|
Предписания, убеждения. Как надо жить?Автор статьи: Монин Павел Александрович
Существует два основных типа предписаний, которые родители специально или неосознанно вкладывают в своих детей. Первые - являются запретами, а вторые - директивными посланиями или драйверами, т.е. тем, что ведет. Они отличаются по своему содержанию и сути воздействия, но принцип их изменения один - разрешение себе жить, быть самим собой, и нести самому ответственность за свою жизнь (с различными вариациями, в зависимости от конкретного предписания). Начнем с основного списка запретов предложенным Мэри и Робертом Гулдингами в своих работах по транзактному анализу. Они выделяли 12 таких запретов:
В результате таких предписаний ребенок принимает решения, которые нитью проходят через всю его дальнейшую жизнь. Он понимает, что если он будет поступать так как хотят родители, то он получит любовь и внимание, которым обделен. Так например на предписание "не живи", ребенок может принять решение руководствоваться следующими принципами "Если дела пойдут совсем плохо, я убью себя", или "Я почти умру, и ты пожалеешь об этом (или полюбишь меня)", "Я докажу вам, даже если меня это убьет". На предписание "не добейся успеха", ребенок может принять решение отступать в тот момент, когда пора пожинать плоды своих трудов. На предписание "не принадлежи" он решит не учавствовать в социальной жизни, а на "не высовывайся" будет тихо молчать в углу подавляя свою индивидуальность. Во время работы, человеку предлагается дать контрпредписания, тоесть разрешить себе (своим внутренним родителем - своему внутреннему ребенку) действовать иначе. Однако механическое воздействие, просто сказать себе "теперь можно вот так" - не всегда может возыметь эффект. Эти предписания хранятся в бессознательном, и добраться до места где они лежат не всегда просто, но всегда возможно (если конечно человек хочет изменений). Вот пример внутренних разрешений:
Так же существуют пять обратных предписаний, которые играют особую роль:
Ребенок ощущает необходимость следовать этим предписаниям, он убежден, что если будет руководствоваться директивой, то он будет ОК. Однако, следование этим правилам чаще всего приводит к тому, что при директиве "быть лучшим" - ребенок (а в последствии и взрослый) ничего не делает, у него развивается чувство перфекционизма, чувство вины. При утверждении "нравиться другим" - возникает сверхадаптация (что тоже не есть хорошо, всем не угодишь, а попа начальства бывает и прыщавой и плохо пахнущей). При "упорно пытайся" - возбуждение, неспособность радоваться результатам. "Будь сильным" - наоборот возникает беспомощность и насилие. "Спеши" - игнорирование информации. Так же как и в разделе с запретами, эти директивы нужно подкорректировать. Так как в некотором смысле эти 5 предписаний являются хорошим стимулом действовать. Только если им бесприкословно следовать, чувство счастья не придет. Вот какие разрешения можно дать:
Для самостоятельной диагностики своих предписаний и возможно проработки их, можете воспользоваться этим упражнением. Будьте счастливы!) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|