. Она жива, но она, как мертвая. Потому что жить и проявляться для нее – опасно. Именно поэтому для общения с мужчинами Вы бессознательно выбираете ДРУГОЙ, безопасный формат – дружбу. В нем есть тепло, интерес, но нет главного компонента для полноценных зрелых отношений – влечения. Все, как у Белоснежки с гномами. Ведь именно такие отношения спасают Вас от близости. И предчувствуя любовь, Вы прячете взгляд, потому что тогда Вам действительно придется отбиваться. Но не от мужчин, а от чего-то тяжелого в себе – возможно, от отравляющей материнской фигуры внутри себя, которая заставит Вас переживать страх, отчаяние, стыд, вину… В классическом анализе этой сказки гномы символизируют Анимусную часть Белоснежки. Анимус – это часть женской психики, в которой находятся представления о мужчинах и маскулинном. У Белоснежки она вот такая – незрелая. И это тоже про Вас? Вы в некоторой растерянности перед отношениями – Вы не знаете КАК ЭТО, быть в отношениях, что делать с любовью, если она вдруг обрушится на Вас, и что делать с собственной сексуальностью в этом случае. В сказке о Белоснежке мы тоже видим, что король и королева не переживают зрелых форм отношений друг с другом и с дочерью. Поэтому у девушек-Белоснежек, живущих среди нас, представления об отношениях – незрелы. Не в смысле того, что они сами инфантильны. Я говорю о том, что образ любви остается для них недостроенным, далеким от реальности и не дающим возможности создавать безопасную близость. Что же делать? Миф как символ жизненного сценария необходим нам для описания травмы и нахождения путей выхода из нее. В жизни же чаще случается так, что мы проживаем только первую часть сказки – часть, которая погружает нас в травму. Белоснежку, как и всякую принцессу, исцеляет поцелуй любви. И это вторая часть мифа, которая показывает путь к исцелению. Тогда возникает вопрос – что может стать таким живительным поцелуем, и кто тот принц, который Вас разбудит? Оживить мертвую принцессу – задача не из легких. Ведь сон ее хранит самые тяжелые состояния. И разбудить ее – значит заставить чувствовать их. А это страшно. Люди часто приходят в анализ с запросом – понять себя, свои желания и потребности, позволить себе любить. Однако, начиная переживать свои желания, прикасаясь к любви, человек начинает чувствовать все – и боль в том числе. Душа, подобно отмороженной части тела, согреваясь, будет сильно болеть. Но это единственный поцелуй, который может вас расколдовать. Принц – это та часть Вас, которая будет вести по этому пути и поддерживать. И здесь его задача начать оживлять чувства, которые Вы переживали в отношениях с родителями. Горевать над ними, злиться, испытывать отчаяние, проживать вину и другие сложные состояния. Ведь именно они и были оглушены и похоронены в хрустальном гробу. Так Вы начнете понимать, ЧТО является для Вас тем злополучным яблоком, и КАК злая королева внутри Вас продолжает Вас отравлять. А это и есть начало пути к способности выстраивать настоящую близость, быть теплой, живой, любимой. Юлия Ли Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|