Визит к минотавру, или "я лучше всех".

ВИЗИТ К МИНОТАВРУ, ИЛИ «Я ЛУЧШЕ ВСЕХ»
      Тут мне родители рассказали, что по ТВ идёт шоу с детьми детсадовского возраста «Я лучше всех», где детишки соревнуются в «талантах» - надрессированных навыках, нехарактерных для этого возраста. Думаю, что рейтинг у передач высокий - в нашей стране взрослые любят умиляться дрессированными детьми, но название шоу совсем уж невротичное и симптоматичное. Если в советские времена прививалась (а часто и насаждалась) идеология «один за всех, все за одного», то сейчас маятник качнулся в другую крайность – детей пытаются заставить быть «лучше всех».
      Но всё это скоро пройдёт. Природа быстро приведёт и детей и их родителей к разочарованию в этой иллюзии, и по добру ли по здорову или вынужденно, под давлением отрицательной( уравновешивающей) обратной связи люди устремятся к равновесию. Всё живое, кроме человеческого чувства «я», живёт в равновесии, ведь так жить естественнее и легче. Вообще, эта невротическая концепция лидерства, пришедшая с Запада, долго не протянет на нашей ментально-коллективистской почве. Она и на Западе, даже в США, уже давно мимикрирует и, к чести тех же американцев, лидерство приобретает всё более эмоционально-вовлечённый, коллективистский характер. Современный человек просто физически не может эффективно жить и работать в конкурентной среде, теряет мотивацию, часто болеет, разрушает отношения с близкими.
         Массовая же культура пока по инерции пытается привить нам идею «я лучший», хотя, скорее всего, люди интуитивно чувствуют и осознают, что это даже звучит болезненно, да и просто физически невозможно. Но ведь думать и верить не запретишь, человек может верить во всё, что угодно, например, в то, что «я лучше всех» или в то, что инопланетяне скоро превратят нас в зомби. Тем более, что, как показывают исследования, с 90-х гг прошлого века прекратился рост IQ населения в индустриально-развитых странах. Просто говоря, люди начали глупеть, так как нет актуальных, жизненно-важных задач для решения, эгоизм просто не знает чем заняться, и развлекается любой подвернувшейся под руку ерундой, то есть деградирует.
        С психологической точки зрения, ноги этого стремления растут из так называемого комплекса неполноценности. Ребёнок в возрасте 2-3-х лет начинает отождествлять себя с «я», чувствует себя личностью, и так как в подавляющем большинстве случаев он не имеет здорового психически-зрелого окружения в виде взрослых, и со своими сверстниками он не имеет контекста правильной связи( откуда его взять, ведь некому показать пример), ребёнок вынужденно включается в игру борьбы за я-статус. Он чувствует себя одновременно ущербным, так как чувствует свою зависимость и слабость по сравнению со взрослыми, а с другой стороны, он пытается самоутвердиться, доказать себе и окружающим, что «я сам с усам». То есть образуется невротический иерархический конфликт: я пытаюсь доказать своё превосходство над теми от кого завишу. По всей видимости, ребёнок находит разрешение этого противоречия следующим образом: он начинает фиксировать своё внимание на некоторых идеях, которые подкрепляются похвалой и поддержкой взрослых, и эти идеи постепенно становятся сверх-ценностями – ложными целями или целями эго. То есть человек преследует цель, которую внутренне воспринимает как сверх-значимую из-за того, что это поведение в его психике и мозге ассоциировалось с обусловленной любовью. Если я буду самым умным, меня будут любить. Если я буду самым сильным, меня будут любить и т.п. То есть сверх-ценность – это внутренняя установка делать что-либо «правильно», вести себя «правильно».
         Фиксация на сверх-ценностях лишает нас чувства игры, актёрства, творчества – нашего естественного состояния. А вместе с этим и чувства смысла, потому что смысл, как это ни парадоксально, вещь не –серьёзная, смысл – это просто любимая супер-игра. В погоне за сверх-ценностями человек становится серьёзным, озабоченным и лишается спонтанной творческой радости жизни. Это наш Минотавр, который пожирает человека изнутри.
    То есть опять парадокс: с одной стороны человек чувствует удовлетворение от того, что преследует сверх-ценности, ведь у него сформированы соответствующие нейронные связи, подкрепляемые в детстве родителями, а во взрослом возрасте человек сам их себе подкрепляет, своим «внутренним родителем». А с другой стороны, хроническая неудовлетворённость( невроз) становится нормой существования, ведь играет- то человек не в то, во что на самом деле хочет играть, а в то, за что его «любят», как ему кажется. И даже если человек играет в свою игру, он обычно играет в неё не так, как хочет, не в том стиле, скажем так.
       Обнаружить свои сверх-ценности можно через механизм проекции. Если вам кажется, что кто-либо делает что-либо не так как «надо», и это эмоционально вас расстраивает (не обманывайте себя), то это верный знак того, что вы проецируете на этого человека свой внутренний конфликт. Например, если вам кажется, что другой человек поступает «несправедливо», то это значит ваше «я» считает себя должным поступать «справедливо», «справедливость» - это ваша сверх-ценность. Ради того, чтобы быть «справедливым», искать «справедливость», добиваться её, вы не играете во что-то, во что на самом деле хотите. Ведь за «справедливость» вы привыкли себя хвалить, а за то, во что вы на самом деле хотели играть, в детстве вас не хвалили, и вы сами не привыкли себя хвалить. Свою игру вы обесценили, а «справедливость» осверх-ценили с помощью механизма положительного подкрепления. Например, мама вам говорила: «поделись с братом, это будет справедливо», и вы по её лицу знали, что её любовь к вам зависит от того, последуете ли вы за её рекомендацией, будете ли вы «справедливы». Понаблюдайте или вспомните своих родителей: каким людям они симпатизировали, а каких осуждали? Вероятнее всего там вы тоже найдёте свои установки сверх-ценности. Очень часто сверх-ценностями выступают: трудолюбие, ум, профессионализм, серьёзность, сила, упорство, самостоятельность, «духовность», скромность, доброта, смелость, способность радовать других, угождать другим, не расстраивать других, внешний вид. То есть человек подсознательно стремится хоть в чём-то быть «самым-самым», чего бы то ему это ни стоило.
         Другой способ определить сверх-ценности. Опишите фактический привычный стиль своего поведения, работы, личной жизни, отношений. Это стиль, который вы считаете «правильным», приемлемым для себя, но в глубине души вы им не довольны. Например, вы всё делаете последовательно, упорно, методично. Считаете, что ваш труд должен быть вознаграждён. Далее, опишите тот стиль поведения, который вам кажется невозможным или неприемлемым, который несовместим с фактическим стилем. Например, всё происходит само собой, без лишних усилий, по удачному стечению обстоятельств. Теперь найдите ассоциацию - установку этого непривычного для вас стиля со сверх-ценностью, которую вы утратите, если стиль вашей жизни изменится. Например: если в моей жизни всё будет даваться легко и просто, то это означает, что я не компетентный и не умный человек, который сам ничего не может сделать хорошо. Если вы нашли ассоциацию точно, то во время проговора установки вы почувствуете эмоциональный заряд, катарсис и последующий инсайт: вам нет никакой нужды быть умным и компетентным для того, чтобы быть счастливым!
    Напоследок, хочу заметить, что « просто быть самим собой» тоже может быть сверх-ценностью, ведь это тоже некая внутренняя словесная команда, побуждающая к определённому поведению. Для человека, которому привычно быть самим собой, нехарактерно везде и всюду трубить об этом и вешать это на флаг."Быть самим собой" может стать некой защитой, попыткой отвязаться от навязанного. Своего рода цинизм. Заметили как много стало иронии, сарказма и откровенного цинизма в информационном поле? Это лишь попытка скрыть страх. Людям страшно признаться самим себе, что свои реальные ценности мы игнорируем, в свои игры не играем. Когда мы чувствуем, что прежние игры или стиль игры нам уже не интересны, а новый пока не под силу( не хватает свободного внимания), то на выручку приходит сарказм и стратегия эскапизма( избегания, прикрытого "благородными идеями"): я такой какой я есть и всё остальное бессмысленно…Нет, конечно. Просто необходимо прийти к равновесию: проявить свои уникальные, природой данные свойства в доброй связи с другими, в совместной игре с ними,а не ради того, чтобы быть лучшим.

Визит к минотавру или я лучше всех



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Отличие фрейдовского Сверх-Я от лакановского Идеала-Я
  • Сверх-Я. Темница из морали и наказания, тормозящая развитие Я
  • Так ли просто быть самим собой?
  • Позвольте мужчине просто быть собой и посмотрите, что из этого получится
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • История про мальчика, который хотел просто сидеть, или на самом ли деле мамы знают лучше?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Человек, который бежал быстрее всех
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.
  • Жить без Любви, быть может просто...или От чего «Спасает» кредит?
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • Молодой человек, который сам себя запутал...
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь