Ценность денег в разные возрастные периоды

Автор статьи: Михаил Семенов

 

Семенов Михаил Юрьевич , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, Омский государственный технический университет 

Мацнев Юрий Васильевич, заведующий психологической лабораторией кафедры психологии труда и организационной психологии, Омский государственный технический университет

 

За последние 15 лет в России опубликовано большое количество работ, в которых затрагиваются проблемы изучения отношения к деньгам. Особо следует выделить серию работ психологов Ярославского государственного университета, выполненных под руководством профессора В. В. Новикова и направленных на комплексное изучение отношения к деньгам [1].

Мы предлагаем рассматривать монетарные отношения как компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный подход к деньгам как объекту действительности и представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации. В монетарных отношениях, в свою очередь, можно выделить отдельные компоненты: когнитивный (монетарные представления), эмоциональный (оценки денег) и регуляторный (монетарные ценности, мотивы, социальные установки, нормы поведения). Монетарные отношения личности отличаются относительной устойчивостью и обобщенностью, характеризуют жизненную позицию человека относительно денег, содержат в себе систему более частных монетарных отношений, например, к одалживанию денег. [2]

Деньги являются для большинства людей очень значимым, очень ценным объектом, ради них могут пойти на преступление, убить и предать. Поэтому, по крайней мере, для части людей, деньги являются одной из главных ценностей. В эмпирических исследованиях достаточно редко используют понятие "деньги" как обозначение определенной ценности или ценностной ориентации. Часто деньги заменяются такими категориями, как "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" [3], "материальная обеспеченность" [4], "обеспечить себе материальный комфорт", "зарабатывать на жизнь" [5] и т.д.

Результаты исследований денег как ценности можно найти в работах Е.А. Углановой [1], В.П. Горинкова [6]. Г. Э. Белицкая [7] отмечает, что деньги встроены в индивидуальную систему ценностей отдельной личности.  Л.Ю. Кибизова [8] ставит вопрос о соотношении денег и духовности человека: деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке, с их помощью можно сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям  [9].

А.В. Суптеля и С.И. Ерина затрагивают проблему возможности достижения материального достатка и соблюдения моральных и социальных норм. [10] Особенностью отечественного менталитета можно считать то, что структуре ценностей российских предпринимателей, да и многих других, по-прежнему противопоставляются ориентация на материальный успех и, напротив, на социальное одобрение [11].

С. А. Цветков и Ж. А. Жилина [12] отмечают, что мужчины придают деньгам повышенную ценность, у них больше склонность к риску с целью их приобретения. Отмечается также взаимосвязь ценностной структуры человека с характером материальной перспективы: "чем увереннее человек в улучшении своего материального положения, тем большее число ценностей становится для него исключительно важными. Также, с наличием убежденности в улучшении финансовой ситуации повышается ранг либеральных ценностей…" [1, с. 213]. Однако собственно "…уровень дохода не влияет на иерархию ценностей" [1, с. 218].

Согласно определению М. Рокича [13] деньги как ценность есть устойчивое убеждение в том, что с личной или социальной точки зрения наличие денег предпочтительнее, чем их отсутствие. Деньги могут быть терминальной ценностью: они могут выступать целью деятельности, а в особых случаях — и смыслом жизни, хотя по своей сути они ближе к инструментальным, т. к. являются средством для достижения других целей.

Часто деньги соотносят с материальными ценностями, поскольку материальные блага проще всего получить за деньги. Однако они могут быть средством достижения также социальных и духовных целей: можно, например, освободить время и получить иные ресурсы для самореализации, с помощью денег и специалистов скорректировать свой имидж и укрепить пошатнувшуюся репутацию. С помощью денег легко получить материальные ценности. Переход денег в вещь происходит почти автоматически, без сложного поведения, поэтому именно деньги рассматривают как причину или источник материальных ценностей. Такая причинно-следственная связь трансформируется в сознании людей в отношение эквивалентности: деньги = материальные ценности, материальное благополучие. Возможно, было бы корректнее говорить о материальных ценностях без относительно денег, и о деньгах как инструментальной ценности с учетом направленности личности.

Е. А. Угланова относит к монетарным те ценности, реализация которых зависит от денег, например, здоровье, самоуважение, мудрость, безопасность, любовь и т. д. [1] Такой подход кажется нам спорным и с позиции здравого смысла, и с точки зрения операционального определения монетарных ценностей. Ресурсную и аксиологическую составляющую денег, возможно, следует рассматривать, используя разные парадигмы (см., например, [14]).

Согласно классификации Е. Б. Фанталовой [15] деньги можно отнести к категории "Ценности как отношения к жизненным проявлениям и объектам". Категория "Ценности как материальные и житейские блага" не включает в себя деньги по причине, обсуждавшейся выше.

Таким образом, деньги благодаря своей высокой значимости в жизни человека можно рассматривать наравне с такими понятиями как здоровье, свобода, время и т. п. Этот уровень понятий позволяет рассмотреть деньги в качестве ценности. Деньги не только явление или предмет нашей жизни, они могут выступать определенной ценностью, встроены в индивидуальную систему ценностей отдельной личности. Следовательно, мы имеем достаточно оснований рассматривать понятие "деньги" в качестве ценности и использовать это понятие для изучения системы ценностных ориентаций личности. Деньги не относятся только к группе материальных ценностей, они могут быть средством достижения также социальных и духовных целей. В качестве рабочего примем следующее определение: деньги как ценность есть устойчивое убеждение в том, что с личной или социальной точки зрения наличие денег предпочтительнее, чем их отсутствие.

В 2003 году мы провели в г. Омске эмпирическое исследование для определения места денег в системе ценностей в различных возрастных группах: молодежи (16-26 лет, n=32), средней (27-36 лет, n=17) и старшей (37-49 лет, n=32). Сравнение ценностей проходило по методике Е. Б. Фанталовой [15]. Испытуемые оценивали по 10-балльной шкале ценность различных параметров жизни. Список ценностей составлен в соответствии с иерархией потребностей, предложенной А. Маслоу [16], к которому добавлена ценность "деньги": 1) качественное питание, 2) физическая безопасность; 3) хорошая семья; 4) самоуважение; 5) вовлеченность в дело; 6) деньги; 7) хорошие условия жизни; 8) уверенность в будущем; 9) понимание окружающих; 10) признание окружающих; 11) найти место в жизни.

Наименее значимой во всех группах оказалась ценность "признание окружающих". Это означает, что респонденты придают малое значение социальному окружению, их не интересует мнение о себе.

В отличие от других возрастов в группе молодежи (16-26 лет) доминирующей является ценность "найти место в жизни". Этот вывод подтверждается и статистическим анализом: t1-2 = 2,18 при r£0,05. Также значимыми в этой группе оказались типичная для других групп ценность семьи и специфическая ценность "самоуважения". Для средней (27-36 лет) и старшей (37-49 лет) возрастных групп наиболее важными оказались ценности семьи и денег.

Ценность денег для младшей возрастной группы оказалась значительно ниже (М1=8,2; М2=8,8; М3=9,2). Следовательно, можно говорить о том, что "монетарная социализация" происходит в период возникновения экономической самостоятельности. Для молодежи 16-26 лет оказались более важными ценности самореализации, что, возможно, объясняется финансовой помощью родителей и, следовательно, наличием свободных ресурсов.

 

Литература

  1. Люди и деньги/ Под ред. В.В. Новикова, С.И. Ериной. - Ярославль: ЯрГУ, 1999.
  2. Семенов, М.Ю. Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дис. … канд. психол. наук.- Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2004.- 22 с.
  3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. А.В. Ядова.- Л.: Наука, 1979.- 298 с.
  4. Зараковский, Г.М. Потребности населения и критерии качества жизни // Проблемы психологии и эргономики.- 2001.- № 3.- С. 54-58.
  5. Савнюк, Е.Е., Козлов. В.В. Исследование мотивационно-потребностной сферы личности с суицидальным поведением // Социальный психолог.- 2002.- № 2.- С. 80-84.
  6. Горинков, В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период// Полис.- 1996.- № 4.- С.  47-55.
  7. Белицкая, Г.Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 1.- С. 120-125.
  8. Кибизова, Л.Ю. Деньги как средство распространения власти// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 4.- С. 18-23.
  9. Мильман, В.Э.  Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотивация// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 4.- С. 132-137.
  10. Суптеля, А.В., Ерина С.И. Нормативный кризис в российском обществе, его причины и следствия// Социальный психолог. 2002.- № 2.  - С. 95-98.
  11. Дейнека, О.С. Динамика отношения российских предпринимателей к деньгам// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 2.- С. 28-33.
  12. Цветков, С.А., Жилина Ж.А. Особенности инвестиционно-сберегающего поведения жителей средней полосы России// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 8.- С. 50-56.
  13. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М: "Смысл", 1992.- 17 с.
  14. Семенов, М.Ю. Типология материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей// Омский научный вестник.- 2001.- Июнь.- Вып. 15.- С. 142-145.
  15. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов// Психологический журнал.- 1992.- Т. 13.- № 1.- С. 107-117.
  16. Маслоу, А. Психология бытия: Пер. с англ.- М.: "Рефл-бук", "Ваклер", 1997.- 304 с.


Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • "Могут ли жить в мире Любовь и Деньги?"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?
  • Деньги, отношения и старые программы (Регулярная рубрика "Записки психолога")
  • Девушкам нужны от мужчин только деньги? Расставляю все точки над "и".
  • Работа с МАК. Техника "Деньги в моей жизни".
  • БЕСПЛАТНЫЙ авторский видеокурс (38 видео) "Деньги, секс и все остальное. Как получить ЭТО проще и быстрее?"
  • Методика "Иерархия жизненных ценностей" Или принцип счастливой жизни.
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Про деньги, фразу "не за что" и обесценивание собственного труда.
  • "Ей от меня нужны только деньги". О природе женской меркантильности
  • "Дело и деньги"- праздник первого урожая. Расстановки на таро и МАК.
  • Почему некоторых людей "колбасит" на теме денег?
  • Сказка "За что психолог деньги берет"
  • Вопрос расстановщику. "Давать ли деньги родителям?"
  • Как найти "своего" психолога (и не потратить много денег). Подробная инструкция
  • Любовь и деньги. Как разделить "совместно нажитое имущество" бывшим сожителям.
  • " Популярная психология " Деньги и их критическая масса.
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • "Работа с МАК. Техника "Сколько мне надо денег?"
  • "А когда же деньги?" - задаются вопросом новоиспечённые предприниматели.
  • Почему деньги "обжигают" руки? И что с этим делать?
  • Откуда "не берутся" деньги, или цена за наши убеждения.
  • Ребёнок и деньги (Регулярная рубрика "Записки психолога")
  • Семья и деньги. Часть 1. Я, семья, деньги. Повышаем мотивацию к зарабатыванию денег.
  • В Севастополе пройдет открытый тренинг на тему: "Умение чувствовать и слышать деньги"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь