|
Психоанализ сказки о Царевне-лягушкеАвтор статьи: Бакаева Лалена Фаридовна
Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот. Сказка -ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок! Сказочный мир — это мир счастья, чудес и волшебства, мир, в котором нет ничего невозможного. Тем не менее, в любой сказке всё происходит по определенным правилам. Зачастую все люди счастливы одинаково (в любви, в доверии и добрых отношениях с другими, основанных на паритете и уважении), но каждый несчастлив по-своему. В сказке о Царевне-лягушке до нас доходит метаморфоза о счастливом преображении Лягушки в Царевну. Автор этой сказки, народ, повествует о выборе одного из образцов жизненного сценария трёх братьев. Запуск стрел – символичный выбор, который совершает каждый человек на своём пути, вступая во взрослую жизнь. У каждой личности при расставании с детством возникает проблема идентичности: на кого становиться похожим? Это обусловлено выбором пути, выбором между прошлым (доиграть генетическую роль в детско-родительском сценарии) и будущим (написать свой сценарий)! Подробнее о проблеме выбора ( «чем обусловлено расщепление личности?) в статье: Тёмная и светлая сторона личности. Джекил и мистер Хайд. С одной стороны, выбор пути – это проблема личности. Проблема решения личностного характера – это и философско-экзистенциальный вопрос приобщения к одному из трёх модусов существования. Поэтому каждого человека в своих взглядах на мир можно отнести к одному из трех образцов, или архетипов. Буквальное значение первого модуса – «мир вокруг»; это биологический мир, который в наше время обычно называют окружающей средой. Второй модус означает «с миром»; это мир человеческой популяции, среди которых личность выделяет близких людей. Людей кровного родства, или родства «по духу». И третий модус относится к индивидуальности человеку, или «собственный мир»; это мир истинного Себя. На физическом, объективном уровне, жизнь человека имеет много особенностей, неожиданных поворотов судьбы. Взаимодействие с «миром вокруг» по 1-му модусу обусловлено простыми поведенческими рефлексами: стимул-реакция. Стрелы – это наши устремления, желания В сказке три брата пускают стрелы. Стрелы символически выражают их устремления, поиски счастья, связанные с тем, что важно по их представлениям. Братья ищут то, ради чего стоит жить и бороться, завоёвывать место под солнцем. У каждого из них свои принципы и свои отношения с миром, поэтому и невеста каждому отведена по его духу. В Ветхом Завете деяния божьи названы метафорично сыновьями колчана (место, которое содержит стрелы, у человека – ассоциация с его разумом). Что примечательно, в сказке стрелы пускаются вслепую, что означает инстинктивное, богом данное устремление к психологическому выживанию. Если у человека нет экзистенциального запроса в жизни, он обречён на гибель, или, как принято называть в кругу психологов «стремление к смерти», «психическое выгорание». Таким образом, выбор невесты обусловлен внутренней позицией стреляющего по своему уровню сознания. Согласно определённой психической модальности и детско-родительским установкам, герои находят себе невесту. Дома невест символизируют модель новой семейной жизни, а их союз, помолвка – узы судьбы, которые имеют характер долгосрочных отношений, представляющих собой кодекс прав и обязанностей жениха и невесты. Старший сын женится на купеческой дочери, главный смысл такого выбора – устремление к личной выгоде, приобретению, выгодной сделке, обогащению. В представлениях старшего брата хорошо отражены интересы мещанства, главным девизом которых становится: приобрести, накопить, иметь. Средний сын женится на боярской дочери. Мотивы среднего сына – статусность, слава, признание и уважение, власть. И в том и в другом случаем главные устремления героев – это поклонение Мамоне – материальные богатства и всевозможные почести. Ни старшая, ни средняя невестка не угодили царю-батюшке. Ни сшитые ими рубашки, ни хлеб никому не пришлись по вкусу. Отсюда мораль: для того, чтобы что-то получить, приобрести в отношениях, нужно и самому послужить. Причём, послужить самоотверженно, соприкасаясь с трудностями, пробуя и ошибаясь. В сказке хорошо описан пример со старшими братьями, которые остались доигрывать генетическую роль родителей. Они остаются в том статусе, в котором родились и будут продолжать уклад и традиции своего семейства в этом же духе. То есть прикладывая минимально своих усилий, личного устремления и индивидуальности. Это жизнь обывателей, которые не способны выйти за рамки и творить чудеса. Так, в сказке, когда их невесты являются перед царём-батюшкой, происходит следующее: «Старшие невесты пошли танцевать, махнули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми руками — кость царю прямо в глаз попала». Эти герои на протяжении сказки живут чужой жизнью: «жизнью своих родителей» - жизнью родительских установок, поэтому внутренне они не меняются. В их случае мы наблюдаем философию агностицизма, когда жизнь непознаваема, поэтому нужно следовать нормам и традициям, которые уже существуют. Возможно старшие братья и ощущают внутренне стремление что-либо изменить, поэтому их невесты пытаются повторить за Царевной-лягушкой. Но их действия нелепы и разобщены, далеки от чуда. Для того, чтобы сотворить чудо, подвиг, необходимо знание, мудрость, щедрость и самоотверженность. Поэтому мы видим, что они соответствуют своему уровню – ни выше: купеческая и боярская жизнь на основе приоритетов мещанства и накопительства, жизнь по шаблону, кальке им походит. Понятие «шкуры», «шагреневой кожи», «волк в овечьей шкуре» очень символичны. Надевая «другую шкуру», пробуя себя в иной роли, в новом репертуаре, амплуа, человек подвержен мистификации. Сначала он инициирует себя, примеряет этот образ, а потом идентифицируется с ним. По каким-то признакам или причинам в его душу заселяются интроекты «шкуры», новые качества. Он срастается со своей-чужой «шкурой». Поэтому шкуру иногда так сложно отодрать, она, порой, отходит болезненно, вместе с кожей. В случае Василисы из сказки мы видим интересную ситуацию. Она оказывается Премудрой-прекрасной, хотя поначалу предстаёт перед нами в совершенно неприглядном виде, в виде лягушки, и Иван-Царевич, младший сын, стыдится своей невесты: «Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой». Но лягушка оказалась не простая, а способная в преображённом облике творить чудеса: «Махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди...». Итак, в сказке показано, что за обыденностью и неприглядностью лягушки (невзрачностью семейной жизни) стоит величайший подвиг женской самоотдачи, мастерства, женской мудрости. Образ прекрасной Василисы олицетворяет достойную жизнь Ивана. Не гордая и не кичливая, она творит свой подвиг втихую: «Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь. Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула: - Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки». По русской пословице говорят, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Жизнь Царевны-Лягушки – это целеустремлённый поиск счастья через «тайное» знание, которое позволяет облагородить жизнь свою и её спутника. Осталось ответить на вопрос: почему при первой встрече с Иван –Царевичем Василиса открывается герою в образе лягушки? Скорее всего мудрый автор, народ, использовал предсказание: не главное то, что снаружи – главное – то, что внутри, суть человеческая. Подлинно, аутентично то, что сокровенно. И это стоит дорого, несмотря на образ уродливой лягушки. За настоящей, преображённой Василисой, Иван-царевич отправляется за тридевять земель, чтоб «добыть», «достать» кощеево яйцо (символ бессмертия и возрождения). Именно это и цениться. За добро, добром платят. Сначала Царевна-лягушка служит Ивану, а потом он сам достигнув «прозрения» отправляется на поиски Василисы (счастливой жизни). Обратив внимание на внутренние качества женской природы своей невесты, герой понимает, что терпение и вера в другого человека помогают творить чудеса. Образ «младшего сына», «Дурака» и простофили Иван-царевич в результате становится русским героем. Героем его делает опыт, закаляют испытания и трудности. Прозрение и экзистенциальный опыт «теизма» Ивана-Царевича, веры без оснований, более ценен, чем «поиск счастья» его братьев на поприще богатства и славы. Здесь соприкасаются два мира: «Мир идей» и «Мир вещей», о которых я уже говорила ранее. Испокон века желание более глубоко изучить смысл своей жизни, выйти за грань мира внешнего, изучить суть вещей и явлений, встречалось с насмешкой, иронией. Таких людей называли дураками, простофилями. Ведь по этому поводу существует даже научная концепция: «агностицизм» о том, что мир непознаваем, в принципе. В лучшем случае, люди не могли простить таким людям инаковость. Поэтому в сказках обычно такого героя