Фильмотерапия. Мир райского блаженства против реального мира, полного тревоги

Смотрим фильм «Плезантвиль»

* * * * * * * * * * * * * 

Часто люди мечтают об идеальном мире, в котором все потребности было бы легко удовлетворить, общение с другими людьми доставляло бы только удовольствие, все запланированное сбывалось, все поставленные цели были бы достижимы. Проблемы разрешались бы быстро, универсальные алгоритмы действий всегда срабатывали бы без сбоев. В этом мире было бы возможно стать счастливым без приложения сверхчеловеческих усилий, потому что всегда было бы ясно и понятно, какое оно, твое счастье, и как его получить. Каждый занимал бы свое место и был бы им доволен, не было бы зависти и конкуренции. Не было бы разделения на бедных и богатых, уровень материальной обеспеченности людей был бы максимально высоким, ограниченным лишь рамками собственной фантазии. «От каждого по способностям, каждому по потребностям», с поправкой наличие частной собственности (согласно влиянию нынешнего времени).

При этом все признают (вынуждены признать), что идеальный мир невозможен, потому что в реальности всегда «что-то идет не так».

Так что же обычно «идет не так»? И можно ли на это как-то повлиять? Как понять, где происходят «сбои» в достижении целей, где возникают препятствия на пути к удовлетворению своих потребностей?

Проблема в других людях, тех, кто переходит мне дорогу, оставляя меня позади, или же проблема во мне, в том, что я не могу найти верный способ организовать свою жизнь? Или в чем-то еще?

* * * * * * * * * * * * * 

Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, обратившись к фильму  «Плезантвиль» для наглядности исследования.

* * * * * * * * * * * * * 

Предлагаю прочесть вводную для того, чтобы настроиться на просмотр с целью исследовать свою личную позицию на примере рассказанной в фильме истории.
Ниже буду даны блоки вопросов для самого исследования.

* * * * * * * * * * * * * 

Приятного просмотра и плодотворной работы!

* * * * * * * * * * * * * 

Главные герои фильма, Дэвид и Дженнифер, близнецы, учащиеся старших классов средней школы, живущие с матерью. Брат и сестра не похожи внешне, и очень сильно отличаются по характеру, по своему статусу в школе, и, главное, по своим представлениями о том, какова та идеальная жизнь, которую они бы хотели прожить.

Дженнифер видит смысл жизни своей в том, чтобы стать самой популярной девушкой школы, завести отношения с самым популярным молодым человеком, блистать и вызывать восхищение и зависть.

А Дэвид нашел воплощение своей мечты в сериале «Плезантвиль» — в киноистории об идеальной семье в идеальном городе. Он буквально поглощен сериалом, живет жизнью его героев, знает наизусть все реплики и мизансцены.

Плезантвиль — приятный городок. В этом мире нет «острых углов» и царит абсолютное благополучие — это воплощенная мечта, желанный образ счастья.

В этом чудесном мире не случается катастроф, самое страшное, что с тобой может произойти — ты потеряешь друга в супермаркете или твоя кошка застрянет на дереве и придется вызывать пожарных, чтобы снять ее. Да, пожаров здесь тоже не бывает.

В этом мире нет тревог и печали, все отношения между людьми предсказуемы, все люди настроены друг к другу доброжелательно. Здесь нет места дерзким фантазиям: предел мечтаний Джорджа, главы семейства из Плезантвиля, получить повышение, «если все пойдет, как надо» и можно быть уверенным, что все так и пойдет — как надо, как и задумано.

В Плезантвиле нет места неожиданностям, жизнь совершенно предсказуема, все мечты сбываются, каждый получает по потребностям, что исключает саму идею конкуренции среди счастливых обитателей городка, все любят и уважают друг друга в этом Эдеме незамутненной гармонии и полного удовлетворения всех чаяний.

Надо заметить, и это важно для дальнейшего разбора, что чаяния обитателей Плезантвиля весьма скромны и ограничиваются тем, что предлагает сама эта райская обитель.

Плотный питательный и разнообразный завтрак, горячий обед, который сервирует всегда довольная и счастливая жена всегда довольному и счастливому мужу, приходящему с работы пунктуально в один и тот же час. Дети учатся на отлично, имеют хороших друзей, занимаются спортом с радостью, побеждают в школьных олимпиадах. По вторникам боулинг в теплой компании всегда дружественно настроенных коллег по работе и шефа, по совместительству и мэра города, «доброго папы» всегда поддерживающего, опекающего, вдохновляющего.

Фильмотерапия Мир райского блаженства против реального мира полного тревоги

* * * * * * * * * * * * * 

Люди естественным образом не желают ничего, чего Плезантвиль не предлагает, а о существовании мира за пределами городка они даже не догадываются.

И да, только безопасный секс — двуспальных кроватей даже не существует и супруги спят раздельно, как скауты в летнем лагере. Откуда берутся дети — эта тайна в фильме не раскрыта.

Успокаивающее, убаюкивающее и расслабляющее отсутствие каких-либо перемен. Гимн спокойствия, ничем незамутненного ровного счастья в безопасном, предсказуемом мирке.

* * * * * * * * * * * * * 

Это и есть воплощенная мечта Дэвида, которого контакты с внешним миром пугают так сильно, что он предпочитает с миром и не контактировать вовсе. Страх получить отпор, отказ, натолкнуться на непонимание или возражения так силен, что Дэвид предпочитает все свое свободное время проводить за просмотром любимого сериала, не вступая в контакты с реальными людьми. Ему достаточно мамы и сестрицы, чтобы постоянно чувствовать себя не в своей тарелке.

Мама несчастлива и это оказывается настолько тревожным для Дэвида, что он предпочитает не видеть, не слышать, ничего не знать о том, что происходит с ней, что происходит в ее жизни. Сестрица же предпочитает завоевывать жизнь нахрапом, она прямолинейна и точно знает, чего хочет. Быть лучше всех, быть самой популярной, самой красивой, самой привлекательной для парней и готова пройти по головам в погоне за этим своим счастьем. Брата Дженнифер стесняется на людях, но, кажется, отношения у них в целом вовсе не плохие, возможно, потому, что они настолько разные, что и делить им нечего, не возникает конфликта интересов.

Но вот за место у телевизора разгорается настоящая война. Дэвид не готов уступить: в ночной программе викторина по любимому сериалу с возможностью выиграть миллион, а ведь он знает сериал назубок! Но Дженнифер пригласила парня своей мечты (мама уехала провести время с другом) и они намерены смотреть концерт MTV, прежде чем ... ну, вы понимаете. Они же не за ручки собрались держаться...

* * * * * * * * * * * * * 

И вдруг случается невероятное!

Дэвид и Дженнифер попадают ... в Плезантвиль, в сам сериал, «в телевизор», в идеальный и счастливый мир. И они уже не Дэвид и Дженнифер, а Бад и Мэри Сью, дети в идиллической семье Паркеров. И ... они становятся бесцветными, черно-белыми, как и все в этом чудесном мире. Спокойный серый цвет, никаких всплесков, никакого контраста...

Дженнифер в ужасе — ценности этого мира ей чужды, она в ловушке, в западне, попав в этот мир, она теряет то, чего только невероятными усилиями добилась в мире реальном...

Дэвид, конечно, тоже в шоке, но он, по крайней мере, знает об этом мире все и прекрасно ориентируется. И этот мир ему по душе.

И вот молодые люди из реального мира 90-х оказываются в идиллическом мире образца 50-х (кстати, не случайно: именно в 50-е в штатах расцвет абсолютизации общества потребления, веры в возможность достижения счастья и гармонии через удовлетворение базовых потребностей и искренняя вера в то, что их возможно удовлетворить на 100%)

* * * * * * * * * * * * * 

И что же происходит, когда живые люди со своими живыми человеческими импульсами попадают глянцевый мир совершенного счастья?

Могут ли они вынести это счастье? Может ли этот счастливый мир вынести их? Кто первый начнет разрушаться? И почему?

Это очень важный вопрос — почему именно так происходит?

* * * * * * * * * * * * * 

А фильм чрезвычайно наглядно показывает, что происходит при столкновении и взаимопроникновении этих двух реальностей: жизни и мечты.

* * * * * * * * * * * * * 

У живых людей всегда есть ожидания, всегда есть представление, что именно для них — лучше. Обычно это представление не вписывается в рамки статичного идеала, это представление не может быть ограничено, потому что оно динамично, они изменяется, сверяясь с изменчивой же реальностью. Оно никогда не остается константным, постоянным...

Постоянство, стабильность, предсказуемость, единые правила для всех, диктуемые единственно возможным вектором развития или изменчивость, вариативность, широкий спектр возможностей и свобода выбирать для себя свое?

Стабильность дарит спокойствие. В мире, где все предсказуемо, нет места тревоге, и это не может не казаться весьма манящим.

Но чего нет и не может быть в мире абсолютной предсказуемости и полного удовлетворения всех потребностей? При этом помним, что в этом мире и список  потребностей весьма невелик. Почему? Потому что любое творческое проявление, любая оригинальность разрушит границы предсказуемого мира, любое не вписывающееся в заданные рамки желание расшатает устои...

Стабильность и ограничения против изменчивости и возможности индивидуального проявления.

Мир изменчивый наполнен тревогой и надо находить свои собственный способы справляться с ней. Тревога естественна, когда будущее неопределенно. Когда приходится делать выбор без уверенности в его правильности. Когда приходится брать на себя ответственность за свой выбор, т.е. принимать любые его последствия. Справляться с тревогой, когда «что-то пошло не так» и справиться именно с этим «не так» — невозможно. Когда другие люди что-то делают, что не вписывается в наши планы, а то и становится поперек. Потому что все стремятся к разному, у каждого своя собственная картина его счастливого будущего и нам в этой картине может просто не быть места. Как справиться с ужасом того, что нам может не быть места чьем-то настоящем и будущем? Только создав свое настоящее и свое будущее, отведя для себя места в нем сколько душе угодно! Сделав свои выборы, поняв, что именно важно конкретно тебе, почему это важно именно тебе. 



* * * * * * * * * * * * * 

Вопросы для размышления:
  • Что пошло «не так» для Дженнифер после попадания ее в идеальный мир?
  • В чем она сперва нашла опору в непривычной для себя реальности?
  • Как Дженнифер начала изменять эту реальность, как и ее индивидуальные проявления пошатнули установленные правила этого мирка?
  • И, самое интересное: как ее взаимодействие с этой реальностью стало менять ее саму?
  • Как произошло переосмысление ею своих ценностей?
  • Что сыграло роль в пересмотре ею своего отношения к себе и своих взаимодействий с людьми?
  • Что нового, неожиданного для себя самой она смогла в себе открыть, оказавшись в реальности, где не могла вести себя по привычным шаблонам?
  • На какие ценности ориентировалась Дженнифер в начале, до того, как она попала в Плезантвиль? И какие именно ее убеждения (предлагаю предположить) направляли ее к достижению этих ценностей. К какому будущему они бы ее привели?
  • Благодаря изменению каких убеждений изменились ее ценностные ориентиры?
  • К какому будущему теперь ведут ее обновленные ценности?

Здесь замечу, что невозможно определить, какие ценности лучше, какие «более ценны», не представив себе того будущего, куда они приводят.

  • Какое из возможных будущих Дженнифер кажется Вам интереснее, предпочтительнее? Почему?

 * * * * * * * * * * * * * 

С Дэвидом же совершенно другая история, но мы помним, что Дэвид и Дженнифер — очень разные.
  • Что пошло «не так» для Дэвида?
  • А что, наоборот, поддержало его в этом мире, мире его мечты, дало ему опору?
  • Как Дэвид смог начать раскрываться именно благодаря особенностям Плезантвиля?
  • Какие качества он открыл в себе благодаря своему взаимодействию с той реальностью, в которую попал? Какого рода сила пробудилась в Дэвиде и благодаря чему? Маленькая подсказка: у Дженнифер-то с этой силой было все в полном порядке с самого начала.
  • Что лежало в основе поведения Дэвида в начале, в основе его взаимоотношений с людьми до того, как он попал в Плезантвиль?
  • Какие именно его убеждения ограничивали его в его проявлениях.
  • К какому будущему они бы его привели?
  • Благодаря изменению каких убеждений изменились его ценностные ориентиры?
  • К какому будущему теперь ведут его обновленные (обнаруженные) ценности?
  • Какое из возможных будущих Дэвида кажется Вам интереснее, предпочтительнее? Почему?



* * * * * * * * * * * * * 

Интересно так же рассмотреть, как изменялась реальность самого Плезантвиля.
  • С чего начались изменения.
  • Какова была первая реакция обитателей городка на эти изменения.
  • Что сперва они смогли увидеть за этими изменениями?
  • Какие новые чувства стали обнаруживать в себе герои? Сначала? Потом?
  • Как стало меняться поведение людей под влиянием этих новых чувств?
  • Как стало меняться их самоощущение?
  • Как они сами отнеслись к изменениям?
  • Как те жители, кто изменился не сразу, отнеслись к тому, что в их мире что-то меняется, при том, что они сами остаются прежними?

Подсказка: здесь было несколько линий поведения, несколько типов восприятия и отношения.

  • Как можно обозначить главную причину изменений каждого? Что произошло с каждым из героев (не конкретно, а какого порядка это было явление), за чем последовала его трансформация?
  • Что раскрасило мир цветом, наполнило его красками?


Как вы думаете, метафорой чего является противопоставление черно-белого и цветного мира? Собственно, из какого в какое состояние трансформировался мир Плезантвиля? Как эти состояния можно назвать очень коротко, буквально каждое — одним словом?

Подсказка: первое состояние достаточно часто метафорически представлено в книгах и фильмах именно в образе городка, так или иначе отрезанного от внешнего мира. Чрезвычайно популярный из-за своей наглядности образ. В одном современном сериале так даже обозначен городок был весьма недвусмысленно, особенно в параллельной своей ипостаси.

* * * * * * * * * * * * * 

И что вы думаете о финальной сцене фильма? Какое будущее ждет Бетти, Джорджа и Билла Джонсона? Их истории можно по желанию разобрать по той же схеме что и истории Дэвида и Дженнифер, но можно ограничиться только разбором финальной сцены.



Если Вы посмотрели фильм и вам понравилось его разбирать, то в итоге можете сверить «об него», о предлагаемые образы, предлагаемую историю свое отношение к жизни, сверить, какие выборы делаете вы и чем руководствуетесь. Что вы предпочитаете? И какое будущее вы видите за каждым вашим выбором? Нравится вам это ваше будущее?



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • ДАНО: Мне нет места в этом мире
  • Для чего ты пришел в этот мир? Кто ты в этом мире?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как найти себя в этом безумном мире?
  • Так для чего мы в этом мире?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • В этом мире все боятся себя
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • О Важности каждого в этом мире.
  • Когда не знаешь, как жить в этом мире (часть 2, клиентский случай)
  • Когда не знаешь, как жить в этом мире (клиентский случай, часть 1)
  • Как мы рождаемся в осознавании? Почему и как именно осознавание участвует в нашем появлении в мире?
  • Анализ фильма «С меня хватит!» с Дженнифер Лопес
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Право быть в мире. Само собой разумеется или не всегда?
  • В этом мире не так много процессов
  • В этом мире я гость непрошенный...
  • Как выжить женщине в этом мире?
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Можно ли найти себя в мире иллюзий?
  • Как найти свое место в мире
  • Как найти свое место в мире
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Почему мы именно такие, какие есть?
  • Статус наркомана в подростковом возрасте как способ найти свое место в мире
  • Я в этом мире (из серии вебинаров "Путь женщины")
  • Жизнь в мире которого не существует или школа как она есть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь