Предписания, убеждения. Как надо жить?

Предписания убеждения Как надо жить

Существует два основных типа предписаний, которые родители специально или неосознанно вкладывают в своих детей. Первые - являются запретами, а вторые - директивными посланиями или драйверами, т.е. тем, что ведет. Они отличаются по своему содержанию и сути воздействия, но принцип их изменения один - разрешение себе жить, быть самим собой, и нести самому ответственность за свою жизнь (с различными вариациями, в зависимости от конкретного предписания).

Начнем с основного списка запретов предложенным Мэри и Робертом Гулдингами в своих работах по транзактному анализу. Они выделяли 12 таких запретов:

  • Не живи (не будь, не существуй);
  • Не делай (не действуй);
  • Не будь близким (не сближайся);
  • Не будь значимым (не выделяйся);
  • Не добейся успеха (не достигни этого);
  • Не будь ребенком;
  • Не взрослей (не расти);
  • Не будь собой;
  • Не будь здоровым;
  • Не связывайся (не принадлежи);
  • Не чувствуй;
  • Не думай;

В результате таких предписаний ребенок принимает решения, которые нитью проходят через всю его дальнейшую жизнь. Он понимает, что если он будет поступать так как хотят родители, то он получит любовь и внимание, которым обделен. Так например на предписание "не живи", ребенок может принять решение руководствоваться следующими принципами "Если дела пойдут совсем плохо, я убью себя", или "Я почти умру, и ты пожалеешь об этом (или полюбишь меня)", "Я докажу вам, даже если меня это убьет". На предписание "не добейся успеха", ребенок может принять решение отступать в тот момент, когда пора пожинать плоды своих трудов. На предписание "не принадлежи" он решит не учавствовать в социальной жизни, а на "не высовывайся" будет тихо молчать в углу подавляя свою индивидуальность.

Во время работы, человеку предлагается дать контрпредписания, тоесть разрешить себе (своим внутренним родителем - своему внутреннему ребенку) действовать иначе. Однако механическое воздействие, просто сказать себе "теперь можно вот так" -  не всегда может возыметь эффект. Эти предписания хранятся в бессознательном, и добраться до места где они лежат не всегда просто, но всегда возможно (если конечно человек хочет изменений). Вот пример внутренних разрешений:

  1. Я разрешаю тебе не думать за других и не брать на себя их ответственность.
  2. Я разрешаю тебе поступать так, как это нужно тебе.
  3. Я разрешаю тебе иметь свои желания и осуществлять их.
  4. Я разрешаю тебе испытывать любые чувства и одобрять себя при этом.
  5. Я разрешаю тебе пробовать и эксперриментировать.
  6. Я разрешаю тебе обращаться за помощью и принимать ее.
  7. Я разрешаю тебе быть успешным.
  8. Я разрешаю тебе открыто радоваться своим успехам.
  9. Я разрешаю тебе быть сильным и порядочным и иметь при этом свои потребности и нужды.
  10. Я разрешаю тебе не принимать предложение и сказать "Нет".
  11. Я разрешаю тебе осознавать свои способности, показывать и применять их.
  12. Я разрешаю тебе быть любопытным и иметь хорошую интуицию.
  13. Ты являешься ценным и важным, даже если не делаешь ничего особенного.
  14. Я разрешаю тебе заблуждаться и учиться на своих ошибках.
  15. Я разрешаю тебе доверять другим людям.
  16. Ты в любой момент можешь поменять свое решение.

 

Так же существуют пять обратных предписаний, которые играют особую роль:

  • Будь сильным.
  • Будь совершенным (будь лучшим).
  • Радуй других.
  • Старайся (пытайся).
  • Спеши (торопись).

Ребенок ощущает необходимость следовать этим предписаниям, он убежден, что если будет руководствоваться директивой, то он будет ОК. Однако, следование этим правилам чаще всего приводит к тому, что при директиве "быть лучшим" - ребенок (а в последствии и взрослый) ничего не делает, у него развивается чувство перфекционизма, чувство вины. При утверждении "нравиться другим" - возникает сверхадаптация (что тоже не есть хорошо, всем не угодишь, а попа начальства бывает и прыщавой и плохо пахнущей). При "упорно пытайся" - возбуждение, неспособность радоваться результатам. "Будь сильным" - наоборот возникает беспомощность и насилие. "Спеши" - игнорирование информации.

Так же как и в разделе с запретами, эти директивы нужно подкорректировать. Так как в некотором смысле эти 5 предписаний являются хорошим стимулом действовать. Только если им бесприкословно следовать, чувство счастья не придет. Вот какие разрешения можно дать:

  1. Будь лучшим - Будь собой, ты и так не плох.
  2. Нравься другим - Нравься себе.
  3. Упорно пытайся (старайся) - Будь открыт, выражай свои желания, осознавай результаты и празднуй их.
  4. Будь сильным - чувствуй, действуй, контактируй, проси помощи если нужно.
  5. Спеши - не торопись, насладись не только результатом но и дорогой к нему. Выбери главное и успей это.

 

Для самостоятельной диагностики своих предписаний и возможно проработки их, можете воспользоваться этим упражнением.

Будьте счастливы!)



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Я разрешаю себе получить любовь..."
  • Почему мотивация "Будь сильным!" может не работать?
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • Мое окружение или "С кем поведешься - так тебе и надо"!
  • Установка 5. "Не делай успехов!", "Не будь успешным!"
  • Установка 3. "Не будь ребенком, не будь маленьким!"
  • Что делать, если подруги замужем, а тебе опять "не везет"
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • #Здоровая_психосоматика. "Бедная овечка" или "овца" - мое к тебе отношение
  • Инвалидирующее окружение. "Что ты выдумываешь" и "тебе не больно"
  • Коротко и по делу: "Мама, вот тебе ребенок! Отстань!"
  • Я "разрешаю" вам мечту...
  • "Стерпится - слюбится" vs "Растворился я в тебе как в океане море"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не будь значимым (Не высовывайся)"
  • Установка 4. "Не расти!", " Не будь маленьким!"
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не будь собой"
  • Родительские программы длиною в жизнь: "Не живи" (Не будь)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Упражнение "Вот что я тебе скажу..." (работа с метафорой)
  • Я в тебе свою мечту искала, крылья для тебя свои сломала. "Нелюбовь", а зависимость.
  • Если тебе нравятся "плохие парни" ...
  • Быть вместе или "Ты мне ничего не должен. Я тебе ничего не должна"
  • "Не будь как Маша" или Чему мы учим подростков?
  • Чувство "Меры" || Интуиция в помощь! (будь в Мере)
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • "Что тебе нужно?" - поговорим о потребностях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь