Право на жизнь

Автор статьи: Елена Белова

Когда я выхожу гулять в парк со своим почти 2-летним сыном, он всегда заводит меня на «рыбалку». Наверняка, вы знаете этот аттракцион: стоит небольшой бассейн, в середине у него – фонтан, плавают пластмассовые рыбы, и чтобы их ловить, дитю вручается ведро и удочка.

Стоит это удовольствие 30 гривен за безлимитное время на аттракционе и, в принципе, игра эта ради процесса, потому что в итоге, сколько бы рыб ребенок не словил, он не соревнуется за звание лучшего рыбака, не получает главный приз. Разве что, если родитель доплатит +10 гривен, уходя, можно будет выбрать небольшой сувенир.

Так вот, почти что каждый раз, то есть каждый день, мы с сыном захаживаем на рыбалку, зачастую, чтобы просто поглазеть на фонтан. И почти во всех случаях я наблюдаю одну и ту же картинку, как по шаблону. Дитё лет 2-3-4 неумело держит удочку, пытается дотянуться ею до рыбки, поймать воооон ту красненькую или вот эту желтенькую, думает, приноравливается к инструменту ловли… Но тут рядом стоящий взрослый, чаще мама или бабушка, выхватывает удочку и начинает вытаскивать рыб одну за другой. Все это сопровождается словами «смотри, как надо», «ну, давай», «видишь, как мама ловит». Напомню, в этой игре не важно, сколько улова будет у малыша, не важно, как быстро наполнится его ведро.

К чему я собственно рассказываю этот эпизод. Ко мне часто обращаются родители, в основном, конечно, мамы в силу своей тревожности и повышенной ответственности за судьбу подрастающего поколения, по поводу детей в возрасте от 10 и старше с запросом: «он/она ничего не хочет», «он/она не хочет учиться», «он/она никого не уважает» и «сделайте с ним/ней что-нибудь». И чаще всего оказывается, что ребенок занимается в лучшей школе, ходит к репетиторам, на музыку, на танцы, посещает курсы и еще выполняет массу всяческих дел. У дитя есть все, по словам мамы. А по словам ребенка, ему это все неинтересно. И каждый раз в подобных случаях вспоминаю эпизод с игрой в рыбалку. Он отлично иллюстрирует, каким образом ребенок теряет любопытство к познанию и к жизни в целом.

У каждого малыша, как и у каждого взрослого, есть право на свой жизненный темп. И зачастую эти темпы не совпадают, особенно в тех вопросах, в которых взрослый уже хорошо преуспел. Вот малыш ловит рыб и взрослый не выдерживает и начинает «наносить добро» — вылавливать за минуту всех морских обитателей бассейна. И, правда, руки чешутся. Вопрос, для чего и почему? Стремление ускорить процесс, побыстрее все закончить (но мы помним, что у игры нет конца, разве что его можно выдумать), показать, как надо «правильно» ловить, чтобы всех переловить, как показать всем вокруг, что мой сын/моя дочь, он вон какой ловец, с первого раза и так мастерски выхватывает добычу – все это и еще множество других причин буквально вынуждают выполнить всю работу за ребенка. Но, к сожалению, это и есть шаги к отнятию у ребенка его интереса, чувства которое формирует любознательность, желание постигать и развиваться. Взрослые люди с подавленным в детстве любопытством часто страдают от того, что не могут найти себя, свое место в мире. Восстановление же интереса к жизни занимает очень длительное время и зачастую требует сторонней помощи, в частности, психотерапии.

Так что, пока что наши дети все еще дети, помните, если ребенок не попросил вас о помощи, старайтесь минимально включаться в его деятельность (это не означает, что надо и вовсе отсутствовать, достаточно обеспечить безопасное пространство и просто находиться рядом, занимаясь своими делами, поддерживать инициативу малыша). И если просьба прозвучала, помогайте так, чтобы ребенок был активным участником процесса. Объясняйте и разъясняйте даже то, что кажется совершенно понятным и банальным. Напоминайте себе: для ребенка все впервые. Дайте возможность подрастающему поколению на собственный темп жизни, на свои ошибки и достижения. У каждого человека есть право прожить свою жизнь так, как хочется ему.



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Родитель, Взрослый, Ребенок в сексуальной жизни
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Почему отношения в парах зачастую идут под откос в первый год жизни ребенка?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Что надо делать, чтобы родить здорового малыша.
  • Мне надо учиться, чтобы потом зарабатывать деньги для мамы или маленькая жизнь с кредитом до гроба
  • Надо ли есть, когда не хочется есть?
  • Волшебство, которое есть у каждого человека.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Ребенок в проблеме выживает, а взрослый ее просто решает.
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь