Почему люди живут будто в коме или «о мёртвых «идентичностях» замолвите слово»

Автор статьи: Ермаков Сергей

"Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!"

Владимир Орлов "Родное".

Сегодня продолжу и разовью рассуждения, которые были отражены в статье «Почему концепция «Смысла жизни» не работает для всех и чем её заменить».

Итак, откуда в принципе берётся проблема «Смысла жизни» в нашем мире? Ведь так было не всегда, история знавала времена, так называемых «традиционных Обществ», в которых проблем ни смысла, ни опыта жизни не стояло, и не потому что люди были примитивно развиты, вовсе нет, дело в том, что Общество – было инфраструктурно построено таким образом, что позволяло чётко и, что не мало важно, вовремя на пути взросления – формировать «идентичности».

Что такое «идентичность»? – это способность человека по значимым признакам соотнести себя с чем-то во внешнем мире, ответив на вопрос «Кто я?», «Какой я?», «Для чего я?». Однако эффективные «идентичности» - имеют не логический уровень и источник, а – эмоционально-чувственный.

Именно возможность интуитивно соотносить себя с элементами мира – позволяла во времена «традиционных Обществ» избежать проблемы современного «аналитически-рационализационного» мира – «неврозов».

 

О каких же «идентичностях» речь?

 

Их конечно больше, остановлюсь лишь на базовых:

 1. «Я – человек» - эта «идентичность» на уровне вида, основа её - прямая и непосредственная связь человека с миром Природы. Такая связь помогает ощутить, что значит человек в контексте Природы, в контексте родной территории и других видов. Какие виды опасны, какие дружелюбны, как взаимодействовать с окружающими животными, растениями и т.д. себе во благо. Этот уровень «идентичности» разрушен в современном мире, люди максимально оторваны от Природы и о контексте своей связи с ней (и её обитателями) имеют в лучшем случае теоретическое представление;

2. «Я – мужчина; Я – женщина» - эта «идентичность» на уровне половой (или может правильнее – гендерной) принадлежности. В её основе – родовая (семейная) структура. Расширенная, многопоколенная семья, проживающая вместе – формировала ясное представление о роли и задачах мужчины и женщины, дети естественным путём через живой опыт усваивали это и без труда в нужный момент взросления присваивали себе верную «идентичность». Замечу для читателей, что я вовсе не говорю про возвращение к "махровому патриархату", наполнение "идентичности" мужчины вовсе не в этом.

В нашей же реальности – разрушены не только многопоколенные семьи, но и даже так называемая «нуклеарная семья», созданная как концепция в XX веке. Сейчас у детей нет (за редким исключением) представлений и опыта расширенных родовых систем, по разным оценкам до 50% населения опыта жизни даже в «полных семьях» не имеют (то есть, росли как минимум без одного родителя) + социальная инфраструктура, в частности аспект распределения материальных благ, выстроена таким образом, что не воспринимает людей, как мужчин и женщин, для техносферы люди = батарейки (бесполые существа), которые выполняют отдельную функцию. Общество потребления, основано на деньгах, а деньги – не различают полов. Да и психологи добавляют масла в огонь, насаждая идеи о "токсичных родителях", искажённой "сепарации" по принципу "бросить и не вспоминать", выстраивании "психологических границ" от родственников и т.д. Всё это в сумме приводит к критичному положению в плане эффективного формирования «идентичности» «Я – мужчина» для мужчин и «Я – женщина» для женщин;

3. «Я – в труде» - эта «идентичность» на уровне самореализации в социальной группе (общине). Характер труда формирует в человеке не просто представление, но чувственное понимание через опыт того, зачем он здесь, что он может сделать для себя, семьи, рода, общины, Природы. Показательным являлось существование, например, трудовых семейных традиций, когда несколько поколений занимались одним, доверенным им общиной, ремеслом. Большая часть современного городского труда – обезличена, не имеет никакой особой привязки и опоры к чему бы то ни было + положение усугубляется «виртуализацией» труда, когда и вовсе становится невозможно дифференцировать, что же человек делает… а, следовательно, - кто он и зачем он это делает. Кстати, необходимо заметить, что «наследование ремесла» сохраняется у тех, кого называют «суперэлиты» - это богатейшие, заметьте, не люди, а семьи (кланы) банкиров, промышленников, нефтяников. Это к вопросу о том, кому выгодно, чтобы люди жили без «идентичностей».

 

Инструмент или процесс официального присвоения «идентичности» - обряды инициации, когда человек признавался общиной, как вошедший в новый этап. С инициацией приходили: доступ к новым знаниям, функциям, правам и обязанностям, соответствующим «идентичности».

Когда-то инициирующие обряды были буквальными, то есть представляли из себя весьма жёсткие испытания, пройти которые мог не каждый и не с первого раза. Затем обряды стали более условными, но всё же несущими основную функцию, а сейчас… сейчас их просто не осталось.


Кто-то скажет, что экзамены в школе, «госы» в университете, собеседование на работе, армия для мужчин и роды (особенно первенца) для женщин – есть обряды инициации, но это будет как минимум – сомнительно и с огромной натяжкой условности, поскольку на присвоение каких-либо «идентичностей» всё это влияет крайне отдалённо, может быть, за исключением родов и то, как часто приходится слышать фразу «послеродовая депрессия», а ведь это говорит о том, что, рожающие женщины – часто не в состоянии принять «идентичности» женщины и матери даже по факту рождения ребёнка. Ну, а без «идентичности», пришедшей на чувственном уровне, с трудом даётся даже исполнение социальных ролей, на этой «идентичности» основанных.

Без «идентичностей» и реальных, функциональных инициаций – люди не знают кто они и что им делать, поэтому «Смысл жизни» вызывает столь острые кризисные явления.

Выход есть и из этого положения, однако, к сожалению, тот выход, который вижу я – возможен только по схеме «сверху вниз», но не «снизу вверх», в том смысле, что что-то сделать можно, начав только с глобального уровня организации управления, потому что глобальный уровень контролирует все ресурсы (финансовые, научные, инженерные, временнЫе).

А выход в общем-то прост: провести «социальное терраформирование», то есть – изменение инфраструктуры городов (+ постройка новых городов), фундаментально приспособив их, а значит и людей, в них живущих, - к возможности естественного обретения «идентичностей».

Наблюдая город за окном, о подобном остаётся пока лишь мечтать…

Конечно же есть не только глобальное, но и индивидуальное решение, а именно: простраивать постепенно свои "идентичности" самостоятельно или при помощи психолога, хотя найти грамотного специалиста в этом вопросе и не просто, но возможности помочь себе есть, нужно пробовать и давать себе шанс на здоровую, счастливую жизнь.

 

Почему люди живут будто в коме или о м ртвых идентичностях замолвите слово



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "У меня растут года, будет и 17...", или О профессиональной идентичности в эпоху постмодерна
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Работа с колодой "Про тебя. Метафора женской идентичности" ( клиентский случай)
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Как выйти замуж?" ч.1 О женской идентичности
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Всегда говори "нет". Часть первая: люди среди людей
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Беседы об НЛП. Почему люди сражаются "картинами мира"?
  • "Нарисованная" жизнь, или о том когда люди задаются ненужные вопросы
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь