Про возможность присутствия, право отсутствия и терапию

"Лечить так лечить любить так любить 

Гулять так гулять стрелять так стрелять

Но утки уже летят высоко 

Летать так летать я им помашу рукой"

 А. Розенбаум

 Есть мнение, что чтобы жить полноценную жизнь - нужно полностью в ней присутствовать.     Именно моменты максимальной эмоциональной включённости в происходящее надолго запоминаются как яркие, важные,  как моменты, "ради которых стоит жить". На другом полюсе промежутки жизни, в которых много скуки, апатии, отрешённости, эмоциональной закрытости, равнодушия к происходящему. Интересно, что в первом случае я написала "моменты", а во втором - "промежутки". Но об этом позже. 

Гештальт тоже учит полному присутсвию в здесь и сейчас, в жизни, в реальности, со всеми переживаниями, чувствами и эмоциями.

Возможно ли стопроцентное присутствие и нужно ли оно всегда? 

Лично для меня это идеальная картинка. Для присутствия всё же нужны определенные условия. Идеально безопасный и интересный мир, отвечающим моим желаниям и возможностям. Принимающий и поддерживающий, как хорошая мама для младенца. Такие условия невозможны. Возможны близкие к ним, которые соблазняют на присутствие  и в этих близких условиях я могу захотеть присутствовать больше, чем привыкла. Выйти из так называемой "зоны комфорта" - например, присутствие 71/29, вместо 70/30.

Вот почему я пишу про высокую степень вовлечённости и присутствия как про мгновения, а про присутствие "наполовину" - как про периоды. Ведь усливия, в которых хочется присутствовать бывают не так часто.

И если нет желания полностью присутствовать - я хочу иметь право самой выбирать степень своего присутсвия в ситуации. Но чтобы выбрать эту степень - нужно осознать, что я проявляю, что прячу. И почему. Чего боюсь, какой реакции мира на своё присутствие. И чего не хватает, чтобы присутствовать. Связаны мои предположения с текущей ситуацией или являются отголоском прошлого опыта. Тогда отсутсвие или присутствие станет сознательным выбором, а не привычным паттерном поведения. 

Достаточно ли научиться осознавать степень своего присутствия и регулировать её по своему желанию?

Думаю, есть смысл в том, чтобы стремиться присутствовать в большей степени.  У меня есть внутренняя потребность присутствовать, но если мир кажется опасным - она будет остановлена. У каждого человека свои причины отсутствия. Небезопасность, страх отвержения, отсутствие интереса, и т.д. Всё это хочется изучать, но в одиночку это сделать я не могу. Потому, что мне необходима реакция другого человека на моё присутствие и понимание своих реакций на его присутствие. В отношениях я что-то запрещаю себе и ему, а на что-то провоцирую. И он делает то же самое. Чаще всего бессознательно.  И на этом живом опыте мы можем больше узнать о себе. Это моменты коммуникации, которые должны просто происходить, а потом должны обсуждаться. Что было проявлено, а что не было и почему. Что хотелось, что остановило.  Может ли потом быть иначе. 

Этим вторым человеком может быть терапевт. Хотя в нашей жизни присутствуют разные люди и они могут и провоцировать на присутствие, вызывать желание присутствовать, но они не обязаны замечать особенности взаимодействия, присутствовать в той мере, в какой мне нужно, обсуждать сам процесс общения. Для этого нужны определённые навыки, поэтому фигура терапевта мне кажется более подходящей. 

Каким должен быть терапевт, чтобы мне захотелось присутствовать в большей степени?

Терапевт своим присутствием создаёт условия для моего присутствия. Условия - это умение самому присутствовать с теми переживаниями, котрые я боюсь проявлять. Это интерес к тому, что я не проявляю. Приглашение к проявлению этого. Честность в соих чувствах и своём отношении, без которой невозможно доверие. Готовность обсуждать наше взаимодействие и внимание к моему пониманию ситуации. 

Можно ли заставить человека присутствовать?

Можно. Например, убедив, что от его присутствие - чуть ли не вопрос жизни и смерти. Демонстрируя страдание от отсутсвия другого, свою нуждаемость, вызывая чувство вины, стыда, жалости. Это манипулятивные способы, которые заставляют присутствовать против воли, а значит насильно. И такой опыт в будущем вызывает  злость, отвращение, страх и другие чувства, за которыми желание закрыться от этого человека, закончить с ним отношения.  

Работа терапевта в этом случае - это постоянный поиск, нахождение и потеря балланса между приглашением к присутствию и разрешением отсутствовать клиенту, между степенью своего присутствия и умением предоставить другому пространство для проявления себя, между честностью реакций и страхом ранить, между желанием быть в процессе взаимодействия и обсуждать этот процесс. 

 

 

 

 



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как присутствовать в своей Жизни и не сходить с ума от этого
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Почему важно иметь возможность не присутствовать в контакте
  • Как присутствовать в своей жизни?
  • Присутствовать и Быть Живым - это роскошь. Но оправданная.
  • Что такое "присутствие духа"? И зачем оно нужно?
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Формирование способности присутствовать в терапии
  • Зачем родителям присутствовать на детских занятиях
  • Флешмоб "Расширяем присутствие в сети Интернет: Вконтакте".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Присутствие психоанализа в жизни человека
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Присутствие терапевта - самое главное в психотерапии
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • "Терапия без присутствия" или "неслучившиеся клиенты"
  • «Я хочу рассказать, а ты меня просто послушай». Или «Целебное» присутствие
  • Присутствие в любви и жизни
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • "Боль хочет, чтобы ее чувствовали". Техника безопасности в моменты горевания.
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Психологическое присутствие терапевта первично по отношению к содержанию терапии
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "В жизни нужно быть эгоистом" - как реагировать на эти слова?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь