|
Братья и сестры…. Отцы и дети…Автор статьи: Приступа Ирина Владимировна
Душа каждого рожденного ребенка ищет себе место в родительской семье. Ребенку необходимо найти место по отношению к своим родителям, родителям родителей и, если у него есть уже братья и сестры, то и по отношению к ним. Система отношений в семье меняется при рождении каждого ребенка. И, наоборот, детям приходится приспосабливаться к существующим семейным динамикам отношений. Таким образом, ребенок вырабатывает первичную стратегию выживания, которая становится основным паттерном его личности. Поэтому отношения братьев и сестер также весьма эмоциональны, как и отношения с материю или отцом, т.к. обусловлены, с одной стороны, прямыми контактами между сиблингами, с другой – качеством привязанности матери и отца к каждому ребенку. Если мать и отец любят всех детей, дети тоже любят друг друга. Но, если родители любят одного ребенка, а другого отвергают (достаточно на бессознательном уровне), то дети соперничают между собой, отвергая друг с друга. Они часто ссорятся, и уже взрослых их связывает вражда, даже если их в жизни пути разошлись. Алина, 37 лет, старшая из двойни, сколько себя помнит, всегда воспринимала брата - двойняшку как «фактор стресса». Они всегда ссорились. Их даже в садике родители по рекомендации воспитателей определили в разные группы. Их общение всегда было сведено к минимуму и часто сопровождалось взаимными оскорблениями и унижениями. У них никогда ничего не было общего: не игрушек, не компаний, не интересов, «Ни-че-го….». «Я не чувствую, что Алик мне брат, это чужой человек, к которому я испытываю жуткую неприязнь и любовь одновременно. Мне часто бывает его жалко за его непутёвость. С другой стороны я очень на него злюсь за то, что жизнь несколько раз давала ему шансы, которыми он не воспользовался, либо упускал. Я как будто бы за него ответственна, но бессильна что-либо изменить… И от этого раздвоения мне плохо. Я хочу видеть в нем родного мне человека, брата и чувствовать сестринскую близость», - рассказывает клиентка. В ходе расстановки выяснилось, что Алина с Аликом находились друг с другом в переплетении родительской (отцовской) системы, а не в связи как брат и сестра: Алик искал в сестре отцовскую поддержку и любовь… А отец, несмотря на то, что очень хотел сына, но… свою любовь смог направить только на дочь, а сына он, как будто и не замечал, а точнее «не хотел на него смотреть». Как выяснилось, папа двойняшек был незаконнорожденный и никогда не видел своего отца. Кроме того, от своей мамы он никогда не слышал «доброго слова» в адрес своего родителя. А что же может дать отец своему сыну, если он сам «не получил» оного? Таким образом, дети были втянуты в душевные раны отца. Несомненно, у ребенка формируется привязанность не только к матери, но и к отцу, которая очень значима для душевного развития малыша и для его последующей жизни. Отец сообщает ребенку вторую часть его идентичности. Как и мать, отец уникален для каждого ребенка. Отец является для ребенка другим зеркалом, чем мать. Он дополняет и расширяет видение мира для малыша, добавляя к женскому мироощущению мужское, «вселяет» чувство защищенности и безопасности, уверенности в освоении и познании окружающего мира. Отец «устанавливает» другие, чем мать границы – границы уверенного движения вперед, движения на результат. Отсутствие отца не проходит бесследно для психического развития ребенка. Как показывают многие психологические и социологические исследования, дети, «не получившие отца» в полной мере, во взрослости чаще бывают эмоционально не стабильны, налицо массивная симптоматика и социальная неустроенность. Отец не исчезает бесследно из жизни ребенка. Малыш воспринимает отца через душу матери. В зависимости от эмоциональных якорей отец воспринимается, например, через:
Отец – намного больше чем донор спермы или генофонд. И непроясненное или сомнительное отцовство всегда сказывается, потому что ребенок уже давным-давно прочел сомнения в душе матери и проявил их через неадекватное поведение или симптомы болезней. Стабильная привязанность к отцу облегает дочерям поиск надежного партнера. «Нездоровая» привязанность к отцу препятствует счастливым отношениям в паре. В сравнении с «Чудесным папой» проигрывает любой дугой мужчина. А если папу девочка не получила в своей душе, то поиски отца будут бесконечны через смену партнеров или всеразличные интрижки. Кроме того, эмоционально блокированные отцы, которые бьют и унижают своих детей, препятствуют созреванию дочерей для партнерских отношений. Тогда дочери нередко находят себе партнеров, которые склонны к насилию либо не способны к доверительной привязанности. Образуется созависимость: известный факт – дочери алкоголиков находят партнеров с зависимостями. Ежели дочери фиксируются на эмоционально закрытых, депрессивных отцах, то они выбирают себе партнеров слабых, о которых надо заботиться и вести за собой. То, что осталось неразрешенным в связи с отцом, впоследствии стремится к разрешению или восполнению, например, представление о том, что папу можно спасти из зависимости. И все эти попытки без исключения терпят фиаско. Для сыновей в лучшем случае отец является образцом мужества, силы, надежности, разумности. Отец мальчиком воспринимается как личность, с которой хочется состязаться и мериться физической и душевной силой, на кого хотеться равняться. В состязании тандем отца и сына вливается в общество. Помимо всего родитель помогает сыну в выборе профессии. И, конечно же, сын учится у отца любви к женщинам. Однако и мальчики ищут у отца не только признания своих достижений, но и ласки, любви и тепла. В худшем случае сын представляется отцу лишь конкурентом в борьбе за любовь матери. Из этого развивается недоброе соперничество, если мать считает сына важнее своего мужа. Эмоционально блокированные отцы являются тяжелым бременем для своих сыновей: они либо слабые или безвольные и не могут быть опорой для своих сыновей и тем, в свою очередь, приходится искать этот костяк в других значимых для них людях или находящихся просто рядом. Либо закостенелые и жестокие, тогда они становятся мучителями для своих сыновей, как через действия (агрессия, унижения и т.д.), так и через бездействия (не видя и не замечая, игнорируя своих сыновей). А мальчики, замкнутые в себе, образуют второе поколение мужчин, отрезанных от своих эмоций. И будут причинять боль другим, которые сами не в силах вынести. А что же наша Алина? Через расстановку она вышла из семейного переплетения и увидела в Алике брата – брата со своей судьбой. И впервые в жизни она смогла его обнять с теплотой и сестринской любовью…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|