Это уже далеко не первая моя статья о созависимости, все их можно найти в моей специальной подборке на эту тему: https://www.psyoffice.ru/selected/178/
Рассуждая о созависимости стоит ответить на вопрос: Как выглядят взаимоотношения, когда они прекращают быть созависимыми?
Отношения при этом становятся взаимозависимыми. Именно появление взаимозависимых отношений можно считать осбовождением от созависимости.
В чем же заключаются взаимозависимые отношения?
Взаимодействие с партнером или другим человеком происходит на глубоком уровне.
В разные периоды эти отношения могут выглядеть как созависимые или контрзависимые.
Два разных человека учатся быть самостоятельными, отдельными и при этом цельными и у них нет необходимости защищаться друг от друга.
Каждый человек может быть свободно самим собой.
Он понимает, что его любят таким, какой он есть, а не созданный им образ.
Оба партнера во время взаимодействия могут приближаться друг к другу, соединяясь, и отдаляться друг от друга. Они способны проживать близость и отдельность. Могут бороться, спорить…
Отношения становятся сознательными, фиксированными.
Остановлюсь на том, что включают в себя сознательные, фиксированные отношения (их описывают Берри и Дженней Уайнхолд в своей книге «Освобождение от созависимости»):
Осознание того факта, что поведение, которое основывается на страхах, детских ранах и травмах – неприемлимо. При этом существует взаимная договоренность о том, что взаимоотношения должны быть сосредоточены на проработке, преодалении и исцелении этих последствий. Подробнее в статье «Раненое детство» https://www.psyoffice.ru/article/58395/
Принятие на себя обязательства не уходить от конфликтов до тех пор, пока не возникнет личное осознание и не найдется выход.
Отношения включают терапевтическую функцию, включающую заботу, уход и лечение с целью исцеления.
Стремление понять больше о себе и партнере, поддерживая при этом процесс раскрытия, а не попытки изменения партнера и себя без знания причин поведения.
Способность видеть в партнере свое отражение. Так можно увидеть свои спрятанные части.
Сосредоточение себя на самом себе. Договоренность партнеров о поддержке другого в его отношении к самому себе.
Базисное доверие к себе, а не примитивное доверие. Чем верить в то, что другой Вас не обидит, лучше доверяйте себе, чтобы Вас партнер не мог нанести Вам обиду и чтобы Вы чувствавали себя менее ответственным за обиды, причиненные Вашему партнеру. Если Вы говорите или делаете что-либо, непреднамеренно обижающее Вашего партнера, то можете доверить ему самому позаботиться о себе и спросить, чтего он хочет от Вас.
Осознание того факта, что дети позволяют нам узнать о себе больше и позволяют углубить способность любить себя и других.
Разрешение конфликтов с детьми без создания ситуаций, мешающих личной автономии. Попытки узнавать своих детей и учиться у них, вместо постоянного контроля.
Болтон в 1979 году описал пять уровней диапазона сознательности и фиксированности в отношениях:
1. Очень воспитывающие отношения— высокий уровень сознательности и фиксированности. Каждый из вас вносит большой вклад в рост другого.
2. Умеренно воспитывающие отношения— более низкие уровни сознательности или фиксированности в некоторых областях уменьшают вклад, который вы можете привнести в жизнь друг друга.
3. Не содействующие отношения— сознательность и фиксированность по отношению к росту и обучению низки и не способны внести никакого вклада в ваше личное развитие.
4. Умеренно “токсичные” отношения— настолько слабые сознательность и фиксированность, что каждый из вас чувствует себя слегка униженным как личность; эти отношения мешают вам наслаждаться жизнью.
5. Очень “токсичные” отношения— никакой заметной фиксированности по отношению к росту. Вместо этого существуют чрезмерные требования, враждебность и словесные или физические злоупотребления, что очень истощает вас обоих.
Важно понять, где располагаетесь Вы и Ваш партнер. Если Вы находитесь в на последних уровнях и Вам хотелось бы подняться на более высокий уровень, выясните, готов ли Ваш партнер присоединиться к Вам. Если же нет, задайте себе вопрос: Готовы ли Вы прекратить отношения, в которых не удовлетворяются Ваши потребности?
Задайте себе вопрос: Насколько готовы к изменениям Вы сами?
Для этого попробуйте самостоятельно выполнить небольшое упраженение.
Возьмите лист бумаги и напишите три черты в своем партнере, которые Вы хотели бы изменить. Задайте себе вопрос:
«Где и как я веду себя так же и когда я поступаю так же?»
Напишите на листке свои ответы.
Задайте еще один вопрос:
«Готов(а) ли я изменить эти черты в себе самом?»
Если Ваш ответ «да», то самое время приступить к изменениям и возможно, обратиться за помощью к специалисту.
Если Ваш ответ «нет», то задумайтесь, есть ли у Вас право требовать изменений от своего партнера? Помните, для того, чтобы изменить других, сначала необходимо изменить себя. Можно вечно ожидать изменения других, а можно начать с себя.
Исследуя свои взаимоотношения совместно с партнером Вы можете привлечь для этого творчество: рисунок, колладж, лепка…
Попробуйте отдельно друг от друга изобразить то, как видятся Вам Ваши взамоотношения (получится 2 творческие работы: Ваша и Вашего партнера). Сравните их между собой. Отметьте сходства и отличия.
Затем создайте совместное творение и изобразите то, какими бы Вы хотели видеть свои взаимоотношения.
Еще один способ работы с партнером, полезный для специалистов, работающих с парами и для желающих создать новые формы взамоотношений со своим партнером, Вы можете найти в моей свежей заметке: https://www.psyoffice.ru/blog/43927/
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.