нарекают «Дураком», простофилей. Что на самом деле, тоже символично, ведь дурак - это сам ищущий, который якобы сам не понимает, что он на самом деле ищет и почему это делает. Но «дурак» - не невежа! Он просто задаётся новыми вопросами и ставит перед собой новые задачи. Главный герой «срывает» стереотипы, маски, шкуры – отбрасывает всё лишнее. В конце концов «Дурак» недоумевает: «Если любовь к деньгам и славе, сытая жизнь в почестях и достатке считается нормальной, то почему более глубокие стремления познания жизни через опыт и испытания не воспринимаются как являющиеся более достойны качества человека?» Царевна-лягушка Главная героиня, Василиса Премудрая появляется перед нами из Царевны-лягушки. Она принадлежит к Тридесятому царству. Это царство смерти и воскресения – одним словом, духовный мир героев. Природа лягушки символически связана со смертью и воскрешением. Ведь осенью она погружается в состояние летаргии, спячки (метафорично умирает), а весной снова просыпается (воскресает). В этой сказке преображение царевны в лягушку символично. Это означает маленькую психическую смерть, трансформацию, переход в иное состояние. В Индии лягушка считается великой певицей Матери-Земли. Оказывается, что пение лягушки предвещает возобновление жизни. В мифах образ лягушки - опора Вселенной, ведь её стихия - вода. В воде она научилась приобретать температуру окружающей среды (подстраиваться к изменчивым условиям окружающей среды). Лягушка умеет дышать и в воде, и на земле. В процессе своего развития она приобретает «интуицию» из ощущений в плоскости познания. Ведь вода — символ неосознанного, эмоций, связанных с теми аспектами души, которые невозможно обнаружить, не прочувствовав изнутри, и только лишь потом объективизировать, выплеснув наружу. Василиса Премудрая заколдована. Она находится в «коже лягушки». Потеряв свою лягушечью кожу, она уходит в другой мир, духовный мир, мир, оторванный от реального. С этого момента начинается и трансцендентный поиск Иван-Царевича. Отправившись на поиск своего духовного «Я», где в человеке воссоединяются Анимус и Анима, Иван-Царевич проходит внутреннюю трансформацию, совершает движение по вертикали. Философия этого подвига в том, чтобы завоевать внутреннее пространство, сделаться лучше, найти себя, приобрести высшие качества души. Выводы. Итоги. Ценности. В начале пути в сказке о Цареве-лягушке три брата совершают свой выстрел из лука. Их выстрел символичен и обрастает намерениями. Но Великое и Прекрасное откроется лишь тому искателю, который рассчитывает на духовный поиск, не боится перемен, стоек духом. Абсолютная истина находится внутри человека – это счастье, которое рядом, оно неприметно (как лягушка) и одновременно — в Тридесятом царстве (Василиса, Царевна). Поэтому иногда на его поиски уходит целая Жизнь. Мудрость и добродетель искателя всегда находятся рядом, стоит попросить, чтобы они открылись через других, через различные ситуации и свершения. Но при этом человек должен «обнулить информацию», стать «просвещенным дураком», обнаружить свет Платона, Иисуса, Махатмы Ганди, Джордано Бруно, Гаутамы Будды или Конфуция. Только тогда возможно повторить их подвиг, повторить их веру, которую ухе невозможно будет потерять. У Иванушки дурочка это вышло. Мудрость можно обрести благодаря внутреннему поиску, в процессе которого мы открываем внутри самих себя «друзей и врагов», то есть, свои достоинства и недостатки. Но при этом сердце героя должно быть добрым и совесть чиста. Честность и щедрость - это необходимый атрибут высокого уровня сознания. Кстати, именно поэтому и нарекли его дурачком: Иван был бескорыстным и правде служил. Когда поступаешь в духе справедливости, все в выигрыше, чего многие не поймут. Испокон веков на Руси завелось, что блаженных всегда дураками называли, потому что до их уровня ещё не доросли. Путь философии — это путь непрекращающихся трансформаций: движение от жизни к смерти, от одного воскресения к следующему, каждое из которых приносит с собой еще одно «кощеево яйцо» мудрости, являясь шагом, приближающим нас к истине. Всех желающий приглашаем на курс Сказкотерапии:для родителей, которые хотят наладить взаимоотношения со своим ребёнком при помощи языка сказок, методик и упражнений + для психологов, которые могут использовать практикум в своей работе. Семинар-практикум по сказкотерапии (10 часов - 2 модуля)Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|