Почему одни верят, а другие проверяют?

"Наши дни — золотой век бреда. Интернет погряз в непроверенной и недостоверной информации. Наиболее распространенные бредовые заявления ежедневно делаются в мире альтернативной медицины, спиритизма и прочей мистики. Обратитесь к этой теме, и вы найдете кучу утверждений, которые адепты этих направлений произносят, абсолютно не беспокоясь о том, насколько они истинны, вводя при этом в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру».

На самом деле люди всегда делились на тех, кто верит недостоверной информации и на тех, кто во всём сомневается и ищет доказательств. Интернет, конечно, подлил масла в огонь, и теперь разница между этими категориями людей стала намного более явной. Значит, самое время поговорить о критическом мышлении. 

Критическое мышление — это способность ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её, копаться в источниках (проверяя и их достоверность, разумеется), задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными. Прежде, чем принять что-то на веру, обладатели развитого критического мышления как следует изучат полученную информацию, устроят ей тест на научность и только после этого обрадуются новым знаниям.
На всякий случай напишу: если у человека развитое критическое мышление, это вовсе не значит, что с ним вы себя будете чувствовать, как на экзамене. Иначе говоря, критичность мышления и постоянные придирки — не одно и то же. Последнее — всего лишь показатель неудовлетворённой потребности чувствовать свою значимость. Или дурного воспитания. 

Формируется критическое мышление ещё в дошкольном (!) возрасте. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов, и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И, если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.
Проблема в том, что развитие критического мышления у ребёнка автоматически делает его неудобным для родителей и учителей. Ведь такой малыш вместо того, чтобы просто слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком — трудно. Если родители готовы терпеть неудобства ради полноценного развития личности ребёнка, если они понимают колоссальную важность этого этапа, то, конечно, они будут тратить время и силы, отвечая на вопросы. Но давайте честно: сколько их — таких родителей? А сколько их было в авторитарном педагогическом прошлом нашей страны, когда считалось, что выделяться - плохо, а быть послушным — хорошо? А педагоги и по сей день отчитывают мам за излишнюю любознательность их детей (а вот это — самый настоящий бред, я думаю). 

Чтобы у ребёнка развивалась критичность мышления, важно, чтобы родители не только отвечали на его вечные «почему», но и задавали аналогичные вопросы самому ребёнку, общаясь и считаясь с ним, как с человеком, имеющим собственное мнение Так он будет учиться аргументированно мыслить, вести диалог и осмысленно принимать решения. В результате он будет понимать, чего и зачем он хочет, научится слышать собственный голос вместо того, чтобы слепо следовать ожиданиям других и в 30-40 лет мучиться вопросами «Кто я?» и «Чего я хочу?». Эти вопросы - самый настоящий персональный ад для тех, кто в детстве были послушными и удобными. Ведь эти люди угодили всем, по дороге потеряв самих себя. 

Интересно, что у многих таких людей критичность развита только в определённых сферах. Например, если в семье поощрялось интеллектуальное развитие ребёнка и научная достоверность его знаний, то он может быть достаточно критичен в отношении различных суеверий, но при этом он будет совершенно не способен поставить под сомнение мнение самих родителей. То есть в приметы человек не верит, но усомниться в мамином праве соваться в жизнь своих взрослых детей он не в состоянии. 

Если же взрослые вообще отмахивались от его «почемучек», требовали молчаливого послушания и мало занимались развитием мышления, то критическое мышление у такого человека вообще будет развито слабо. И проявляться это будет примерно так:

1. Склонность принимать на веру любую новую информацию

Ну, с «любую» я, конечно, переборщила. На самом деле такие люди обычно верят не всему подряд, а тем убедительно звучащим теориям и постулатам, которые приняты в обществе (в том обществе, в котором человек чаще всего находится) и/ или ВЫГЛЯДЯТ как научные. В первом случае некритичное мышление следует такой логике: «Раз все мои знакомые в это верят — значит, так и есть». Или: «Жизненный опыт — критерий истины. Раз это повторилось несколько раз, значит, так и есть». 
Второй же вариант предполагает наличие какой-то аргументации и системы верований, которые выглядят как логичные. Это - источник заработка для сотен недоучек (ой, простите, то есть «гуру»), самых разных сект, авторов непроверенных и даже опасных теорий, диетологов без медицинского образования, откровенных шарлатанов и т. д.

2. Неспособность аргументировать свою позицию

Иллюстрация: 
- Надо выйти замуж и родить двух детей.
- Зачем надо и кому?
- Надо.
Занавес

3. Отсутствие способности к рефлексии

Проще говоря, навык самонаблюдения развит слабо. Такой человек с трудом может наблюдать за собственными действиями и чувствами, а тем более их анализировать и замечать собственные ошибки. 
Иллюстрация: озлобленная и хамоватая женщина искренне не понимает, почему желающих с ней общаться как-то немного.

4. Невозможность принять на себя ответственность

Что логично. Если человек не в состоянии понять собственной роли в происходящем, то он и ответственность за это нести не будет — не он же виноват. Кстати, это очень видно в обучении: критическое мышление позволяет человеку вынести для себя что-то полезное из любого знания, пусть и самого бредового. А вот некритичные люди не могут применить даже самые ценные сведения.
Иллюстрация:
Критичное мышление - книга дрянь, но она навела меня на полезную мысль...
Некритичное мышление - книга дрянь, она не сделала меня счастливой

5. Зависимость от мнения окружающих

Критичное мышление подразумевает способность мыслить самостоятельно, анализировать и делать выводы. Но если самому никак, то нужна постоянная опора — костыли в виде чужого мнения. Такие люди делают то, что модно и думают так, как принято думать. 
Но и тут тоже есть интересный момент: даже если у такого человека и присутствует своя точка зрения на происходящее, то некритичность будет выражаться в том, что он своё мнение не озвучит — побоится осуждения. 

6. Слабо развитая способность взаимодействовать с абстрактными понятиями

Особенно важным критическое мышление становится тогда, когда речь идёт не о чём-то наглядном и понятном, а о более абстрактных вещах, которые нельзя пощупать. Если речь идёт, например, о литературе или философии, то от человека требуется способность строить логические рассуждения, выражать собственное мнение, задавать непростые вопросы и искать на них ответы. В таких сферах практически нет места фактам, зато личность и её способности мыслить, чувствовать, проводить параллели в этих разговорах прямо-таки живут (доктор Хаус не зря любит метафоры: это ещё одна грань критического мышления, при которой от собеседника требуется применить все эти способности). 
Думаю, вы заметили, что люди с неразвитым критическим мышлением обычно не интересуются ни живописью, ни литературой, ни философией. 

Критичность мышления — это норма для взрослого человека и зрелой личности, то, что должно быть. Но далеко не всегда личность развивается в рамках нормы. И это легко наблюдать: посмотрите, сколько людей слепо верят в те или иные идеи, не усомнившись в их достоверности. А сколько раз вы сталкивались с бестактными вопросами, с той простотой, которая хуже воровства? Это несчастное «почему ты ещё не замужем» - запросто может быть свидетельством неразвитости критического мышления, а вовсе не желанием обидеть. 

Кстати, то, что называют «праздным любопытством» - тоже симптом некритичности мышления. Это детям может быть «просто интересно». А взрослому эта самая критичность даёт возможность прикинуть возможные ответы, поставить себя на место другого, представить, что он чувствует, не причинит ли это любопытство кому-то боль, и насколько уместным будет вопрос. 

Екатерина Амеялли, психолог центра «Отношения.ру»
 



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Магическое мышление: почему люди верят в материальность мыслей и думают, что могут влиять на реальность
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • Критическое мышление
  • Типичные ошибки мышления: черно-белое мышление
  • Как развить критическое мышление
  • Мышление здоровья. Почему лечение не помогает или даже становится хуже?
  • Мышление бедняка и мышление состоятельного человека. Разница
  • Критическое мышление как способ достижения целей
  • Развитие критического мышления у детей
  • Отвечать ли на вопросы о бывших: сколько, кто и почему, и быть ли виноватой, если что...?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Магия и психология. Магическое мышление. Виды и типы магического мышления.
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • «Денежное мышление». Деньги будут всегда, если запомнить эти простые правила
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Беспокойство и критичность мышления
  • Виды мышления: критическое, творческое, эвристическое.
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Всё будет хорошо! или Опасность позитивного мышления
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь