Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.

     Рисунок, по сравнению с вербальным языком, открыто передает внутренние психические переживания, только они  «зашифрованы» в знаках и символах. Человек рисует то, что на сегодняшний день является главным в его неосознаваемых переживаниях.

     Хочу поделиться с вами одной из техник работы с рисунком. В этой технике много «слоев» и возможностей для работы, в данной статье я предлагаю один из самых простых вариантов.

Техника.

     Предложите клиенту нарисовать себя и значимых в его жизни людей в виде ассоциаций.  Применений ассоциаций уменьшает сопротивление и создаёт впечатление детской игры. Далее, вы проясняете взаимоотношения клиента с окружающими его людьми, задавая в разных вариациях два основных вопроса: - Что ты получаешь от данной фигуры? и Что ты даешь ей? Эти вопросы задаются по отношению к каждой фигуре на рисунке. Важно говорить именно о метафорических персонажах, ассоциациях, а не о реальных людях. Ну, а выводы вы, конечно, будете делать об отношениях с реальными людьми. Только согласовывайте свои выводы с клиентом, чтобы они не превратилась в ваши личные проекции.

     Далее, я предлагаю алгоритм работы на примере клиентки, девушки 23 лет. Ее первоначальный запрос: «Хочу разобраться в себе». И, как бы невзначай: «И спина болит. Очень». Девушке было предложено нарисовать себя  и всех значимых людей в виде ассоциаций.

     Получился вот такой рисунок.

 Я  маленькая лошадка Работа с рисунком

     Правда, хочу уточнить, что это рисунок, получившийся в конце нашей встречи. Поэтому там есть элементы, которых не было в начале работы. А именно, все, что нарисовано под фигурами и солнышко добавились позже. К сожалению, у меня нет фото первоначального рисунка. Надеюсь, что, по описанию работы, будет понятно, когда и почему менялся рисунок.

Нарисованы следующие люди:

    цветок –  мама;

 

  • лошадь – сама девушка;

 

  • гора – отчим;

 

  • кошка – бабушка, мама мамы;

 

  • куб – дедушка, папа мамы;

 

  • лиса – тетя, сестра мамы;

 

  • кактус – двоюродная сестра, дочь тети;

 

  • сердце – молодой человек нашей героини;

 

  • вопросительный знак - молодой человек, с которым отношения завершены.

 

- Получилось, что все фигуры, даже цветок, больше лошади. Как ты думаешь, о чем эта информация?

- Вероятно, я себя недостаточно ценю.

- Да, вероятно, это так. Чем больше размер фигуры, тем больше значение этого человека в твоей жизни. А еще ты не нарисовала своего родного отца.

- Пусть он будет малиновым кружком.

Рисует.

 

- Что лошадка получает от цветка?

- Она любуется им.

- А что лошадка получает от горы?

- Лошадка может бегать по горе.

- От кошечки?

- Тепло.

- Уточни, пожалуйста, как может лошадка получить тепло от кошечки?

- Кошечка может кататься на ней.

- Что лошадка получает от кубика?

- Она может забраться на него, если это лошадка цирковая.

- А эта лошадка цирковая?

- Бывает иногда цирковой, но она этого не любит.

- Какие особенности у цирковой лошадки?

- Она делает все по команде. Когда я была маленькая, садилась дедушке на шею, говорила, что он всю жизнь будет таскать меня на шее. Видимо, мне до сих пор этого хочется.

- Что лошадка получает от лисички?

- Они вместе играют.

- Что лошадка получает от кактуса?

- Ничего, об него уколоться можно.

- Что лошадка получает от большого оранжевого сердца?

- Любовь.

- А как можно получить от сердца любовь, оно так далеко от лошадки.

- Зато оно большое. И у лошадки тоже есть сердце, они бьются в такт.

- Что лошадка получает от вопросительного знака?

- Ничего, одни вопросы. Если бы это было возможно, я бы его еще дальше от лошадки нарисовала. Вы говорили, что чем больше размер фигуры, тем больше значение этого человека в моей жизни. Получается, что я еще не завершила с ним отношения до конца.

- Получается, что так. А от кружка что лошадка получает?

- От кружка ничего, хочется сказать: «вот если бы кружок был солнышком»

- Ты можешь превратить его в солнышко.

Добавляет малиновому кружку лучи и желтый цвет.

- Теперь лошадка получает лучи света и тепла, но, они такие далекие.

 - Давай теперь наоборот посмотрим, что каждый персонаж получает от лошадки. Что цветок получает?

- Лошадка может принести ему воду, она заботится о нем.

- Что солнышко получает от лошадки?

- Хорошее настроение. Солнышко смотрит на скачущую лошадку и радуется.

- Гора что получает от лошадки?

- Гора не может сама двигаться, если ей что – то необходимо, лошадка приносит или делает для горы.

- Например, что?

- Если снег на горе начинает таять, лошадка может сделать желобок, чтобы гору не затопило.

- И что, желобок, который сделает лошадка, может решить проблему? Мне кажется, лошадка немного преувеличивает свою значимость.

- Ну что лошадка может сделать, она может только бегать по горе.

- И что тогда получит от лошадки гора, если  лошадка будет просто бегать по ней.

- Лошадка будет гору утрамбовывать, вместе с ветром.

- А горе это надо?

- Наверное, не очень.

- Что кошечка получает от лошадки?

- Приключение. Она катается на лошадке.

- Что кубик получает от лошадки?

- Не знаю.

- Когда лошадка залезает на кубик, что он чувствует?

- Он гордится, что он мощный и лошадка может им пользоваться.

- Что лисичка получает от лошадки?

- Хорошее настроение.

- Кактус?

- Он, как и розочка, мог бы получать от лошадки воду, но она его боится.

- Чего боится?

- Его колючек.

- У розы тоже есть колючки, но лошадку это не пугает.

- У розы меньше колючек и она красивая.

- Значит, кактус ничего не получает?

- Выходит, что так.

- Что сердце получает от лошадки?

- Любовь, заботу, хорошее настроение.

- А кому принадлежит это сердце, оно вне живого существа находится?

- Я хотела нарисовать медведя, но решила, что не сумею, и пошла более простым путем, нарисовала просто сердце, принадлежащее медведю.

- А  если бы медведь был на рисунке, в каких отношениях они бы были с лошадью?

- Они были бы друзья.

- А что бы медведь получал от лошади?

- Все, что он хочет.

- Например.

- Они бы вместе ходили есть ягоды.

- А что бы лошадь получала от медведя?

- Внимание, заботу.

- Какое внимание и заботу? Что бы он делал?

- Он стал бы приносить ей ягодки, гулять по лесу.

- То есть, их объединяет любовь к ягодкам и лесу?

- Да.

- А медведь не может съесть лошадь?

- Нет, лошадь большая. Медведь не любит лошадей, он любит ягодки.

- Мне эта история напоминает дружбу тигра Амура и козла Тимура. Тигр не трогал козла, потому что его в зоопарке хорошо кормили,  кормили тем, что он любит. Когда козел повел себя не так, как хотелось тигру, что с ним случилось?

- Нет, этот медведь добрый.

- Может он и добрый, но медведи едят лошадей, только лошадка не хочет об этом думать. А что мешает соединиться сердцу и лошадке? Они расположены так далеко друг от друга.

- Ничего не мешает. Просто я разместила фигуры так: в начале - семья, а потом - не семья.

- Кто для тебя важнее – твой мужчина или семья?

- Конечно, семья.

- Судя по рисунку, ты все еще не отделена от семьи. Что вопросительный знак получает от лошадки?

- Ничего не получает

- Что хочет лошадка? Чего ей не хватает?

- Поляны с цветами, где она могла бы резвиться.

- Ты можешь нарисовать ей эту поляну, если хочешь.

Рисует.

- Сейчас, рисуя поляну, ты делаешь очень важную вещь. Ты даешь символическую поддержку не только себе, но и всем, кого ты нарисовала, так как все, что находится под фигурами, их поддерживает.… Покажи, что получилось. Много  цветочков, похожих на маму.

- Мама – розочка, а это просто полевые цветочки.

- Чем отличаются полевые цветы от розочки?

- Они проще, зато не колются.

- Кто в твоей жизни ассоциируется с цветами?

- Друзья и знакомые.

- А еще ты добавила озеро, по цвету похожее на куб – дедушку. Что могла бы лошадка получать от озера?

- О, очень много. Она могла бы купаться в нем, пить из него, любоваться им.

- А озеро что получало бы от лошадки?

- Радость от собственной нужности, как и куб.

- Кто в твоей жизни ассоциируется с озером?

- Сейчас у меня нет такого человека. Очень бы хотелось, чтобы в моей жизни был такой мужчина.

- Что ты узнала о себе из рисунка и нашего обсуждения?

- Что я все еще завишу от родителей, мне хочется их внимания и поддержки, и я стараюсь это получить, угадывая и исполняя их желания. Но, все равно не получаю…Себя недостаточно ценю и родного папу тоже. Вот, забыла его нарисовать. А ведь он, действительно, как и солнце, просто радуется тому, что я есть и ничего от меня не требует. А мне запрещено его любить, запрещено мамой и отчимом. Мама – красивая, но недоступная. Подойдешь ближе – уколешься. Мой прежний мужчина все еще играет значительную роль в моей жизни. И  знаете, что я еще подумала… Я подумала, что стараюсь не замечать агрессии моего нового мужчины, хотя было много примеров, когда он ее проявлял. Наверное, поэтому я и нарисовала сердце, а не медведя. Очень хочется саму себя убедить, что все хорошо.

        В семье этой девушки перепутаны роли. Она заботится о маме, отчиме, бабушке - так, как будто она «большая и главная», лишая себя детского состояния беззаботности и защищенности. Это видно из следующих слов клиентки:

  • «Лошадка может принести цветку воду, она заботится о нем» –  это забота о маме.
  • «Если снег на горе - начинает таять, лошадка может сделать желобок, чтобы гору не затопило. Лошадка будет гору утрамбовывать, вместе с ветром. Гора не может сама двигаться, если ей что – то необходимо, лошадка приносит или делает для горы» – это забота об отчиме.
  • «Кошечка получает от лошадки приключение. Она катается на лошадке» – это забота о бабушке.

        Поэтому и обратилась девушка - «лошадка» к психологу, что устала «быть мамой для всех». Заболела спина, да так, что она и ходить могла с большим трудом, заглушая боль пачками лекарств.

        Ее внешние ресурсы – безусловно принимающий ее родной отец, которого запрещено любить, дедушка, друзья и знакомые, изображенные в виде цветов. Ну, а с внутренними ресурсами мы будем разбираться в следующий раз.

 Другие примеры работы с рисунком:

Другие возможности работы с рисунком Я леплю из пластилина…

Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком.

Работа с бесплодием с помощью рисунка.

 



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я – маленькая лошадка...
  • Чем меньше любви получает человек, тем больше он в ней нуждается
  • Почему психолог в саду просто так получает зарплату
  • От игрушечной лошадки к апатии. Методика работы с убеждениями
  • Почему женщина-загадка не получает от мужчины того, чего хочет.
  • Почему женщина не излучает, а мужчина не получает
  • Психологическая травма: когда ребенок получает травму
  • Аноргазмия. сексуальные женские проблемы. Сначала мужчина получает удовольствие, а потом я
  • Как быть той, которая получает от мужчин все?! Техника
  • Чего хочет от тебя муж? А что он получает? Чего хочет от тебя жена? …? И что вы будете с этим делать?
  • Чего хочет от тебя муж? А что он получает? Чего хочет от тебя жена? …? И что вы будете с этим делать?
  • Женщина получает все без борьбы
  • Что получает клиент от психотерапии?
  • Кто отдает, а кто получает в сексе?
  • Почему женщина не получает удовольствия от секса?
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • «Ничего не хочу. Может быть работа - это не мое?»
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Только эмоционально зрелый мужчина может сделать эту вещь
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь