|
О жертве и жертвенностиАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
О психологии жертвы написано огромное количество текстов – полезных, умных, проницательных; однобоких, жестоких, скучных. Вместе с тем, публикаций, посвященных жертвенности не в негативном, уничижительном ключе, практически нет. Рискую ли я стать жертвой непонятости, размышляя о жертвенности, как о проявлении человечности и любви, душевного тепла и благородства. Возможно. «Как перестать жертвовать собой?», – распространенный вопрос, ответ на который обычно начинается с набившей оскомину фразы: «Полюби себя». Мы так отчаянно стремимся любить себя, истошно вопием о нежелании жертвовать, но, если прислушаться к себе и честно ответить на вопросы о жертвенности, то, как часто мы жертвуем своими интересами, благами, желаниями, возможностями ради других людей? Неужели жертва, как акт отдачи, не является благородным действием человеческой души? Неужели мы не ожидаем сами, что ради нас кто-то способен пойти на жертву? Вопросов о жертве и жертвенности очень много и сложно хотя бы на один из них отыскать однозначный ответ. Ответы - это наши действия, поступки, наши возможности совладания, смирения, участия и сочувствия, наша любовь. Практически каждый день мы чем-то жертвуем, так как каждый день перед нами становится выбор (выпить, не спеша, чашку кофе в перерыв или принять «хвост» у студента, которого могут отчислить из университета). Жертва - является не столько неминуемым следствием выбора, сколько внутренним актом, необходимо входящим в его состав. Чтобы сделать выбор, человеку необходимо отказаться от многих возможностей, привычек, желаний. Способность жертвовать на глубоких экзистенциальных уровнях связана с даром свободы и творчества личности. Описывая психотехнику выбора, Ф.Василюк говорил о необходимости осознания неизбежности и экзистенциальной ценности акта жертвы. Автор пишет:
Ценностная иерархизация сознания и личности, которую неминуемо осуществляет человек, когда жертвует чем-то ради более высокой ценности, не означает в глубинном философском и жизненном смысле отказа, уничтожения, принижения того жизненного отношения, которое приносится в жертву. Жертва – не уничтожение, не отбрасывание, не унижение того, чем жертвуют, а его сохранение через отдание на службу высшим ценностям. Жертва превращается в дар, утрачивает свою психологическую напряженность и мучительность. Если этого не происходит, то это не жертва, а что-то иное. В состоянии любви, при ориентации на другого, на ценность, на того, ради кого жертва, она перестает психологически быть мучительной. Жертвующий – не страдающий, а дарующий и радующийся. В истинной жертвенности внутренние силы противостоят любой трудности и проблеме. Разумности и душевности всем нам. Амалия Макаренко Тел./Viber/WhatsApp/Botim: + 3 8 067 728 80 10 Skype: amaliyamakarenko E-mail: [email protected] Сайт: amaliyamakarenko.com.ua Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|