Боги богов

Боги богов

Изучая дедов, узнаем внуков.

Изучая предков, узнаем самих себя.

                                                           В.О. Ключевский (русский историк)

В психоаналитической парадигме принято считать, что вера в божественное и страх перед ним берут свое начало в раннем детстве из феномена, который Фрейд открыл и назвал Эдиповым комплексом. Страх перед отцом, вытесняясь, трансформируется в страх перед чем-то неосознанным, но сильным и всемогущим. Он присутствует в человеке как ощущение бога, который может его, человека, как наказывать, так и любить. Точнее сказать, в душе присутствует как осадок от Эдипова комплекса, ощущение отношения к тебе со стороны чего-то сверхестесственного и всемогущего. Это отношение может быть лояльным, строгим, требовательным, довлеющим. Все зависит от того, насколько удачно завершилась детская история «любовного треугольника».

В классическом подходе принято рассматривать отношения отца, матери и непосредственно самого ребенка как источник будущего психического расстройства. Участию других субъектов большого внимания не уделяется, либо считается, что любой другой является лишь замещающей, выполняющей роль матери или отца, фигурой. Например, в неполной семье роль отца может выполнять как ближайший родственник мужского пола, так и любой мужчина, находящиеся в контакте с матерью ребенка, имеющие возможность общения с самим ребенком. Являясь замещающими настоящего отца фигурами, они оказывают влияние на формирование его психической структуры, утверждая значение отца.

Но любой круг общения, даже если это круг общения маленького ребенка, это всегда больше, чем трое. А как же многочисленные родственники с обеих сторон? Даже если они не присутствуют лично, контакт с ними не прекращается ни на минуту. Я говорю сейчас не о телефоне, компьютере и прочих гаджетах, способных обеспечивать общение на расстоянии. Речь идет об их бессознательном присутствии в пространстве, окружающем ребенка. Ребенок находится в обстановке, где каждую минуту из уст отца или матери, транслируются фразы и умозаключения, услышанные ими когда-то от своих близких; слышится смех, который был скопирован когда то с незнакомого ребенку родственника. Родители демонстрируют чью-то, но ставшую их манеру держаться, походку, характер. Говорят в его присутствии о ком-то, рассказывают очередную семейную легенду, либо старательно избегают обсуждения. В бессознательном ребенка вербальная и невербальная информация формирует образ предка, который, в последствии, влияет на него не меньше, чем отец или мать.

Очень убедительны в этом плане исследования французского психоаналитика Анн Анселин Шутценбергер, описанные ею в книге «Синдром предков». Приведенные автором примеры убедительно доказывают влияние, подчас роковое, на жизнь субъекта его родственников на несколько поколений назад.

Проведенные мною исследования истории собственных предков убеждают меня в целесообразности принятия в расчет фактора синдрома предков при психоаналитической работе. Хочу в этой статье акцентировать внимание на самые ближайшие, по прямой линии, для каждого человека, объекты: родителей его родителей. Иначе говоря, грандродителей.

И, в связи с этим, снова вернуться к Эдипову комплексу и рассмотреть его в несколько ином свете.

Поговорим об идентификации, которая происходит из стремления быть похожим на объект и, начинаясь в раннем детстве, заканчивается лишь при завершении формирования зрелого Эго ориентировочно в период совершеннолетия. Процесс идентификации с родителями, особенно в начальный период, сопровождается спектром чувств от любви до ненависти, и страха. Родители являются для ребенка могущественными и авторитетными фигурами, но не последней инстанцией, т.к. в его окружении присутствуют те, кто является авторитетом для самих родителей – дедушка и бабушка. Отношения с этими объектами имеют существенные отличия от отношений с родителями. Они лишены ревности и соперничества и поэтому не вызывают тех тревог и страхов, которые свойственны в отношениях с родителями. Они нередко вступают в союз с ребенком против родителей, защищают, помогают переживать расставания с ними, являются объектами детских манипуляций. То есть, грандродители обладают спектром тех качеств, которые вызывают у ребенка симпатии тем, что помогают им быть над родителями, а значит и над связанными с ними травматическими переживаниями. Это может быть поводом достаточным для того, чтобы в качестве объекта идентификации выбрать кого-то из более авторитетных и сильных грандродителей.

В случае физического отсутствия грандродители могут иметь не меньшую, а может быть даже большую силу воздействия на ребенка, т.к. информация о них мифологизирована, что делает их фигуры масштабнее.

Существует немало концепций в психологии предлагающих при работе с клиентами брать во внимание факторы, находящиеся «по ту сторону» человеческого бытия. Как правило, все они грешат невозможностью к точному научному обоснованию принципов действия, хотя и вызывают симпатии. С другой стороны, психоанализ не редко обвиняют в том, что работа с бессознательным упирается в Эдипов комплекс и, к примеру, не принимаются в расчет идеи о более глубоком коллективном бессознательном, что, с точки зрения оппонентов, снижает эффективность работы с клиентами. Поколения удаленных во времени родственников это и есть коллективное бессознательное или «коллективная душа», по словам Фрейда («Тотем и табу»), которая доступна для изучения и оказывает свое влияние на психику человека. В душе у каждого из нас есть некий Олимп, в котором существуют в реальном времени боги, связанные между собой родственными нитями. Рассмотренные в этой статье объекты идентификации лишь малая часть этого Олимпа, так сказать боги родителей и их влияние на формирование индивида вряд ли кто-то поставит под сомнение.



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Отношения отца с ребенком при разводе родителей. За что отвечает мама?
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Яблоко от яблони (роль отца в воспитании ребенка)
  • Отцовские объятия, или Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца с момента зачатия до рождения ребенка
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Страх родителей сказать ребенку «Нет» делает его хрупким перед жизнью!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Женственность и запрет на подарки отца. Есть ли между ними связь?
  • Влияние отца на формирование женственности
  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь