Запрет на инцест и формирование неврозов

Карта – таблица – схема – это всегда упрощение. Но упрощение часто необходимо для нахождения сокровища. Карта местности сильно отличается от реальной местности, тем не менее, она позволяет сориентироваться и спланировать свои действия, сохраняя готовность к различным неожиданностям.

Психоаналитическая карта неврозов призвана сыграть ту же роль. Она дает надежду понять с помощью головы то, что не может быть понято с ее помощью – понять первичный процесс бессознательного с помощью вторичного процесса сознания.

Что представляет собой невроз вообще (истерия, фобия, невроз навязчивости)?

Для психоаналитика это сигнал о том, что в бессознательной жизни анализанта не произошел отказ от родительских фигур как сексуальных объектов. Запрет на инцест либо не был принят, либо был принят с оговарками. Нарушенные отношения, серьезные проблемы в сексуальной сфере (сексуальная стерильность или наоборот, частая смена партнеров), фобии, неврозы навязчивости сигнализируют о фантазматической опасности, от которой Эго невротика защищается с помощью симптома. В чем же эта опасность?

Опасность заключается в санкции на сексуальность. В признании себя сексуальным существом. В праве использовать собственную сексуальность для получения удовольствия от жизни. Почему для невротика это так опасно? Потому что вся его сексуальность – инцестуальная, или инцестуозная. Он хочет и пытается иметь мать и отца, и не может преодолеть запрет на инцест. Отчасти это верно для каждого из нас, так как дает ответ на вопрос, почему сексуальность в нашем обществе окружена такими конфликтами и ритуалами. Собственно, потому, что единственным истинным сексуальным объектом для нас являются наши родители, а все прочие объекты – это так называемые «ароматизаторы, идентичные натуральным». И путь к тому, чтобы стать человеком, это путь часто мучительного и медленного отказа от инцеста и сублимирования инцестуозного желания в удовлетворяющих отношениях с разрешенным объектом.

Мать – это первый человек, который касается ребенка, устанавливает с ним объектные отношения, эмоциональную и физическую связь, и во всех случаях является его первым соблазнителем. Любой ребенок находится со своей матерью в сексуальных отношениях до тех пор, пока спит с ней в одной кровати, сколько бы лет ему ни было. И если по какой-то причине эти отношения вовремя не были завершены, ребенок, а позднее взрослый не может найти в себе ресурсов, чтобы от них отказаться. Почти все мы в ранний период своей юности выбираем труднодоступного партнера, такого же невозможно привлекательного и запрещенного, каким был любимый родитель. Мы все, или почти все проходим через этот этап, но некоторые застревают на нем навсегда или очень надолго. Со стороны это может казаться странным, очень странным:

- Зачем она живет с алкоголиком, у нее столько достоинств, она могла бы найти хорошего мужа?

- Она от него гуляет, а он так ее любит, уж как она только его не унижает, а он никуда не уходит, с ребенком сидит, деньги зарабатывает, на нее ни разу руку не поднял, голоса кажется, даже не повышает. Спрашивается, ну почему такому хорошему мужчине досталась такая с...а? Что он в ней нашел?

Рационально постичь логику решения быть вместе при очевидно неравных условиях партнерства (один причиняет страдания, другой терпит) на "трезвую голову" невозможно. Именно поэтому психоанализ говорит о бессознательных фантазиях, которые структурируют, направляют поведение человека. Их абсурдность, противоречие с логическим взглядом на жизнь затрудняет их осознавание. Присвоить себе свои фантазии, принять их за свои - первый шаг к ослаблению их власти. 

Невроз - это компромисс между желанием невозможной любви и запретом на нее.

Например. В конце психоаналитической сессии у истерической пациентки отнимаются ноги – она не может встать с кушетки. В этом симптоме одновременно проявляется любовь и ненависть пациентки к аналитику – «я хотела бы пинать тебя ногами за то, что ты говоришь «наше время кончилось» и оставляешь меня, когда ты мне так нужен и я так люблю тебя, но это опасно, ведь тогда ты отвергнешь меня. Я накажу мои ноги в наказание за эту мысль, но наказание принесет мне удовольствие – ведь я не смогу встать с кушетки, когда ты скажешь «наше время закончилось». Другой пример. Пациент, страдающий навязчивыми состояниями, имеет такой симптом. Каждый раз после мочеиспускания он испытывает такую брезгливость, что трет свой пенис под струей воды так долго и тщательно, что в конце концов достигает эрекции. Этот симптом говорит: «Я хотел бы быть сексуально привлекательным и спонтанным, но это опасно, так как приводит к потере контроля, поэтому я должен достичь сексуальной стерильности, чтобы не выпускать из-под контроля свои чувства, я должен наказать свой пенис за его грязное желание быть таким же длинным, как пенис моего отца, но наказание принесет мне удовольствие – ведь именно через стремление к сексуальной стерильности я достигну эрекции».

Невроз позволяет не принимать решений, оставаясь в позиции "ни там, ни тут": не сыт и не голоден, не жив и не мертв, вроде сам по себе, но при этом не отделился, вроде не покинут, но все равно одинок. Невроз позоляет избежать утраты, но при этом оставляет без приобретений, тормозя личностный рост. Возникший как защита от бессознательной тревоги, он в конце концов сам становится источником тревоги, и требуется помощь, чтобы с ним справиться. Но так или иначе, любой невроз - это желание любви и горе от невозможности ее обретения.

Предлагаю психоаналитическую карту для ориентирования в бессознательных фантазиях пациентов:

Параметр

 

Симптом

Тип страха

Объектное отношение

Ведущие защиты

Предполагаемая этиология

Психоз

Деперсонализация

Бред

Галлюцинации

Страх распада, расчленения

Диффузное

(хорошего объекта нет ни в Эго, ни во внешнем мире, мир заполнен плохим объектом)

Я хочу на ручки к маме, но мамы нигде нет.

Расщепление,

примитивная изоляция,

отбрасывание

Мама не в состоянии почувствовать ребенка, не входит в контакт с его потребностями, ребенок чувствует себя ненавидимым, реагирует уходом.

 

Пограничное состояние

Знаки:

Орально-симбиотические

Нарциссические

Депрессивно-мазохистические

Страх утраты объекта

Анаклитическое

(«опирающееся на объект»)

(хороший объект есть во внешнем мире, но при попытке идентификации с ним появляется плохой объект и разрушает хороший)

Я хочу на ручки к маме, но мама может меня задушить.

Расщепление, проективная идентификация, интроективная идентификация, всемогущий контроль, примитивная идеализация-обесценивание, отрицание,

поворот против себя (так больше контроля)

Мать использует ребенка как нарциссическую защиту, наказывая его за желание независимости и  естественную агрессию. Ребенок находится в постоянном конфликте «отделиться или слиться»: отделиться означает убить мать, слиться означает исчезнуть самому.

Невроз

 

 

 

 

 

 

Истерические

 

Страх потери любви объекта

Генитальное

(хороший объект во внешнем мире, плохой внутри Эго)

Папа хочет меня, я счастлива, но это плохо для мамы, поэтому я должна быть наказана.

Вытеснение (вытесняет представление), конверсия, смещение, сексуализация (я живая только когда меня хотят)

Один из родителей использует ребенка как сексуального партнера в физическом или психологическом инцесте, другой ведет себя как соперник

Фобические

 

Страх кастрации в широком смысле от пограничного до невротического

Генитальное

(хороший и плохой объект во внешнем мире)

Меня хотят соблазнить, чтобы сожрать (уничтожить)

Вытеснение (вытесняет объект), замещение (смещение), страх пауков – поглощающая мать, боязнь ножей – страх проникновения, нарушения границ, поглощения

Гиперопека: фиксация на процессах сепарации от матери

Обсессивные

Страх кастрации

Страх перед Сверх-Я

Генитальное изначально, с регрессией на анально-садистскую фазу

(хороший и плохой объект внутри Эго)

Я хочу маму, но я накажу себя за это

Вытеснение (вытесняет аффект, разрыв связей – помню все, но ничего не чувствую),

Непереносимость амбивалентности, попытка уничтожить свою агрессивность формированием реакции ("залюбить до смерти", "задушить опекой")

Изоляция эмоций от чувств,

Чрезмерная рационализация

 

Ребенка соблазняют один или оба родителя, но не позволяют ему спонтанного ответа в соотвествии с его чувствами. Ребенок должен быть только таким и тогда, каким и когда его хотят родители. Он должен чувствовать их состояние, и не обращать внимание на свое. Плюс к этому чрезмерное внимание к чистоте и порядку, наказания за нечистоплотность и мастурбацию.



Просмотров: 288
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Каким он должен быть, хороший психолог? «Три кита или Слово о раненом целителе…"»
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Конструктор «создай себе невроз». Эффект " я должен"
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Надежда-хороший завтрак, но плохой ужин" или почему мы взрослеем после 30? Часть 1
  • "Надежда-хороший завтрак, но плохой ужин" или почему мы взрослеем после 30? Часть 2
  • "Надежда-хороший завтрак, но плохой ужин". Роль и сила «слабых связей».
  • Размышления о маме – 7. Мать как «инвертированный переходный объект» в терапии.
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Внутренние феномены пограничного состояния. Хороший внутренний объект
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • От "Я убегу, чтобы от меня не успели первыми" к независимости и любви
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Опыт регрессии в прошлую по запросу "Хочу понять, что меня держит в этом городе"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Мама, куда ты меня тащишь? или Не хочу быть отличницей!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь