Существует два основных типа предписаний, которые родители специально или неосознанно вкладывают в своих детей. Первые - являются запретами, а вторые - директивными посланиями или драйверами, т.е. тем, что ведет. Они отличаются по своему содержанию и сути воздействия, но принцип их изменения один - разрешение себе жить, быть самим собой, и нести самому ответственность за свою жизнь (с различными вариациями, в зависимости от конкретного предписания).
Начнем с основного списка запретов предложенным Мэри и Робертом Гулдингами в своих работах по транзактному анализу. Они выделяли 12 таких запретов:
Не живи (не будь, не существуй);
Не делай (не действуй);
Не будь близким (не сближайся);
Не будь значимым (не выделяйся);
Не добейся успеха (не достигни этого);
Не будь ребенком;
Не взрослей (не расти);
Не будь собой;
Не будь здоровым;
Не связывайся (не принадлежи);
Не чувствуй;
Не думай;
В результате таких предписаний ребенок принимает решения, которые нитью проходят через всю его дальнейшую жизнь. Он понимает, что если он будет поступать так как хотят родители, то он получит любовь и внимание, которым обделен. Так например на предписание "не живи", ребенок может принять решение руководствоваться следующими принципами "Если дела пойдут совсем плохо, я убью себя", или "Я почти умру, и ты пожалеешь об этом (или полюбишь меня)", "Я докажу вам, даже если меня это убьет". На предписание "не добейся успеха", ребенок может принять решение отступать в тот момент, когда пора пожинать плоды своих трудов. На предписание "не принадлежи" он решит не учавствовать в социальной жизни, а на "не высовывайся" будет тихо молчать в углу подавляя свою индивидуальность.
Во время работы, человеку предлагается дать контрпредписания, тоесть разрешить себе (своим внутренним родителем - своему внутреннему ребенку) действовать иначе. Однако механическое воздействие, просто сказать себе "теперь можно вот так" - не всегда может возыметь эффект. Эти предписания хранятся в бессознательном, и добраться до места где они лежат не всегда просто, но всегда возможно (если конечно человек хочет изменений). Вот пример внутренних разрешений:
Я разрешаю тебе не думать за других и не брать на себя их ответственность.
Я разрешаю тебе поступать так, как это нужно тебе.
Я разрешаю тебе иметь свои желания и осуществлять их.
Я разрешаю тебе испытывать любые чувства и одобрять себя при этом.
Я разрешаю тебе пробовать и эксперриментировать.
Я разрешаю тебе обращаться за помощью и принимать ее.
Я разрешаю тебе быть успешным.
Я разрешаю тебе открыто радоваться своим успехам.
Я разрешаю тебе быть сильным и порядочным и иметь при этом свои потребности и нужды.
Я разрешаю тебе не принимать предложение и сказать "Нет".
Я разрешаю тебе осознавать свои способности, показывать и применять их.
Я разрешаю тебе быть любопытным и иметь хорошую интуицию.
Ты являешься ценным и важным, даже если не делаешь ничего особенного.
Я разрешаю тебе заблуждаться и учиться на своих ошибках.
Я разрешаю тебе доверять другим людям.
Ты в любой момент можешь поменять свое решение.
Так же существуют пять обратных предписаний, которые играют особую роль:
Будь сильным.
Будь совершенным (будь лучшим).
Радуй других.
Старайся (пытайся).
Спеши (торопись).
Ребенок ощущает необходимость следовать этим предписаниям, он убежден, что если будет руководствоваться директивой, то он будет ОК. Однако, следование этим правилам чаще всего приводит к тому, что при директиве "быть лучшим" - ребенок (а в последствии и взрослый) ничего не делает, у него развивается чувство перфекционизма, чувство вины. При утверждении "нравиться другим" - возникает сверхадаптация (что тоже не есть хорошо, всем не угодишь, а попа начальства бывает и прыщавой и плохо пахнущей). При "упорно пытайся" - возбуждение, неспособность радоваться результатам. "Будь сильным" - наоборот возникает беспомощность и насилие. "Спеши" - игнорирование информации.
Так же как и в разделе с запретами, эти директивы нужно подкорректировать. Так как в некотором смысле эти 5 предписаний являются хорошим стимулом действовать. Только если им бесприкословно следовать, чувство счастья не придет. Вот какие разрешения можно дать:
Будь лучшим - Будь собой, ты и так не плох.
Нравься другим - Нравься себе.
Упорно пытайся (старайся) - Будь открыт, выражай свои желания, осознавай результаты и празднуй их.
Будь сильным - чувствуй, действуй, контактируй, проси помощи если нужно.
Спеши - не торопись, насладись не только результатом но и дорогой к нему. Выбери главное и успей это.
Для самостоятельной диагностики своих предписаний и возможно проработки их, можете воспользоваться этим упражнением.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.