Садист, Жертва, Маменькин сынок, Социофоб и Когнитивная-Поведенческая Терапия (КПТ)

Многие вероятно слышали фразу:

« Все проблемы идут из детства »

но мало кто понимает её смысл или же не придает этому должного внимания.

Задача психотерапевта как раз-таки и заключается в том, чтобы понять откуда у клиента взялась та или иная проблема, тот или иной паттерн поведения и Что с этим делать?

Прежде всего обратимся к этологии,


Этология
- наука о поведении животных и в том числе человека.

Вероятно, некоторые из вас знакомы с выражением «Бей-Беги-Замри»
… что она означает?

В мире животных, всех  животных условно можно разделить на хищников и их жертв. Причём хищники, порою сами зачастую становятся жертвами других хищников.  

Садист Жертва Маменькин сынок Социофоб и Когнитивная Поведенческая Терапия КПТ

Есть такие животные, которые в природе являются абсолютными хищниками, не имеющими естественных врагов.

В тоже время, не являясь жертвами для других видов животных, они порою становятся жертвами в процессе естественного отбора - в борьбе между самими собою. 

Это определяет их способности и рефлексы, направленные не только на агрессию и нападение на других животных, но также и рефлексы самозащиты и выживания основанные на инстинкте самосохранения.

 Мир животных существует на принципиально-простых законах выживания:
       ► Добыть пропитание
       ► Не стать пищей для других животных
       ► Победить и не погибнуть в процессе борьбы с себе подобными.

Например, львы или тигры. Казалось бы, у этих животных нет естественных врагов, но и они очень часто убивают друг друга в процессе борьбы за территорию.
Именно поэтому у хищников развивается не только  рефлекс  «Бей! Атакуй!», но и рефлекс «Убегай! Отступай! Спасайся бегством!» -  если он встретился с более сильным противником или с другим более мощным хищником, а также с естественными природными стихийными бедствиями такими как: пожар, наводнение, землетрясение.

Весьма примечательно, что даже льва или тигра в искусственных условиях можно дрессировать и выработать у него совершенно не свойственный ему рефлекс: «Замри!»
 - Не верите?,  - Сходите в цирк!



 Другие животные, такие, как например: антилопы - больше склонны к рефлексу
 «Беги! Убегай!»

Антилопы, сами по себе не являются хищниками и поэтому, при встрече со львами или тиграми, вынуждены спасаться бегством.

Здесь всё просто - это рефлекс «Беги!»

При этом многие очень даже мирные животные, если будут загнаны в угол, запросто вспорют брюхо хищнику своими рогами или когтями.

Срабатывает всё тот же общий принцип выживания – инстинкт самосохранения.

 Очень интересным, своеобразным рефлексам для выживания является рефлекс «Замри!»

Так например опоссумы.

Попав в опасную ситуацию, опоссум прикидывается мертвым, замирает и это известно в науке как явление - танатоз


Танатоз
- способ ввести хищника ищущего живую добычу в заблуждение, симулировал свою смерть.


Танатоз тесно связан с таким состоянием как, катаплексия.
Катаплексия - это временная утрата мышечного тонуса.


То есть
     … Хищник подбежал сожрать опоссума: опоссум, бэ-бэмс!, прикинулся  мертвым.
Хищник думает:
 - Неееет, я эту падаль жрать не буду. Я не хочу заразиться какой-нибудь гадостью!»
- и уходит ловить более живого суслика.

Катаплексия - достаточно сложный способ выживания, который основан на том, что (так например) кролик при внезапном нападении на него, замирает и сидит неподвижно. Хищник расслабляется, думает: «Ну всё, жертва больше никуда не денется!»  и в этот момент, как только хищник расслабился и потерял бдительность, кролик подрывается на ноги и дает деру.


   Рефлекс «Замри!»,  способность к танатозу и катаплексия очень часто связаны с таким свойством организма, как акинезия - невозможность произвольных движений на физиологическом уровне.

 Удивительно то, что даже такие хищники, как ядовитые змеи, обладают способностью к акинезии. Так например Кобра: если взять змею сзади за голову и нажать пальцем на затылок, она неподвижно замирает и прикидывается шлангом. И на вид выглядит, как совершенно дохлая змеюка.



Есть обывательское мнение что змеи: удавы, питоны, кобры обладают гипнотическим взглядом. Якобы они гипнотизируют свою жертву и потом ее сжирают.



   На самом деле, не кобры гипнотизируют сусликов и кроликов, а сами кролики впадают в катаплектическое оцепенение в надежде, что эта гадина проползет мимо и не сожрет его.  Такое случается, конечно же, очень редко и змеюка  проглатывает кролика.
   О такой несправедливости кролик уже не может рассказать своим собратьям, и другие кролики всё также продолжают впадать в само-гипнотический транс, но не от взгляда змеи, а от собственной же трусости.


А теперь обратим на пытливый взор на человека

Конечно же, вы скажете, что человек очень сильно отличается от животных, и будете даже немного правы.

   В природе человек - это настолько сволочное существо, что в процессе эволюции научилось убивать совершенно любое животное и неважно кто это: суслик, хомяк, опоссум, кобра, тигр или даже дикобраз, у которого иголок гораздо больше чем самого мяса.
   Даже вертолётов ХомоСапиенс научился сшибать с земли из специальных рогаток.
     А в компьютерных играх человек может замочить ещё и вампиров, зомби и прочую несуществующую нечисть.



Более того, человек – это, пожалуй единственное из существ на планете, которое убивает не только ради выживания и пропитание, но и ради удовольствия, а так же чтобы похвастаться перед другими человеками.

Уровень развития сознания довел его до такой степени эволюции, что он научился убивать других человеков, не только за счёт физического воздействия, но и за счёт доведения его до психического расстройства вплоть до инфарктов, инсультов и прочих самоубийств.


Но мы с вами вернёмся к модели «Бей-Беги-Замри»

Данную формулу для человека, я бы переформулировал, как:

                                          «Бей-Беги-Терпи»

Сложные формы социального взаимодействия и, прежде всего, на ранних стадиях взросление (а некоторые человеческие особи остаются ребёнками до глубокой старости), формируют у человека столь сложные паттерны и модели поведения, что их трудно разбирать с позиции этологии. Поэтому мы переходим к таким научным дисциплинам, как психология и психотерапия.

*) – я прекрасно знаю, что необходимо использовать термин «дети», но они ж не как дети – они ж как «ребёнки»

Давайте ка лучше рассмотрим конкретные примеры:


Мальчик подрался в школе с другим мальчиком.

С фингалом под глазом он приходит к папе и жалуется:
- Папа! Папа! …этот казёл Васька меня … побил вобщем.

Папа, будучи директором крупной фирмы, а в прошлом боксер и хулиган, спрашивает у сына:
-  А ты Ваське дал по шее?

 Сынок отвечает:
 - Нет, пап, не дал. Мне в школе говорили, что бить других детишек - это плохо.

  Папа ему тресь подзатыльник:
-  Давай, иди и дай по шее Ваське, или в следующий раз Я тебе так по шее дам, что вся жоппа будет в синяках.

 Само собой сынок будучи послушным ребёнком пошёл и ввалил Ваське по самое раз-два-три. Похвастался папе - папа купил ему за это игровую приставку.

Сынок понял, что дать по шее другому мальчику это хорошо.

Какой у него паттерн поведение формируется? Правильно – агрессия.

И с каждой новой победой в уличной драке, сынок понимает - бить других это хорошо.  
Он всё больше формирует себе модель поведения садиста? …нет, конечно – победителя, и каждый папа вам ответит что его сынок не садист, а победитель!



Кто такой садист?
Садист - это человек который получает удовольствие от причинения физической или психической боли другим людям.

И в принципе то особых проблем нету, если в дальнейшем он идёт служить в армию или работать в полицию, уже там реализуя по-полной свой потенциал агрессора.

 Если же социум не предоставляет для такого садиста возможных форм реализации его агрессивных качеств «БЕЙ!»,  то такой человек или гипер-компенсирует свою агрессию в бытовых условиях срывая злость:
   • на жене
   • на детях
   • на подчинённых

Преподаватели замечательно срывают свою агрессию на школьниках
Врачи зачастую замещают свою склонность к садизму на пациентах (благо, закон им позволяет резать людей скальпелем фактически безнаказанно, а зачастую и материально поощряет их за подобную модель поведения).  



 Серьёзная психопатологическая проблема появляется, если садист, вообще никаким образом не может реализовать свои склонности (на законных или условно-законных основаниях) в социальных условиях: женившись, став хирургом или спортивным тренером, нарожав детей.
А, сформированный в детстве, паттерн поведения и устойчивый стереотип мышления требует реализации.
Кого в итоге получает общество? Правильно – маньяка-садиста.  
Но о маньяках мы поговорим в других наших видео.

А сейчас переходим к следующей модели поведения “Жертва”
ЖЕРТВА
 
Девочка разбила чашку, ну разбила себе и разбила.  

Мама это увидела, начинает на неё орать:
- Ах ты, скотина безмозглая, ты что совсем тупая?! …у тебя что руки из жопы растут?! -  и, хрясь, хрясь её по этой самой жоппе.

 Бедный несчастный ребенок! Девочка не понимает, за что ее бьют. Она же случайно эту чёртову чашку разбила, не специально. Она же не понимает, что мама на ней вымещает злобу за то, что у неё сексуальный недоё… с мужчинами у неё проблема в общем.  
Девочке больно - она пытается убежать.

 - Кудаааа ты побежала? …ну-ка вернись назад! - орёт ей мать, - Ну-ка встань передо мной, спусти трусы и стой смирно, пока я на тебя буду орать!!!
Продолжает ее пороть по жопе уже ремешком.

Девочка плачет, пытается закрываться руками.

 - И не смей мне закрываться, когда мать тебя воспитывает!,  - орёт на неё эта не-до-воспитательница, - Я же для тебя стараюсь! Я же тебя пытаюсь, дуру этакую, уму-разуму научить!

Что делать девочке? … бить маму нельзя, вроде как это плохо, убегать тоже нельзя - куда ты убежишь из квартиры, защищаться тоже нельзя, даже попу руками прикрыть нельзя! …ещё и необходимо послушно терпеть побои, при этом делать какие-то когнитивные выводы.

Само собой девочка и делает  выводы – как ей правильно нужно научиться терпеть.

Кого мы получили? …правильно – «жертву»

Эта модель закрепляется у неё, в процессе взросления переносится на сексуальную жизнь. Как правило, сексуальной опыт такой девочки печален и деструктивен.
   
   Если же она пожалуется маме на негативный первый сексуальный опыт, само собой что она услышит в ответ?
- Ах ты ша***ва эдакая!  Я разве из тебя шл***ху воспитывала?


Девочка, уже девушка, больше не может адекватно воспринимать окружающую действительность: парни против неё, подруги против неё, мать против неё.
Кем она становится? …правильно – социофобом.

О социофобах мы поговорим позже, а сейчас вернемся к следующему модели поведения: «Маменькин сынок»



 «Маменькин сынок»

 Разбил мальчик чашку, плааачет, приходит к маме, жалуется, извиняется:
- Мама! Мамочка! Я чашку разбил! Прости меня пожалуйста!

Мама ему:
- Ну что ж ты, сыночек, так плачешь. Ну не плачь! Дай я тебя пожалею! Да будь она неладна – эта чашка! Новую купим! Вот тебе конфетка, только не плачь!

Мальчик тему просёк:
- Ага, если пожаловаться мамочке, да еще и прощения попросить, то получишь конфетку! Вот вам и сформировавшийся «Действие-Стимул-Реакция».

Теперь, при каждом удобном случае, мальчик сначала бьёт чашку, потом извиняется, мама его жалеет и конфетами закармливать.

Кто у нас получается? …правильно – «Маменькин сынок»

В скором времени, маму заменяет девушка, девушку заменяет жена. И так лет до 50-ти.

Сначала натворить каких-нибудь, дел дров наломать, потом извиниться - а жена его жалеет, успокаивает и вместо конфет делает ему минетом.

 Так и запишем слоган:

                      « Маменькин сынок:  вместо конфет - минет! »

При чём, обратите внимание:
сынок-переросток получает конфеты-минеты, оттачивая свою модель «маменькиного сынка»,
а его жена, реализует на нём свой материнский инстинкт, закрывая свои незакрытые гештальты.

Проблемы начинаются, когда жена становится ещё и мамой, и у неё включается когнитивный диссонанс – кого ей материнствовать: …детей? …мужа? или их всех вместе взятых?

 
СОЦИОФОБ

Ну, а если ребёнок вообще не получает никакой положительной реакции, а только тычки и затрещины. Если не находит помощи и поддержки в окружающих, кто из него получается?  …правильно – «Социофоб», человек который боится общества, с трудом идёт на коммуникацию и фактически не имеет навыки, ведущие к коммуникации и установлению здоровых взаимоотношений. Единственный его паттерн - это сбежать от окружающих и спрятаться в своей норке (как правило, в норке своего подсознания, заасфальтированных комплексов, психических блоков и зажимов).


Всё это требует очень серьёзно психотерапевтической проработки.

Я привел лишь несколько ситуаций, но и они по своей сути уже дают достаточно пищи для размышления. Работая с такими клиентами психотерапевту важно понять:
- Что явилось причиной той или иной модели поведения?
- Каким образом можно сформировать новую модель поведения?

…и не просто понять, но и мягко, экологично и профессионально-этично помочь раскрыть эту информацию для самого клиента.


Что такое Когнитивно-Поведенческая Терапия (КПТ)


Когнитивно-Поведенческая Терапия (КПТ)
- это терапия, основанная на изучении форм поведения и различных реакций на то или иное событие. Термин «когнитивно» - означает способность осознать, переосмыслить ситуацию и поведения, а так же принять конструктивные опять-таки когнитивные идеи, ведущие к новым положительным паттернам поведения.




А сегодняшний день КПТ переживает «третью волну»:

1) Первая волна КПТ характеризовалась поведением и влиянием на поведение.

2) Вторая волна КПТ изучала мышление и возможности его модификации.

3) Третья волна КПТ сфокусирована на эмоциях, взаимоотношениях и духовности.



... но о принципах Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, мы поговорим в наших следующих публикациях.

Поэтому, чтобы не пропустить самое важное:

     • Подписываемся на мою страницу
     • Пишем отзывы
     • Предлагаем темы для обсуждения
     • Ставим лайки в знак содружества и взаимо-симпатии

 

Своими размышлениями поделился:

                Зубков Олег Александрович
                            психотерапевт
                                сексолог
                                    семейный психолог

 

 



Просмотров: 601
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Она думает, что всё для неё
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Если мужчина «маменькин сынок» - это навсегда?
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • Социальная тревожность: что это такое и как избавиться от неё?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь