|
Метафорическая кукла (Куклотерапия) – инструмент психолога в арт-терапевтической практикеАвтор статьи: Смирнова Светлана Евгеньевна
Рассмотрим каждого из нас - одушевлённое существо как куклу, изготовленную богами: что бы ни побудило их на это - желание избавляться от нас или найти серьёзное приложение своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду! Платон Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла - это ёмкий и иконичный знак окружающего нас мира в образе «самого себя». Как писал А. Синявский, без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли». Человек взрослеет, но кукла - образ, кукла - аллегория, кукла - произведение искусства, кукла - игрушка продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: одно обращённое к заветному миру детства, а другое напоминающее о псевдожизни и двойничестве. Возможно поэтому на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, пусть даже не всегда осознанное отношение, рождённое исходящей от них неотразимой и порой пугающей, неизъяснимой, но действенной и притягательной метафорической силой. «... Одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень, что по-китайски значит – человек. Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их много. Эти голые создания окружили Нюйву, стали танцевать и радостно кричать, а после разбежались в разные стороны. Она увлеклась и всё лепила и лепила фигурки. Человечки звонко смеялись, и Нюйва уже не чувствовала себя такой одинокой, ведь мир вокруг неё был теперь заселён...» (Энциклопедия «Куклы мира»). Исследования ученых в области изучения куклы констатируют, что куклы появились практически вместе с человеком. Так это или нет, но тесный контакт и союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека. Сущность и назначение древних кукол ёмко отражает их японское название - Нинге, что означает «образ человека». «… С первых шагов своей культурной истории на Руси, люди доверяли свои самые сокровенные тайны и свои самые опасные задачи куклам. Рукотворные человечки замещали родных ребёнку, стерегли дома и земли (отметим, что до сих пор частым атрибутом сада и огорода является – Пугало», оберегали путешествующих (странников), охраняли от сглаза, исцеляли, открывали доступ к телам врагов («Вуду»), а также сгорали на жертвенных кострах (кукла «Масленица»). (Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросс культурное исследование идеологии антропоморфизма. М. 2011 г.) Всё, что человек не мог, а возможно не хотел, чего сам боялся и без чего не мог обойтись, он доверял кукле. Функции куклы состоят в том, чтобы помочь манипулирующему с ней человеку «одушевить» вещь, перейти с ней на – «Ты». Что в свою очередь способствует процессу само актуализации и развертыванию «Я», его обретению и становлению. В данном аспекте - это процесс ментальной репрезентации (mental representation: англ. - mental - умственный; и лат. - repraesentatio - представлять) - ключевое понятие когнитивной науки, относящееся как к процессу представления (репрезентации) мира в голове человека). Куклы помогают детям имитировать взрослый многогранный и реальный мир, подготавливая его к взрослым взаимоотношениям и самостоятельности. В древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не существовало разницы, а мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Переход в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне. Развитие цивилизации увеличило период детства, что вызвало к жизни усложнение функции и конструкции игрушки, её специализации. Кукла (игрушка) практически вычленялась из мира взрослых, став сугубо детским особым и самостоятельным культурным явлением. В современном обществе кукла превратилась в средство воспитания и обучения ребёнка, искусственно подгоняясь и приспосабливаясь к его пониманию. В психологическом и психотерапевтическом аспекте, куклу можно рассматривать, как инструмент психолога в арт-терапевтической практике. Кукла изображает и повторяет образ человека, она может выполнять разные роли и одевать разные социальные маски, соответственно куклу можно рассматривать как партнера ребенка, помощника и проводника в подсознание. Ребёнок пытается взаимодействовать с куклой (игрушкой)так, как ему представляется и хочется; пытается её заставить осуществлять действия, для реализации своей сегодняшней мечты или желания получить, что-либо. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный социальный идеал, а также позволяя психике человека освободиться и выпустить (катарсис) спрятанные сознательно и/или бессознательно накопившиеся эмоции. Для взрослых кукла может стать проводником для самоосознания себя на текущем этапе жизни, а также помочь на уровне подсознания прожить, те архетипические роли, которые не были сформированы или были деформированы в процессе жизни. Для такой работы можно использовать методику «Позитивная куклотерапия» (автор В.Ю. Слабинский и Н.М. Воищева). Методика разработана для взрослых женщин, у которых на диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере «Я»: - отвержение или чрезмерная идеализация «Я-женского»; - неумение выстраивать гармоничные «Ты отношения»; - проблемы в семейной жизни. Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира. Может использоваться в разрешение актуальных конфликтов в работе с детьми и подростками («Иматон» СПб.: http://www.imaton.com/metodiki/met/74/). Этнокуклотерапия - психологическая коррекция и терапия с помощью кукол разнообразного этноса (взятых, как образ метафор разных народов мира), является одним из наиболее часто используемых методов, как и другие методы коррекционной психотерапии при работе с детьми и со взрослыми (куклотерапия). При изготовлении метафорической куклы разных этносов, мы пользуемся широкой гаммой и богатством рецептов, технологий, форм и их культурологических содержательных основ. Как и раньше, в древности, мы можем изготавливать куклу из того, что под руками – это могут быть природные материалы, бросовый материал или специализированные материалы и инструменты художников-кукольников, скульпторов. Кукла выступает как материализованный идеал, и как часть собственного «Я», овеществлённое бессознательное, в котором воплощены скрытые желания и намерения. То, как они реализуются в реальной действительности, определяется индивидуально-личностными установками и предпочтениями, и правилами социальной среды. Процесс работы в арт-терапевтической практике (этнокуклотерапии) с образом метафорической куклы проходит в два этапа и строится базируясь на основы мультимодальной психотерапии (Лазаруса). Мультимодальная психотерапия представляет собой применение принципов и техник (основывающихся главным образом на данных социальной, когнитивной и экспериментальной психологии, а также на клиническом опыте) для уменьшения страданий людей и увеличения адаптивности жизни. Задачи, решаемые данным направлением психотерапии, могут быть охарактеризованы как обучающие, а основное внимание уделяется интраличностному функционированию, процессам и интерперсональным взаимодействиям (социальным и семейным системам). Вариант 1. 1-й этап: Сотворение (изготовление) метафорической куклы Сотворение куклы начинаем с обозначения метафоры, с которой ассоциирует себя человек, тем самым обозначаем тему образа. На этапах создания клиент проживает эмоции и инсайты. Сам процесс создания куклы, уже целительный акт - проживания эмоций пошлого или будущего в экологичном потоке процесса работы. Погружаясь в процесс творческого акта создания куклы, дети/взрослые расслабляются, а вернее мягко и экологично освобождаются от эмоциональных «зажимов», накопившейся энергии - тяжести в телесных ощущениях, себя целостного. В данном аспекте - это можно рассматривать, как холистический подход в арт-терапии. Выполнение и сотворение мелких деталей, используя пальчики рук, приводит к развитию мелкой моторики (развивает «мануальный интеллект»), активации творческого мышления, развитию воображения, а также способствует развитию усидчивости и концентрации внимания. В процессе работы клиент может вести записи в дневнике наблюдений, фиксируя, те чувства и ощущения, которые возникают на этапах работы с частями тела. Этот этап, может рассматриваться, как телесно-ориентированное восприятие себя клиентом. Данный этап может рассматриваться, как диагностический и в тоже время с терапевтическим эффектом. Вариант 2. Этап 1. Созерцание и наблюдение. а) Посещение специализированных выставок. б) Рассматривание специализированных альбомов, каталогов и книг с фотографиями и описанием кукол. По возможности (вариант - а)) клиент (исследователь) использует фотографирование и фиксирование в дневник наблюдений - эмоционального отклика на увиденное, прочувствованные эмоции, возможно инсайты. Для каждого из нас кукла схематизирует, объективизирует какую-то часть личности соприкасающегося с ней зрителя. Каждый увидит в исследуемом образе или отыщет в «толпе» представленных работ, то что эмоционально «оживит и всколыхнёт» именного его. 2-й этап: Психотерапевтическая работа с продуктом творчества – метафорической куклой. Созданный метафорический образ куклы исполняет роль объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение кукле, что позволяет облегчить груз накопившихся эмоций и проработать свои чувства. Человек легко может рассказать кукле то, чего возможно стесняется или смущается рассказать другим. Происходит на подсознательном уровне смена неэффективных стратегий поведения на более эффективные. Анализ куклы позволяет активизировать природное чувство самоосознания некоторых особенностей своей личности, поиска и раскрытия внутренних энергетических и эмоциональных ресурсов. Снижается, а в некоторых случаях исключается склонность к психосоматическим заболеваниям (процесс реализуется за счёт позитивной терапевтической рефлексии). Происходит экологическая, практически естественная гармонизация внутренних психологических процессов. Выбор формы образа – происходит исходя из отклика и внутренних потребностей собственной души человека. Как показывает практика, чаще всего – это неосознанный процесс, который провоцирует подсознание. Что же происходит? Некоторые части внутреннего «Я» человека, по каким-либо причинам вытесняются из сознания. В данном аспекте - кукла может провоцировать для человека эмоцию: радости или грусти, нежности, печали и другое. Кукла в данном случае играет роль проводника между подсознательным и сознательным мироощущением и самоподачей себя социуму. В варианте, где клиент сотворил (изготовил) метафорическую куклу, анализ начинается с ощущений в момент создания творческого продукта (метафорическая кукла), в том числе телесных ощущений (в помощь – ранее зафиксированные записи в дневнике наблюдений). Далее анализ чувств и эмоций от образа в целом. Сочинение истории или сказки. Проигрывание сюжетной линии в желаемом для клиента варианте, через образ куклы. В варианте созерцания «галереи» (реальная выставка, специализированные книги, альбомы, альманахи или проективные карты) предложенных работ: анализ чувств эмоций, инсайтов в момент первого контакта и «проживания» образа в категории: что и о чем - это про Вас и для Вас? (в помощь – ранее зафиксированные записи в дневнике наблюдений). Сочинение истории ипроигрывание сюжетной линии в желаемом для клиента варианте, через образ куклы. Что дает, взаимодействие с куклой – метафорой (этнокуклотерапия):
Конструкция и содержание метафорического образа куклы, осуществляя связь чувственного и рационального, активизирует у клиента сенсорно-перцептивное и эмоциональное воображение, способствуя тем самым новому и более глубокому пониманию сущности текущего состояния, ситуации, явления окружающего эмоционального мира внутреннего «Я». Литература: 1. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. (Кросс культурное исследование идеологии антропоморфизма) М. 2011 г. 2. Чеснокова О.Б. Яромчук М.Ф., Феномен "воображаемого партнёра в детском возрасте"// Вопросы психологии.2002 № 2 3. Смирнова С.А. Традиционная игра как культурно-психологический феномен: дис. ...канд.псих.наук: 19.00.07.М., 2000 4. Слабинский В.Ю. Характер ребёнка. Диагностика, формирование, методы коррекции. СПб: Наука и техника 2012 г. 5. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия» Методическое руководство. Иматон, 2015 г. 6. Журавлёв А. История куклы в контексте игрового поля человечества статья Альманах «Художественная кукла» 2011г. 7. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. «Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям», СПб.: Речь, 2007 г. 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии, СПб: Речь, 2001 г. 9. В.Ю. Слабинский //Электронный журна «Медицинсская психология». Позитивная динамическая психотерапия:анализ сновидений в русле психологии отношений В.Н.Мясищева. Ссылка: http://mprj.ru/archiv_global/2016_6_41/nomer05.php 10. Знания, полученные на тренинге-семинаре у арт-терапевта Беверли Корт (Великобритания) Куклотерапия в арт-терапевтической практике 2016 г. «Парацельс» г. Москва. *фото размещены с разрешения клиента (индивидуальные арт-терапевтические сессии (этнокуклотерапия). Метафорическая кукла - «Арт-ангел на удачу»).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|