Детские потребности: их место в терапии

Основатель психологии самости Хайнц Когут понимал под ней некую сердцевину личности, глубинный центр внутренней идентичности. В связи с этим основной задачей терапии он видел развитие самости через удовлетворение невыраженных детских потребностей клиента. Основными вопросами терапии он считал «что клиент недополучил в детстве?» и «что с этим может сделать аналитик?».

Важнейшими для наиболее полного развития самости он считал три детских потребности:

  • В отзеркаливании.
  • В идеализации.
  • Потребность быть похожим на других.

Рассмотрим их немного поподробнее.

Детские потребности их место в терапии

Зеркализация

Потребность в отзеркаливании – это детское желание быть желанным, особенным, увиденным, услышанным родителем, быть в центре его внимания. Достаточно «отзеркаленные» не нуждаются в постоянном признании своей ценности и уникальности, поскольку достаточный запас этого они уже получили в самом раннем детстве. В результате они обладают достаточно развитым чувством самоуважения и не нуждаются в его интенсивной подпитке со стороны окружающих.

Если же родители были слишком поглощены друг другом или своей личностью, как часто бывает в дисфункциональных семьях, ребенок ощущает себя недостаточно хорошим и никому не нужным.

В результате человек уже воз взрослом возрасте страдает от чувства неполноценности, низкой самооценки, при этом тайно он может считать себя грандиозным, периодически испытывая скрытое чувство превосходства над окружающими. Именно так прорываются бессознательные детские потребности в признании. При этом такой человек является очень уязвимым к критике и болезненно реагирует на то, как к нему относятся окружающие и как они оценивают его и его действия.

Потребности в идеализации

Другой важной потребностью для развития самости является идеализация кого-то из родителей или других родственников. Некий положительный образ необходим психике для того, чтобы рассчитывать на помощь этой сильной и умной личности при взаимодействии с окружающим миром. Эта область самости является хранилищем ценностей и идеалом, ресурсом для самоуспокоения, адаптации к жизненным трудностям. Если же у ребенка нет возможности развивать эту часть самости, она остается неудовлетворенной, снижаются способности к адаптации, получению радости и удовольствия от жизни.

Другим появлением этой неудовлетворенной потребности является постоянная идеализация чаще всего дистантных партнеров в отношениях на расстоянии. Таким образом психика пытается «достроить» недостающие кирпичики, отрицая возможные реальные проблемы в отношениях или недостатки человека, чтобы сохранять этот идеальный образ внутри.

Потребность походить на других

Выстраивая свою идентичность, ребенок нуждается в объектах, рядом с которыми он будет ощущать себя похожим. Будучи удовлетворенной, эта потребность рождает во взрослом человеке ощущение социальной, семейственной принадлежности. Если же она не была реализовано, возникает ощущение «негодности», «чужеродности», отстраненности.

Когут, как Юнг, хотя вкладывал другое понимание в самость, считал, что она развивается в течение всей жизни, в том числе и в терапии. С учетом важности этих детских потребностей, можно сказать, что их предъявление клиентом в терапии является нормальным стремлением развить свою самость и получить недостающее. Поэтому такие желания должны обсуждаться, эмпатически приниматься аналитиком и выражаться клиентом.

Однако это не значит, что психолог в терапии должен заниматься постоянным отзеркаливанием и нарциссической подпиткой клиента, поскольку главной целью является укрепление ее автономии и умения внутренне  опираться на себя самого.  Терапевтичным воздействием Когут считал постоянное интерпретирование способа бытия и мышления, установление связи между настоящим и прошлым, благодаря чему человек ощущает себя понятым, услышанным, понимает, что с ним происходит и почему.

Здоровые нарциссические потребности

Все мы так или иначе периодически нуждаемся в некоторой нарциссической «подпитке», т.е. в человеческой поддержке, в признании нашей ценности извне, а также в ее ощущении изнутри. Нарушения самости в детстве приводят к следующим последствиям:

  • Неумение формировать поддерживающее окружение, вместо которого нарциссически уязвленные клиенты находят себе обесценивающих или скупых на похвалы и поддержку партнеров.
  • Поиск примитивных форм удовлетворения нарциссических потребностей – например, через случайные сексуальные связи, зависимости от селфи и т.д.
  • Неспособность принять зрелое удовлетворение нарциссических потребностей – обесценивание уже существующего в отношениях отзеркаливания и принятия.

Главным средством в развитии и самости и укреплении самооценки является теплое эмпатичное принятие и стремление понять уникальность и сложность жизненного пути клиента, его способа мышления и восприятия. Именно доверительные этичные терапевтические отношения в сочетании с интерпретацией и объяснением помогают выдерживать неизбежные в работе фрустрации и эмпатические ошибки.

 



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • "Черная курица, или Подземные жители" как путь нарциссической личности к архетипу Самости
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Является ли большая разница в возрасте партнеров препятствием для достижения любви?
  • Карьерный дауншифтинг: Человек в поисках Самости?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • То, что люди называют любовью, чаще всего является любовной зависимостью
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Как научиться доверять и что является препятствием на пути доверия?
  • Охота на тигра. Психотерапевтическая сказка о принятии своей самости.
  • Смена модной парадигмы (или что является подлинной заботой о нас)
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • К вопросу о развитии женской самости
  • История печального муравьишки или Путь Эго к Самости и освобождение от ложной Персоны.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Истоки самости ( формирование внутренней опоры)
  • Что такое потребности и какую роль они играют в нашей жизни?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Что является вашим ресурсом и дает вам энергию, силу, вдохновение?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь