|
Садист, Жертва, Маменькин сынок, Социофоб и Когнитивная-Поведенческая Терапия (КПТ)Автор статьи: Зубков Олег Александрович
Многие вероятно слышали фразу: « Все проблемы идут из детства » но мало кто понимает её смысл или же не придает этому должного внимания. Задача психотерапевта как раз-таки и заключается в том, чтобы понять откуда у клиента взялась та или иная проблема, тот или иной паттерн поведения и Что с этим делать? Прежде всего обратимся к этологии,
Вероятно, некоторые из вас знакомы с выражением «Бей-Беги-Замри» В мире животных, всех животных условно можно разделить на хищников и их жертв. Причём хищники, порою сами зачастую становятся жертвами других хищников. Есть такие животные, которые в природе являются абсолютными хищниками, не имеющими естественных врагов. В тоже время, не являясь жертвами для других видов животных, они порою становятся жертвами в процессе естественного отбора - в борьбе между самими собою. Это определяет их способности и рефлексы, направленные не только на агрессию и нападение на других животных, но также и рефлексы самозащиты и выживания основанные на инстинкте самосохранения. Мир животных существует на принципиально-простых законах выживания: ► Добыть пропитание ► Не стать пищей для других животных ► Победить и не погибнуть в процессе борьбы с себе подобными. Например, львы или тигры. Казалось бы, у этих животных нет естественных врагов, но и они очень часто убивают друг друга в процессе борьбы за территорию. Весьма примечательно, что даже льва или тигра в искусственных условиях можно дрессировать и выработать у него совершенно не свойственный ему рефлекс: «Замри!» Другие животные, такие, как например: антилопы - больше склонны к рефлексу Антилопы, сами по себе не являются хищниками и поэтому, при встрече со львами или тиграми, вынуждены спасаться бегством. Здесь всё просто - это рефлекс «Беги!» При этом многие очень даже мирные животные, если будут загнаны в угол, запросто вспорют брюхо хищнику своими рогами или когтями. Срабатывает всё тот же общий принцип выживания – инстинкт самосохранения. Очень интересным, своеобразным рефлексам для выживания является рефлекс «Замри!» Так например опоссумы. Попав в опасную ситуацию, опоссум прикидывается мертвым, замирает и это известно в науке как явление - танатоз
Катаплексия - достаточно сложный способ выживания, который основан на том, что (так например) кролик при внезапном нападении на него, замирает и сидит неподвижно. Хищник расслабляется, думает: «Ну всё, жертва больше никуда не денется!» и в этот момент, как только хищник расслабился и потерял бдительность, кролик подрывается на ноги и дает деру.
Удивительно то, что даже такие хищники, как ядовитые змеи, обладают способностью к акинезии. Так например Кобра: если взять змею сзади за голову и нажать пальцем на затылок, она неподвижно замирает и прикидывается шлангом. И на вид выглядит, как совершенно дохлая змеюка. Есть обывательское мнение что змеи: удавы, питоны, кобры обладают гипнотическим взглядом. Якобы они гипнотизируют свою жертву и потом ее сжирают. На самом деле, не кобры гипнотизируют сусликов и кроликов, а сами кролики впадают в катаплектическое оцепенение в надежде, что эта гадина проползет мимо и не сожрет его. Такое случается, конечно же, очень редко и змеюка проглатывает кролика. А теперь обратим на пытливый взор на человека Конечно же, вы скажете, что человек очень сильно отличается от животных, и будете даже немного правы. В природе человек - это настолько сволочное существо, что в процессе эволюции научилось убивать совершенно любое животное и неважно кто это: суслик, хомяк, опоссум, кобра, тигр или даже дикобраз, у которого иголок гораздо больше чем самого мяса. Более того, человек – это, пожалуй единственное из существ на планете, которое убивает не только ради выживания и пропитание, но и ради удовольствия, а так же чтобы похвастаться перед другими человеками. Уровень развития сознания довел его до такой степени эволюции, что он научился убивать других человеков, не только за счёт физического воздействия, но и за счёт доведения его до психического расстройства вплоть до инфарктов, инсультов и прочих самоубийств. Но мы с вами вернёмся к модели «Бей-Беги-Замри» Данную формулу для человека, я бы переформулировал, как: «Бей-Беги-Терпи» Сложные формы социального взаимодействия и, прежде всего, на ранних стадиях взросление (а некоторые человеческие особи остаются ребёнками до глубокой старости), формируют у человека столь сложные паттерны и модели поведения, что их трудно разбирать с позиции этологии. Поэтому мы переходим к таким научным дисциплинам, как психология и психотерапия. *) – я прекрасно знаю, что необходимо использовать термин «дети», но они ж не как дети – они ж как «ребёнки» Давайте ка лучше рассмотрим конкретные примеры: Мальчик подрался в школе с другим мальчиком. С фингалом под глазом он приходит к папе и жалуется: - Папа! Папа! …этот казёл Васька меня … побил вобщем. Папа, будучи директором крупной фирмы, а в прошлом боксер и хулиган, спрашивает у сына: - А ты Ваське дал по шее? Сынок отвечает: - Нет, пап, не дал. Мне в школе говорили, что бить других детишек - это плохо. Папа ему тресь подзатыльник: - Давай, иди и дай по шее Ваське, или в следующий раз Я тебе так по шее дам, что вся жоппа будет в синяках. Само собой сынок будучи послушным ребёнком пошёл и ввалил Ваське по самое раз-два-три. Похвастался папе - папа купил ему за это игровую приставку. Сынок понял, что дать по шее другому мальчику это хорошо. Какой у него паттерн поведение формируется? Правильно – агрессия. И с каждой новой победой в уличной драке, сынок понимает - бить других это хорошо. Он всё больше формирует себе модель поведения садиста? …нет, конечно – победителя, и каждый папа вам ответит что его сынок не садист, а победитель!
И в принципе то особых проблем нету, если в дальнейшем он идёт служить в армию или работать в полицию, уже там реализуя по-полной свой потенциал агрессора. Если же социум не предоставляет для такого садиста возможных форм реализации его агрессивных качеств «БЕЙ!», то такой человек или гипер-компенсирует свою агрессию в бытовых условиях срывая злость:
Врачи зачастую замещают свою склонность к садизму на пациентах (благо, закон им позволяет резать людей скальпелем фактически безнаказанно, а зачастую и материально поощряет их за подобную модель поведения). Серьёзная психопатологическая проблема появляется, если садист, вообще никаким образом не может реализовать свои склонности (на законных или условно-законных основаниях) в социальных условиях: женившись, став хирургом или спортивным тренером, нарожав детей. А сейчас переходим к следующей модели поведения “Жертва” ЖЕРТВА Девочка разбила чашку, ну разбила себе и разбила. Мама это увидела, начинает на неё орать: - Ах ты, скотина безмозглая, ты что совсем тупая?! …у тебя что руки из жопы растут?! - и, хрясь, хрясь её по этой самой жоппе. Бедный несчастный ребенок! Девочка не понимает, за что ее бьют. Она же случайно эту чёртову чашку разбила, не специально. Она же не понимает, что мама на ней вымещает злобу за то, что у неё сексуальный недоё… с мужчинами у неё проблема в общем. Девочке больно - она пытается убежать. - Кудаааа ты побежала? …ну-ка вернись назад! - орёт ей мать, - Ну-ка встань передо мной, спусти трусы и стой смирно, пока я на тебя буду орать!!! Продолжает ее пороть по жопе уже ремешком. Девочка плачет, пытается закрываться руками. - И не смей мне закрываться, когда мать тебя воспитывает!, - орёт на неё эта не-до-воспитательница, - Я же для тебя стараюсь! Я же тебя пытаюсь, дуру этакую, уму-разуму научить! Что делать девочке? … бить маму нельзя, вроде как это плохо, убегать тоже нельзя - куда ты убежишь из квартиры, защищаться тоже нельзя, даже попу руками прикрыть нельзя! …ещё и необходимо послушно терпеть побои, при этом делать какие-то когнитивные выводы. Само собой девочка и делает выводы – как ей правильно нужно научиться терпеть. Кого мы получили? …правильно – «жертву»! Эта модель закрепляется у неё, в процессе взросления переносится на сексуальную жизнь. Как правило, сексуальной опыт такой девочки печален и деструктивен. Если же она пожалуется маме на негативный первый сексуальный опыт, само собой что она услышит в ответ? - Ах ты ша***ва эдакая! Я разве из тебя шл***ху воспитывала? Девочка, уже девушка, больше не может адекватно воспринимать окружающую действительность: парни против неё, подруги против неё, мать против неё. Кем она становится? …правильно – социофобом. О социофобах мы поговорим позже, а сейчас вернемся к следующему модели поведения: «Маменькин сынок» «Маменькин сынок» Разбил мальчик чашку, плааачет, приходит к маме, жалуется, извиняется: - Мама! Мамочка! Я чашку разбил! Прости меня пожалуйста! Мама ему: - Ну что ж ты, сыночек, так плачешь. Ну не плачь! Дай я тебя пожалею! Да будь она неладна – эта чашка! Новую купим! Вот тебе конфетка, только не плачь! Мальчик тему просёк: - Ага, если пожаловаться мамочке, да еще и прощения попросить, то получишь конфетку! Вот вам и сформировавшийся «Действие-Стимул-Реакция». Теперь, при каждом удобном случае, мальчик сначала бьёт чашку, потом извиняется, мама его жалеет и конфетами закармливать. Кто у нас получается? …правильно – «Маменькин сынок» В скором времени, маму заменяет девушка, девушку заменяет жена. И так лет до 50-ти. Сначала натворить каких-нибудь, дел дров наломать, потом извиниться - а жена его жалеет, успокаивает и вместо конфет делает ему минетом. Так и запишем слоган: « Маменькин сынок: вместо конфет - минет! » При чём, обратите внимание: сынок-переросток получает конфеты-минеты, оттачивая свою модель «маменькиного сынка», а его жена, реализует на нём свой материнский инстинкт, закрывая свои незакрытые гештальты. Проблемы начинаются, когда жена становится ещё и мамой, и у неё включается когнитивный диссонанс – кого ей материнствовать: …детей? …мужа? или их всех вместе взятых? СОЦИОФОБ Ну, а если ребёнок вообще не получает никакой положительной реакции, а только тычки и затрещины. Если не находит помощи и поддержки в окружающих, кто из него получается? …правильно – «Социофоб», человек который боится общества, с трудом идёт на коммуникацию и фактически не имеет навыки, ведущие к коммуникации и установлению здоровых взаимоотношений. Единственный его паттерн - это сбежать от окружающих и спрятаться в своей норке (как правило, в норке своего подсознания, заасфальтированных комплексов, психических блоков и зажимов).
Я привел лишь несколько ситуаций, но и они по своей сути уже дают достаточно пищи для размышления. Работая с такими клиентами психотерапевту важно понять: …и не просто понять, но и мягко, экологично и профессионально-этично помочь раскрыть эту информацию для самого клиента. Что такое Когнитивно-Поведенческая Терапия (КПТ)
Своими размышлениями поделился:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|