|
"Кубо. Легенда о самурае". Сага о рождении ЧеловекаАвтор статьи: Внукова Наталия Владимировна
Сходила с детьми на новый кукольный мультфильм "Кубо. Легенда о самурае", производство компании Laika Entertainment, сделавшей “Коралину в стране кошмаров”, “Паранормана” и “Семейку монстров”. Впечатления от мультфильма самые лучшие. Хороший, глубокий мульт, который будет интересен и взрослым, и детям. Делюсь своей интерпретацией происходящего на экране.
Предыстория Первые кадры. Японка плывет в лодке по штормовому морю из последних сил «лопаткой» для игры на кото (национальный струнный японский инструмент) рассекает огромную волну, надвигающуюся на нее. Не удерживает равновесие и падает в море. Море выносит ее на берег. Закадровый текст: «Человек – ничто перед стихией. И ему не устоять, ведь надеяться он может лишь на свои силы. Но, тем не менее, у него всегда есть надежда». В этот момент женщина, которую волны вынесли на берег, слышит крик младенца, поднимается и ползет к мешку с младенцем. О чем этот фрагмент для меня. Я вижу процесс родов. Вода и волны – это точные метафоры того, что происходит с женщиной во время рождения ребенка. Процесс родов – это стихия, схватки накатывают одна за другой, и ты не можешь противостоять им. «Человек – ничто перед стихией». По идее им не нужно противостоять, счастливые роды, когда женщина расслаблена и следует волне. Здесь мы видим сложные роды, женщина плывет навстречу течению. Стихия для нее слишком сильна, и она пытается ей противостоять. Она надеется на свои силы. Она воспринимает процесс родов как враждебную стихию. Взмах «лопаткой» для котО и рассечение волны я могу интерпретировать как кесарево сечение. Удар головой женщиной о камни – наркоз, либо потеря контроля над происходящим по другим причинам. Ведь, можно предположить, что именно противостояние женщины стихие (она плывет против течения) мешало удачному родоразрешению. И только после этого (потери контроля, противостояния) стихия выносит женщину на берег. Приводит её в сознание крик ребенка. Ребенок отделен от матери, но он находится в мешке (символ матки или околоплодный пузырь). Женщина из последних сил ползет к ребенку и открывает мешок – дает ребенку жизнь. Закадровый текст: «Это мой сын Кубо. И это все, что у меня осталось. Он – мое самое ценное сокровище». Это была предыстория. С этого момента начинается история мальчика. Соотношение образов Матери и Обезьяны Следующий кадр – мальчик открывает глаз – напротив него нэцке обезьянки. Это его оберег. Но он не наполнен жизнью. Эта нэцке – в будущем заменит мать. Для меня это символ материнского начала, но пока эта «материнская природа», материнская часть женщины не наполнена жизнью. Женщина травмирована тяжелыми родами и не готова принять новую роль. По сути она еще не мать, она еще в прежнем обличье. Она цепляется за свою прежнюю жизнь – мать мальчика оживает только тогда, когда рассказывает истории прошлого. Она родила своего ребенка, но не в состоянии позаботиться о нем. Пока она остается прежней, она не может защитить своего ребенка. Она все еще в своей каменной пещере. Жизнью ее материнскую ипостась наполнит только ситуация, когда ее ребенку будет угрожать смертельная опасность. Только перед лицом этой опасности она жертвует собой-прежней. И перерождается в настоящую мать в образе обезьяны. Обезьяна не так красива. Она полна тревог. Но она живая. В ней нынешней больше жизни, чем в прошлой прекрасной внешне, девушке. Роль матери требует полной самоотдачи. Тут не до сантиментов, главное – выживание. У нее нет прекрасных длинных волос, красивого платья. Она вся – функциональна, без украшательств. Все как в жизни. Молодые мамы ходят не на каблуках, а в кроссовках, вместо юбочек - лыжные костюмы. В «Войне и мире» Л.Н. Толстого многих обескураживала трансформация Наташи Ростовой после рождения детей. Из романтической девушки она превращается, по-словам писателя, в самку. И для Толстого это нормальный естественный процесс. Говорят, что у женщины появляется новая роль матери. Так вот, на мой взгляд (и это отражено в фильме) это не роль. Женщина сама, всей своей сутью, становится матерью, и все лишнее отпадает как шелуха. Нет прежней девушки. Она полностью умирает. И для меня на этом этапе жизни все призывы не растворяться в детях, не забывать, что ты женщина, кажутся бессмыслицей. Как раз все остальное, помимо материнства, становится не сутью, а лишь ролями, которые при необходимости, играешь. Выбор авторами фильма образа обезьяны – мне кажется, - 100% попаданием в цель. Более того, половая принадлежность обезьяны также весьма неясна – пока была тотемом – она мужчина, когда ожила – женщина. В реальности, мне остается, только посочувствовать мужчинам, которые были не готовы к таким переменам в жене и удивляются: «была такая красивая нежная девочка, а превратилась в обезьяну». А что делать? Такова жизнь. Мне понравился фрагмент, где обезьяна просыпается утром, с трудом разлепляет глаза, плюёт на ладошку и проводит по голове: все! Расчесалась! красавица, можно начинать день. На большее, ни времени, ни сил нет. Все отдано ребенку. Помощники Женщина нуждается в помощниках. Пока она находится в процессе трансформации и не может полноценно ухаживать за ребенком, особую роль играет доброжелательное к ребенку окружение. В фильме это японская деревня и женщина старшего поколения, живущая там. Она одобряет и поддерживает героя, она помогает ему развивать таланты. Причем делает это не указаниями, а как будто подыгрывая ему. Она демонстрирует полное, абсолютное принятие главного героя. Она добавляет юмора в его жизнь. Она же ненавязчиво направляет его на встречу с отцом, или с памятью об отце. Она же в конце фильма принимает род мальчика в лице его дедушки. Образ отца Кубо Мать мальчика рассказывает ему легенду, по которой его отец погиб, защищая семью от его дедушки (отца матери и сестер). «Он пожертвовал собой, защищая нас», - говорит она. «А как было на самом деле?» - спрашивает мальчик. «Чем закончилась эта история?». Но мать не может дать ему ответа, потому что, на мой взгляд, для нее эта история еще не закончилась. Что здесь вижу я? Отца мальчика не приняли в семье его матери. «Ты должна была убить его, и вернутся к отцу, и мы жили бы одной семьей», - говорит ей сестра. Видимо, отец мальчика пал жертвой неразорванных, нездоровых отношений между отцом и дочерью (тестем и женой). Дочери как бы «замужем» за отцом, и он не готов их отпустить. Итак, отца мальчика нет. Но мать воспитывает в сыне любовь к нему и уважение. Мальчик носит кимоно отца. И встреча его с отцом происходит после того, как мать говорит мальчику про кимоно: «оно стало тебе почти как раз». То есть (по мнению авторов фильма) до встречи с отцом или памятью об отце мальчик еще должен дорасти. Встреча с жуком (трансформировавшийся отец мальчика). Жук не помнит, кто он. Любовь к мальчику не возникает спонтанно. Только поняв, что мальчик «сын моего господина», он готов отдать за него жизнь. Почему выбран образ жука? Ну может, потому что он как бы в броне, как молодой отец, еще не понимающий, кто он? Интересна позиция обезьяны (матери). Она не подпускает отца к ребенку, ей кажется, что он может ему навредить. И лишь убедившись, что тот, как и она, готов отдать за мальчика жизнь, и поняв, что он может пригодиться, пускает его в их с мальчиком семью. То есть отцом не становятся по факту присутствия, отцовство нужно заслужить, доказав преданность и полезность. И мне кажется, что это очень важный момент. Это момент, за который в современной культуре, принято перекладывать ответственность на женщину. Считается, что это она должна суметь «вырастить из мужа отца своему ребенку». Считается, что мужчине необходимо время, чтобы полюбить ребенка, и женщина должна дать ему такую возможность. Что женщина несет ответственность за семью. В фильме, обезьяна лишь дает жуку шанс, свое отцовство и место в семье жук (отец) завоевывает сам – безграничной преданностью. Служение своему ребенку как господину становится его главной и единственной целью. И только так он входит в семью в новом качестве. Существует активно продвигаемая теория распределения ценностей в семье, на первом месте бог, на втором отношения «муж-жена», на третьем «дом» и на четвертом «дети». В такой системе считается приоритетным обеспечить супружеские отношения, а уже внутри этих супружеских отношений вырастут дети. В данном случае мы видим, что центром семьи является ребенок и его благополучие. Все остальное строится вокруг этого. И все остальные члены семьи получают в ней место, лишь поставив в центр своего существования ребенка. Отношения отца-матери между собой основаны на уважении друг друга как лиц, эффективно заботящихся о потомстве. И только на этой базе рождается новая любовь. Не удивительно, что герои не узнали друг друга в новых обличьях. Став отцом и матерью, они перестали быть прежними юношей и девушкой, они другие, в них нет ничего прежнего, и им заново предстоит узнать и принять друг друга. Только в заботах о ребенке, в поиске лучших решений для его блага, они выстраивают свои отношения и становятся полноценной парой, командой. Жук получает от Обезьяны заботу в начальный период только в благодарность за заботу о мальчике и в объеме, позволяющем восстановить силы Жука опять же для того, чтобы он мог заботиться о ребенке. Первоначально они не существуют друг для друга отдельно от забот о ребенке. И только позже на основе этого у них появляются и собственные отношения. Но это уже новые отношения, новых людей. Чтобы выжить, мальчику необходимо найти доспехи отца. Мне кажется, что это символ того, что он должен примерить на себя образ своего отца. И только с помощью отца он может это сделать. Интересно и то, что выросшие способности (сделал корабль из листьев) мальчика замечает Жук. Мать этого не видит, она занята обеспечением его безопасности, а потому ее видение ребенка на каком-то этапе ограничено Отношения с родом. У мальчика один глаз. Второй глаз у него забрал дедушка. Для меня это символ того, что у мальчика осталась возможность хотя бы наполовину видеть жизнь своими глазами. Воспринимать её хотя бы отчасти без стереотипов рода. Именно это помогает ему найти свой путь в жизни. Мать активно защищает мальчика от своего рода. Почему? Потому что ей важно, чтобы он мог быть самим собой, а не быть, как обещает дедушка «идеальным». Мать стоит на страже ребенка, принимая удары родственников на себя, а в это время ребенок растет, развивает свой собственный талант. И только окрепнув, мальчик может противостоять роду матери. Образ рода – пожирающий змей. Он пытается поглотить мальчика, но тот уже может противостоять ему. Он защищает то, что ему дорого, он защищает деревню (тот мир, который стал ему родным, в котором его принимают таким, какой он есть на самом деле). Чтобы стать действительно частью этого мира, мальчику приходится испытать боль, страх и прочее, что свойственно обычным людям. И эти чувства он испытывает, контактируя (сражаясь за право быть собой) с родом матери. И именно две струны (из волоса матери и тетивы с лука отца) дают ему силы остаться самим собой. Интересно, что после победы мальчика, дедушка появляется в деревне с одним глазом. Для меня это символ того, что род, предки, смогли взглянуть на мир глазами главного героя. И род в лице дедушки был принят окружением мальчика, его интегрировали в эту доброжелательную реальность.
Почему мальчик не сразу узнал в обезьяне мать, а в жуке отца? Мне кажется, это о том, что часто мы видим в родителях существ, которые заботятся о нас, понятных, но несовершенных. И лишь став старше, можем разглядеть в них просто людей, таких, какими они были до того, как стали нашими родителями. И принятие тех, кто заботится о нас, как живых людей, а не как людей-функций, которые служат нам, - это определенный этап взросления, становления личности. Выводы. В общем эта история о ребенке, которых нашел свой путь вопреки предписаниям рода с помощью свои мудрых родителей. Кстати, оригинальное название мультфильма «Кубо и две струны» (мать и отец). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|