|
Символизм фильма Мирный воин (2006)Автор статьи: Илья Архипов
Фильм Мирный воин (2006) сам по себе наполнен философским смыслом и весьма интересный и поучающий. Рассказывает он об одном спортсмене Дэне Миллмане, который встречает странного человека - Сократа, который становится ему учителем. Дэн получает травму и Сократ поддерживает его, вселяет уверенность и помогает восстановиться. Мне же хотелось бы проанализировать психологию фильма, именно то, как меняется самоощущение и развитие главного героя. Начинается фильм с вещего, как оказалось, сна – в нем герой получает травму ноги во время прыжка со спортивного снаряда – и просыпается. Дальше показано его мимолетное столкновение с Сократом, который его крайне удивил. У Дэна была мечта – сделать тройное сальто, которое никто не мог совершить на планете, но все вокруг твердили ему, что это невозможно. Сократ же дал ему надежду на то, что невозможное – возможно. Дэн, в начале фильма, олицетворяет Эго, которое находится в инфляции – оно раздуто тем, что его отец богат, что он успешный спортсмен, что у него много женщин – казалось бы есть все, но он не счастлив, не спит по ночам и не может понять почему. Сократ является Дену даже в видениях. Сократ словно неведомый элемент из другого мира, который удивляет своей необычностью. Сократ олицетворяет собой архетип Мудрого Старца, можно сказать, что он символ Самости для Дэна, показывающий ему Путь к Целостности и психологической гармонии. Сакрат называет этот путь – «Быть настоящим воином». По Юнгу такой путь назывется индивидуацией(саморазвитием). Эго Дена как раз находится в переходной стадии развития. Юнг, кстати, в одном из семинаров по Кундалини, дал инерпретацию восточной системы бессознательного – чакральной системы. По этой системе, я бы сказал, что психика Миллмана претерпевала переход с 3 чакры на 4, и в фильме наглядно показано, как страсти третьей чакры, манипуры, уступают место новому принципу четвертой, анахаты – прибавляется осознаности, мышление упорядочивается, проявляются вещи, которые выходят за трехмерную модель известного и привычного мира, в котором раньше жил Миллман. Сократ учит Дэна слушать не свой ум и желания, не социальные привычные нормы, – а прислушиваться к своей интуиции, внутреннему голосу индивидуальности, смотреть на свою персону «я-спортсмен» со стороны и разотождествляться с ней. Дэну, прикоснувшись к этому новому способу жить и изменив свое восприятие и пересмотрев многие ценности - уже не так интересно пребывать в своем предыдущем окружении. Дальше в фильме показан кризис перехода от одной идентичности к другой. Привычный мир Дэна рушится и он впадает в отчаяние. Сначала возникает защитная рекция – Миллман ударяется в прошлые шаблоны жизни – возвращается к привычному миру страстей, но, по всей видимости, он его уже не так принимает, как раньше. Назад психика инволюционировать не хочет. И дабы восстановить равновесие, вмешивается нечто большее, чем желания эго – синхронитичность, совпадение или проведение – что-то, что меняет судьбу героя кардинальным образом – Миллман получает ужасную травму, после которой врачи ему говорят, что он уже не восстановиться в качестве спортсмена. Учитывая то, как Дэн отождествлялся с субличностью «я-спортсмен» и возлагал все свои мечты на спортивную карьеру - это очень большая психотравма - он впадает в депрессию, своеобразную «темную ночь души». Главный авторитет - бывший тренер, и друзья-спортсмены уже не верят в него - и Дэн сам теряет веру в себя. На башне, Миллман встречается со своей Тенью, которая призывает его к самоубийству и жалости к себе. В то же время этот теневой образ – это его прежняя идентичность, за которую он цеплялся и не мог отпустить. Дэн находит в силы перебороть в себе негативые эмоции, отпускает прошлое и начинает жизнь заново. В этом ему помогают тренировки под руководством Сократа, к которому он обращается за поддержкой. Этот момент истории можно интерпретировать, как выстраивание внутри психики оси эго-самость. Эго теперь ориентируется не на внешнее, а на то, что говорит ему интуиция, чувство высшего – и следует ему. Самость требует, чтобы эго оставило все свои привычные прошлые шаблоны и одержимость неконтролируемым мышлением типа «радио в голове», подводит его к инсайтам, озарениям и непосредственным переживаниям новой реальности. Когда этот Центр психического снова найден, Сократ ведет Дэна снова к страстям, но уже осознанно и дает ему понять что нет «лучше-хуже», а есть бессознательный автоматизм и осознанный выбор. Он даже разбивает шаблоны самозащиты в Миллмэне, все привычное, за что ум мог бы еще цепляться. Герой фильма учится следовать волевому принципу, затем понимает, что главное процесс, а не результат. После этого он достигает небывалых высот в гимнастическом мастерстве, завоевывает медаль на соревнованиях, достигает своей мечты и становится счастливым. И Сократ исчезает, словно его и не было, а может быть именно для того, чтобы герой научился рассчитывать только на себя. Источник: Психология Good! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|