|
Трансактный анализ - Риторические игры - "Докажи"Автор статьи: Новиков Илья Викторович
https://ridero.ru/books/transaktnyi_analiz_ritoricheskie_igry/ «Докажи» Эта игра впервые упомянутая К. Штайнером, которую он отнес к классу «силовых» игр. Однако точно так же ее можно отнести и к риторическим. Психокоплексы. Превосходство (сила). Справедливость (правдивость). Тезис. «Докажи, что тебе это нужно и ты это получишь». Цель. Опровергнуть доводы. Уайт действует с позиции силы и создает искусственный дефицит. В дефиците может быть какой-либо ресурс: поглаживания, признание, отношения, секс. «Докажи» играется практически на любом «материале». Далее этот «дефицит» переносится на «дефицит правоты». Согласно логике, прав либо Уайт либо Блэк, хотя на самом деле относительно своих желаниях правы оба. Если бы они согласились, что оба правы, тогда бы у них появилась основа для компромисса. Уайт играет с позиции доминирования и его стратегия основана на том, что большинство людей чувствуют, что должны вести себя «логично» и «правдиво». Доминирующий игрок требует от подчиненного игрока логически обосновать его позицию. Если подчиненный игрок принимает требование – он проиграл. Каждый аргумент отметается. Если аргументация нелогична, доминирующий игрок указывает на это. Если аргументация логична, доминирующий игрок меняет тему разговора с помощью болтовни и риторических трюков. Обычно более слабому игроку требуются часы, если не дни, чтобы увидеть слабость аргументов более сильного игрока, но тогда уже слишком поздно. Ходы. 1. Высказанное желание – требование доказать. 2. Доказательство – опровержение. 3. Торжество Уайта – сдача Блэка. Пример: Уайт. Я хочу А. Блэк. Я хочу Б. Уайт. Ты получишь Б, если докажешь, что оно тебе нужно. Блэк. Доказывает. Уайт. Отметает аргументы. Блэк. Сдается. Антитезис. Уайт. Докажи. Блэк. Я не собираюсь ничего доказывать. Я не обязан ничего доказывать. Я хочу это, потому что я хочу это, и никто не имеет права судить, нужно ли мне это или нет. Родственные игры: «Загадка» – детский вариант «Докажи», часто происходит в форме развлечения. Тезис. Если ты мне скажешь правильный ответ, то я ... (признаю тебя достойным, признаю твою правоту, поделюсь с тобой печеньем и т.п.) Пример: Уайт. Назови главную книгу для трансактного аналитика! Блэк. «Игры в которые играют люди». Уайт. Нет, это «Психотерапия!». Антитезис. Блэк. У нас здесь не детский сад. Антитезис состоит в том, чтобы отказаться от этой игры. Забавный пример «Загадки» я услышал от одного знакомого. Он познакомился в баре с девушкой и после «возлияний» пригласил ее к себе домой. Тогда она сказала: «Если ты вспомнишь как меня зовут, то я пойду с тобой». Он не мог вспомнить даже того представлялась она или нет. Тогда он сказал наугад и, разумеется, ошибся. Дело в том, что в этой игре все зависит от игрока Уайт, поведет себя он честно или нет, понравится ли ему ответ Блэка или нет. 2) Интересная ситуация в игре «Обоснуй». Уайт применяет «Бесконечные Расспросы», и, если Блэк начнет отвечать – новые вопросы «посыпятся как из рога изобилия», и в этом случае он проиграл. Антитезис. Блэк может игнорировать игру, перехватить инициативу в расспросах или смутить Уайта с помощью игр «Да что ты говоришь!» и «Изъян».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|