|
Фильмотерапия. Мир райского блаженства против реального мира, полного тревогиАвтор статьи: Башлыкова Анастасия Владимировна
Смотрим фильм «Плезантвиль» * * * * * * * * * * * * * Часто люди мечтают об идеальном мире, в котором все потребности было бы легко удовлетворить, общение с другими людьми доставляло бы только удовольствие, все запланированное сбывалось, все поставленные цели были бы достижимы. Проблемы разрешались бы быстро, универсальные алгоритмы действий всегда срабатывали бы без сбоев. В этом мире было бы возможно стать счастливым без приложения сверхчеловеческих усилий, потому что всегда было бы ясно и понятно, какое оно, твое счастье, и как его получить. Каждый занимал бы свое место и был бы им доволен, не было бы зависти и конкуренции. Не было бы разделения на бедных и богатых, уровень материальной обеспеченности людей был бы максимально высоким, ограниченным лишь рамками собственной фантазии. «От каждого по способностям, каждому по потребностям», с поправкой наличие частной собственности (согласно влиянию нынешнего времени). При этом все признают (вынуждены признать), что идеальный мир невозможен, потому что в реальности всегда «что-то идет не так». Так что же обычно «идет не так»? И можно ли на это как-то повлиять? Как понять, где происходят «сбои» в достижении целей, где возникают препятствия на пути к удовлетворению своих потребностей? Проблема в других людях, тех, кто переходит мне дорогу, оставляя меня позади, или же проблема во мне, в том, что я не могу найти верный способ организовать свою жизнь? Или в чем-то еще? * * * * * * * * * * * * * Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, обратившись к фильму «Плезантвиль» для наглядности исследования. * * * * * * * * * * * * * Предлагаю прочесть вводную для того, чтобы настроиться на просмотр с целью исследовать свою личную позицию на примере рассказанной в фильме истории. Ниже буду даны блоки вопросов для самого исследования. * * * * * * * * * * * * * Приятного просмотра и плодотворной работы! * * * * * * * * * * * * * Главные герои фильма, Дэвид и Дженнифер, близнецы, учащиеся старших классов средней школы, живущие с матерью. Брат и сестра не похожи внешне, и очень сильно отличаются по характеру, по своему статусу в школе, и, главное, по своим представлениями о том, какова та идеальная жизнь, которую они бы хотели прожить. Дженнифер видит смысл жизни своей в том, чтобы стать самой популярной девушкой школы, завести отношения с самым популярным молодым человеком, блистать и вызывать восхищение и зависть. А Дэвид нашел воплощение своей мечты в сериале «Плезантвиль» — в киноистории об идеальной семье в идеальном городе. Он буквально поглощен сериалом, живет жизнью его героев, знает наизусть все реплики и мизансцены. Плезантвиль — приятный городок. В этом мире нет «острых углов» и царит абсолютное благополучие — это воплощенная мечта, желанный образ счастья. В этом чудесном мире не случается катастроф, самое страшное, что с тобой может произойти — ты потеряешь друга в супермаркете или твоя кошка застрянет на дереве и придется вызывать пожарных, чтобы снять ее. Да, пожаров здесь тоже не бывает. В этом мире нет тревог и печали, все отношения между людьми предсказуемы, все люди настроены друг к другу доброжелательно. Здесь нет места дерзким фантазиям: предел мечтаний Джорджа, главы семейства из Плезантвиля, получить повышение, «если все пойдет, как надо» и можно быть уверенным, что все так и пойдет — как надо, как и задумано. В Плезантвиле нет места неожиданностям, жизнь совершенно предсказуема, все мечты сбываются, каждый получает по потребностям, что исключает саму идею конкуренции среди счастливых обитателей городка, все любят и уважают друг друга в этом Эдеме незамутненной гармонии и полного удовлетворения всех чаяний. Надо заметить, и это важно для дальнейшего разбора, что чаяния обитателей Плезантвиля весьма скромны и ограничиваются тем, что предлагает сама эта райская обитель. Плотный питательный и разнообразный завтрак, горячий обед, который сервирует всегда довольная и счастливая жена всегда довольному и счастливому мужу, приходящему с работы пунктуально в один и тот же час. Дети учатся на отлично, имеют хороших друзей, занимаются спортом с радостью, побеждают в школьных олимпиадах. По вторникам боулинг в теплой компании всегда дружественно настроенных коллег по работе и шефа, по совместительству и мэра города, «доброго папы» всегда поддерживающего, опекающего, вдохновляющего. * * * * * * * * * * * * * Люди естественным образом не желают ничего, чего Плезантвиль не предлагает, а о существовании мира за пределами городка они даже не догадываются. И да, только безопасный секс — двуспальных кроватей даже не существует и супруги спят раздельно, как скауты в летнем лагере. Откуда берутся дети — эта тайна в фильме не раскрыта. Успокаивающее, убаюкивающее и расслабляющее отсутствие каких-либо перемен. Гимн спокойствия, ничем незамутненного ровного счастья в безопасном, предсказуемом мирке. * * * * * * * * * * * * * Это и есть воплощенная мечта Дэвида, которого контакты с внешним миром пугают так сильно, что он предпочитает с миром и не контактировать вовсе. Страх получить отпор, отказ, натолкнуться на непонимание или возражения так силен, что Дэвид предпочитает все свое свободное время проводить за просмотром любимого сериала, не вступая в контакты с реальными людьми. Ему достаточно мамы и сестрицы, чтобы постоянно чувствовать себя не в своей тарелке. Мама несчастлива и это оказывается настолько тревожным для Дэвида, что он предпочитает не видеть, не слышать, ничего не знать о том, что происходит с ней, что происходит в ее жизни. Сестрица же предпочитает завоевывать жизнь нахрапом, она прямолинейна и точно знает, чего хочет. Быть лучше всех, быть самой популярной, самой красивой, самой привлекательной для парней и готова пройти по головам в погоне за этим своим счастьем. Брата Дженнифер стесняется на людях, но, кажется, отношения у них в целом вовсе не плохие, возможно, потому, что они настолько разные, что и делить им нечего, не возникает конфликта интересов. Но вот за место у телевизора разгорается настоящая война. Дэвид не готов уступить: в ночной программе викторина по любимому сериалу с возможностью выиграть миллион, а ведь он знает сериал назубок! Но Дженнифер пригласила парня своей мечты (мама уехала провести время с другом) и они намерены смотреть концерт MTV, прежде чем ... ну, вы понимаете. Они же не за ручки собрались держаться... * * * * * * * * * * * * * И вдруг случается невероятное! Дэвид и Дженнифер попадают ... в Плезантвиль, в сам сериал, «в телевизор», в идеальный и счастливый мир. И они уже не Дэвид и Дженнифер, а Бад и Мэри Сью, дети в идиллической семье Паркеров. И ... они становятся бесцветными, черно-белыми, как и все в этом чудесном мире. Спокойный серый цвет, никаких всплесков, никакого контраста... Дженнифер в ужасе — ценности этого мира ей чужды, она в ловушке, в западне, попав в этот мир, она теряет то, чего только невероятными усилиями добилась в мире реальном... Дэвид, конечно, тоже в шоке, но он, по крайней мере, знает об этом мире все и прекрасно ориентируется. И этот мир ему по душе. И вот молодые люди из реального мира 90-х оказываются в идиллическом мире образца 50-х (кстати, не случайно: именно в 50-е в штатах расцвет абсолютизации общества потребления, веры в возможность достижения счастья и гармонии через удовлетворение базовых потребностей и искренняя вера в то, что их возможно удовлетворить на 100%) * * * * * * * * * * * * * И что же происходит, когда живые люди со своими живыми человеческими импульсами попадают глянцевый мир совершенного счастья? Могут ли они вынести это счастье? Может ли этот счастливый мир вынести их? Кто первый начнет разрушаться? И почему? Это очень важный вопрос — почему именно так происходит? * * * * * * * * * * * * * А фильм чрезвычайно наглядно показывает, что происходит при столкновении и взаимопроникновении этих двух реальностей: жизни и мечты. * * * * * * * * * * * * * У живых людей всегда есть ожидания, всегда есть представление, что именно для них — лучше. Обычно это представление не вписывается в рамки статичного идеала, это представление не может быть ограничено, потому что оно динамично, они изменяется, сверяясь с изменчивой же реальностью. Оно никогда не остается константным, постоянным... Постоянство, стабильность, предсказуемость, единые правила для всех, диктуемые единственно возможным вектором развития или изменчивость, вариативность, широкий спектр возможностей и свобода выбирать для себя свое? Стабильность дарит спокойствие. В мире, где все предсказуемо, нет места тревоге, и это не может не казаться весьма манящим. Но чего нет и не может быть в мире абсолютной предсказуемости и полного удовлетворения всех потребностей? При этом помним, что в этом мире и список потребностей весьма невелик. Почему? Потому что любое творческое проявление, любая оригинальность разрушит границы предсказуемого мира, любое не вписывающееся в заданные рамки желание расшатает устои... Стабильность и ограничения против изменчивости и возможности индивидуального проявления. Мир изменчивый наполнен тревогой и надо находить свои собственный способы справляться с ней. Тревога естественна, когда будущее неопределенно. Когда приходится делать выбор без уверенности в его правильности. Когда приходится брать на себя ответственность за свой выбор, т.е. принимать любые его последствия. Справляться с тревогой, когда «что-то пошло не так» и справиться именно с этим «не так» — невозможно. Когда другие люди что-то делают, что не вписывается в наши планы, а то и становится поперек. Потому что все стремятся к разному, у каждого своя собственная картина его счастливого будущего и нам в этой картине может просто не быть места. Как справиться с ужасом того, что нам может не быть места чьем-то настоящем и будущем? Только создав свое настоящее и свое будущее, отведя для себя места в нем сколько душе угодно! Сделав свои выборы, поняв, что именно важно конкретно тебе, почему это важно именно тебе. * * * * * * * * * * * * * Вопросы для размышления:
Здесь замечу, что невозможно определить, какие ценности лучше, какие «более ценны», не представив себе того будущего, куда они приводят.
* * * * * * * * * * * * * С Дэвидом же совершенно другая история, но мы помним, что Дэвид и Дженнифер — очень разные.
* * * * * * * * * * * * * Интересно так же рассмотреть, как изменялась реальность самого Плезантвиля.
Подсказка: здесь было несколько линий поведения, несколько типов восприятия и отношения.
Подсказка: первое состояние достаточно часто метафорически представлено в книгах и фильмах именно в образе городка, так или иначе отрезанного от внешнего мира. Чрезвычайно популярный из-за своей наглядности образ. В одном современном сериале так даже обозначен городок был весьма недвусмысленно, особенно в параллельной своей ипостаси. * * * * * * * * * * * * * И что вы думаете о финальной сцене фильма? Какое будущее ждет Бетти, Джорджа и Билла Джонсона? Их истории можно по желанию разобрать по той же схеме что и истории Дэвида и Дженнифер, но можно ограничиться только разбором финальной сцены. Если Вы посмотрели фильм и вам понравилось его разбирать, то в итоге можете сверить «об него», о предлагаемые образы, предлагаемую историю свое отношение к жизни, сверить, какие выборы делаете вы и чем руководствуетесь. Что вы предпочитаете? И какое будущее вы видите за каждым вашим выбором? Нравится вам это ваше будущее? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|