|
Идем от мечты – к цели!Автор статьи: Жукова Ирина Валерьевна
Групповое психологическое занятие Возраст участников: занятие можно проводить со старшими подростками и взрослыми людьми. Цель занятия: освоить навык постановки цели. Задачи: - Мотивировать участников на сознательную постановку жизненных целей; -Сформулировать отличия цели от мечты; - Познакомить с основами целеполагания; - Наметить некоторые личные цели и пути их выполнения. Ход занятия. Приветствие. Определение темы занятия. Ведущий: Перед тем, как назвать тему, предлагаю поразмышлять. Есть два крайних взгляда на то, как надо проживать жизнь. Первый из них (преимущественно западный) гласит: прожить яркую, наполненную жизнь можно только целенаправленно - ставя перед собой разнообразные цели и двигаясь по пути их достижения. Второй (преимущественно восточный) подход, напротив, призывает плыть по течению жизни, не ставя определенных целей, с убеждением, что жизнь сама предоставит то, что нужно человеку. А какой подход ближе вам? Поднимите руки те, кому ближе целенаправленность. А теперь поднимите руки те, кто считает, что нет смысла ставить цели? Ведущий фиксирует полученный результат. Обе точки зрения имеют право на жизнь… Можно ли случайно, бесцельно достигнуть желаемых результатов на работе или учебе? Представьте себе, к примеру, одиннадцатиклассника, который, не ставя целей, плывет по течению…..далеко ли он «заплывет» и куда? В то же время, после интенсивных деятельных периодов, после плодотворной работы, на отдыхе – как будет выглядеть человек, ставящий цели на каждый день, час и тщательно контролирующий их своевременное выполнение? Сможет ли он полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил и энергии, да и просто порадоваться жизни? В жизни человека бывают разные периоды и ситуации, когда на первый план выходят совершенно разные составляющие. Всему свое время. И именно сам человек выставляет приоритеты. Предлагаю сегодня поговорить о наших жизненных целях. Чтобы проверить, помогает ли постановка цели достигнуть результата, выполним несложные упражнения. Упражнение 1. Ход упражнения. Выбирается один участник, он подходит к стенке. Ему дают инструкцию: «Подпрыгни, пожалуйста». Ведущий отмечает на стенке мелом высоту, до которой допрыгнул подросток. После этого он выполняет следующую инструкцию: «Подпрыгни, пожалуйста, как можно выше, допрыгни до потолка». Мелом отмечается вторая высота. Вопросы для анализа: Какая отметка поставлена выше, первая или вторая? Что повлияло на результат? А как вы думаете - бывает ли так и в жизни? Упражнение 1 А. Ход упражнения. Участник подходит к доске и становится к ней спиной. Ему в правую руку дают мел. Первая инструкция: «Повернись, пожалуйста, налево, лицом к доске . Ноги остаются на месте. Отметь место, до которого ты достал». После выполнения этого задания ведущий на доске за его правой рукой рисует вертикальную линию. Участнику дают следующую инструкцию: «повернись, пожалуйста, налево, лицом к доске. Тебе надо достать до нарисованной линии. Отметь мелом место, до которого ты достал». Вопросы для анализа: Какая отметка поставлена дальше, первая или вторая? Что повлияло на результат? А как вы думаете - бывает ли так и в жизни? Наши упражнения подтверждают мысль о том, что в жизни постановка целей повышает достижения человека. Мини-лекция о целях. Высказывания известных людей о целях. (Приложение 1)
Наши цели могут быть самыми разными: внешние – внутренние; стратегические – тактические; личные – коллективные; нацеленные на результат – нацеленные на процесс; долговременные – краткосрочные; материальные – духовные; мелкие – великие и т.д. Каким требованиям должны отвечать наши цели? Специалисты считают, что до 70% успеха в достижении цели составляет правильность ее постановки. В сфере бизнеса, управления и менеджмента широко применяется система SMART. Так обозначается своеобразная методика грамотной постановки целей. Каждая буква этой аббревиатуры означает важную составляющую.
Приводим примеры конкретных целей:
Упражнение 2. Преврати мечту в цель. Вопрос к участникам: Чем цель отличается от мечты? Возможные ответы: Мечта – это что-то эфемерное, идеальное, обширное, размытое. Цель – нечто реальное, конкретное, определенное, сформулированное, подкрепленное ресурсами.
Упражнение 3. Лестница целей. Инструкция: Книгу читают с начала до конца. А мы сейчас с Вами начнем с конца – с нашей мечты и пойдем вниз от самой дальней цели к первым шагам по ее осуществлению. Возьмите листок бумаги и карандаш, нарисуйте лесенку из 7 ступеней (слева направо вверх), а в правом верхнем углу нарисуйте облако. Напишите справа вверху (внутри облака) какую-либо свою мечту. Подумайте, какую цель можно сформулировать, чтобы приблизиться к своей мечте. Напишите ее на верхней ступеньке лестницы. Это будет долгосрочная цель. А затем идите по ступенькам вниз, ставя промежуточные цели. Хочу обратить ваше внимание, что часть ступенек мы оставим пустыми – мы не знаем точно, что жизнь приготовит нам для осуществления нашей цели! Дадим удаче возможность вмешаться в этот процесс. А вот самые нижние 1-2 ступеньки давайте заполним. Это ваши краткосрочные цели, которые должны быть уже более детально проработаны. Для цели, наиболее близкой, желательно разработать конкретный план выполнения. Могут быть на доске проработаны следующие цепочки: Мечта – стать преуспевающим врачом - долгосрочная цель – пройти стажировку в ведущей клинике - окончить успешно ординатуру …………… - краткосрочная цель – сдать успешно ЕГЭ по нужным предметам. - план: оптимизировать режим, спать не менее 8 часов, отработать приемы релаксации (расслабление, дыхание), заниматься 2 раза в неделю с репетитором по биологии…..
Мечта – большая крепкая семья - долгосрочная цель – вырастить и воспитать 4-х умных и здоровых детей ………… - краткосрочная цель – избавиться в течение месяца от вредных привычек - план: бросить курить с сегодняшнего дня, есть сладкое только по выходным и праздникам, ограничить фастфуд до раза в месяц, ежедневно пить воду 1,5л…
Мы с вами рассмотрели цепочку: мечта — цель — план. Чтобы проиллюстрировать, какую роль такая цепочка играет в нашей жизни, можно воспользоваться образом - метафорой электрической станции. Но мечта без цели и плана просто «греет пространство». Цель — это высоковольтная линия, цель служит для передачи энергии мечты на длительные расстояния пространства и времени. Без нее энергия мечты просто рассеивается. А план — это трансформаторная подстанция, он служит для распределения ресурсов: времени, мотивации, навыков — по отдельным проектам и определяет куда направить больше киловатт, а куда меньше и когда. Получается, что цель – это конкретизированная мечта. Если мечта — это красивая картинка, наполненная концентрированной эмоциональной и мотивационной энергией, то цель — та же картинка, но в которой уже появились годы и месяцы, рубли, квадратные метры, внешние и внутренние ресурсы. И помните, пожалуйста, что и мечты, и цели, и планы должны быть гибкими, Вы можете при необходимости их скорректировать. Будьте хозяевами и своих целей, и своей жизни! Рефлексия занятия. Прощание. Приложение 1. Высказывания известных людей о постановке целей
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|