|
Детские потребности: их место в терапииАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Основатель психологии самости Хайнц Когут понимал под ней некую сердцевину личности, глубинный центр внутренней идентичности. В связи с этим основной задачей терапии он видел развитие самости через удовлетворение невыраженных детских потребностей клиента. Основными вопросами терапии он считал «что клиент недополучил в детстве?» и «что с этим может сделать аналитик?». Важнейшими для наиболее полного развития самости он считал три детских потребности:
Рассмотрим их немного поподробнее. Зеркализация Потребность в отзеркаливании – это детское желание быть желанным, особенным, увиденным, услышанным родителем, быть в центре его внимания. Достаточно «отзеркаленные» не нуждаются в постоянном признании своей ценности и уникальности, поскольку достаточный запас этого они уже получили в самом раннем детстве. В результате они обладают достаточно развитым чувством самоуважения и не нуждаются в его интенсивной подпитке со стороны окружающих. Если же родители были слишком поглощены друг другом или своей личностью, как часто бывает в дисфункциональных семьях, ребенок ощущает себя недостаточно хорошим и никому не нужным. В результате человек уже воз взрослом возрасте страдает от чувства неполноценности, низкой самооценки, при этом тайно он может считать себя грандиозным, периодически испытывая скрытое чувство превосходства над окружающими. Именно так прорываются бессознательные детские потребности в признании. При этом такой человек является очень уязвимым к критике и болезненно реагирует на то, как к нему относятся окружающие и как они оценивают его и его действия. Потребности в идеализации Другой важной потребностью для развития самости является идеализация кого-то из родителей или других родственников. Некий положительный образ необходим психике для того, чтобы рассчитывать на помощь этой сильной и умной личности при взаимодействии с окружающим миром. Эта область самости является хранилищем ценностей и идеалом, ресурсом для самоуспокоения, адаптации к жизненным трудностям. Если же у ребенка нет возможности развивать эту часть самости, она остается неудовлетворенной, снижаются способности к адаптации, получению радости и удовольствия от жизни. Другим появлением этой неудовлетворенной потребности является постоянная идеализация чаще всего дистантных партнеров в отношениях на расстоянии. Таким образом психика пытается «достроить» недостающие кирпичики, отрицая возможные реальные проблемы в отношениях или недостатки человека, чтобы сохранять этот идеальный образ внутри. Потребность походить на других Выстраивая свою идентичность, ребенок нуждается в объектах, рядом с которыми он будет ощущать себя похожим. Будучи удовлетворенной, эта потребность рождает во взрослом человеке ощущение социальной, семейственной принадлежности. Если же она не была реализовано, возникает ощущение «негодности», «чужеродности», отстраненности. Когут, как Юнг, хотя вкладывал другое понимание в самость, считал, что она развивается в течение всей жизни, в том числе и в терапии. С учетом важности этих детских потребностей, можно сказать, что их предъявление клиентом в терапии является нормальным стремлением развить свою самость и получить недостающее. Поэтому такие желания должны обсуждаться, эмпатически приниматься аналитиком и выражаться клиентом. Однако это не значит, что психолог в терапии должен заниматься постоянным отзеркаливанием и нарциссической подпиткой клиента, поскольку главной целью является укрепление ее автономии и умения внутренне опираться на себя самого. Терапевтичным воздействием Когут считал постоянное интерпретирование способа бытия и мышления, установление связи между настоящим и прошлым, благодаря чему человек ощущает себя понятым, услышанным, понимает, что с ним происходит и почему. Здоровые нарциссические потребности Все мы так или иначе периодически нуждаемся в некоторой нарциссической «подпитке», т.е. в человеческой поддержке, в признании нашей ценности извне, а также в ее ощущении изнутри. Нарушения самости в детстве приводят к следующим последствиям:
Главным средством в развитии и самости и укреплении самооценки является теплое эмпатичное принятие и стремление понять уникальность и сложность жизненного пути клиента, его способа мышления и восприятия. Именно доверительные этичные терапевтические отношения в сочетании с интерпретацией и объяснением помогают выдерживать неизбежные в работе фрустрации и эмпатические ошибки.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|