|
Старые сказки о главномАвтор статьи: Васенина Элина Евгеньевна
Когда слышишь фразу «волшебная сказка», то кажется, что за ней непременно должны следовать слова магического сказочного зачина «Жили — были...», а затем текучей медленной, но ритмичной речью, повествование о неведомых дорожках, о смелых героях, которые прошли все испытания. К сожалению, современные родители все реже и реже читают детям сказки. Сборники русских народных волшебных сказок стали редкостью на книжных полках. Отчасти это объясняется тем, что нынешние детки растут на мультфильмах и фильмах и у них совершенно новые любимые герои, а сказочные совсем не современны. Отчасти тем, что взрослые просто перестали читать детям сказки, не подозревая, что тем самым лишают ребенка не только огромного пласта культурного наследия, но и тайных сакральных знаний. Однако в последнее время психологи все чаще и чаще говорят о сказках. Почему они уделяют столько внимания такому, казалось бы, не имеющему к психологии явлению? Дело в том, что сказки, как и сны, обращаются не только к нашей сознательной части, но и к бессознательному. Именно это завораживает и привлекает в сказке. Они наполнены символами и метафорами, в которых зашифровано некое послание слушателям, в них заложена мудрость и через их тайный язык передаются знания, закодированные тайным языком. Что же такого важного передает нам сказка? Что же в ней закодировано и зашифровано, какие ресурсы помогающие удивительным образом менять внутреннее состояние человека, его взаимоотношение с другими людьми? Многие сказки иносказательно рассказывают о процессе перехода из детства во взрослую жизнь, о таинстве инициации, об обряде, представляющем переход на новую ступень развития, о взрослении. А этот переход сопровождается трудностями, сложными испытаниями, которые нужно преодолеть. Итак, у некоторых сказок, (например «Морозко») на первый взгляд, совершенно жутковатый сюжет: отец, по настоянию злой мачехи, увозит дочь в лес, на мороз и оставляет ее там умирать. Почему же он так жесток? На самом деле здесь речь идет о самой первой фазе этапа взросления — покидание отчего дома, о сепарации. Отец увозит дочь, помогая покинуть родительский кров в поисках своего «суженного», своего мужчины. Откуда берется в сказках образ мачехи, которой непременно нужно выгнать ребенка из дома и подвергнуть испытаниям? Заботливая, добрая, опутывающая своей любовью мать этого сделать не сможет. Она будет удерживать свое чадо рядом с собой и взращивать инфантильное, зависимое существо, тот карикатурный образ родной дочери, который также присутствует в сказке «Морозко». В сказке Мать превращается в Мачеху, чтобы отпустить или даже выпроводить подросшего ребенка из дома, дать возможность повзрослеть, пережить кризисы, научиться строить взаимоотношения с миром, переживать взлеты и падения, становиться психологически зрелой личностью. И вот, сказочный герой отправляется из дому в лес или иной мир, преодолевает серьезные препятствия, умирает и воскресает, приобретая огромную магическую силу и возвращается в более высоком статусе, повзрослевший, с престижным приданным, да и еще с умницей красавицей невестой или женихом.
Итак, сказка начинается. Звучат волшебные слова «Жили-были....». Мама рассказывает сказку, при этом иносказательно, на языке символов и образов, передавая своему малышу важные для него знания, как будто сообщая ему при этом: « …. придет время, и я найду в себе силы, чтобы отпустить тебя во взрослую жизнь для того, чтобы ты стал взрослой, зрелой личностью. Тебе предстоит преодолеть много препятствий и научиться понимать этот мир. Я расскажу, как это сделать...». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|