|
Я – маленькая лошадка. Работа с рисунком.Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Рисунок, по сравнению с вербальным языком, открыто передает внутренние психические переживания, только они «зашифрованы» в знаках и символах. Человек рисует то, что на сегодняшний день является главным в его неосознаваемых переживаниях. Хочу поделиться с вами одной из техник работы с рисунком. В этой технике много «слоев» и возможностей для работы, в данной статье я предлагаю один из самых простых вариантов. Техника. Предложите клиенту нарисовать себя и значимых в его жизни людей в виде ассоциаций. Применений ассоциаций уменьшает сопротивление и создаёт впечатление детской игры. Далее, вы проясняете взаимоотношения клиента с окружающими его людьми, задавая в разных вариациях два основных вопроса: - Что ты получаешь от данной фигуры? и Что ты даешь ей? Эти вопросы задаются по отношению к каждой фигуре на рисунке. Важно говорить именно о метафорических персонажах, ассоциациях, а не о реальных людях. Ну, а выводы вы, конечно, будете делать об отношениях с реальными людьми. Только согласовывайте свои выводы с клиентом, чтобы они не превратилась в ваши личные проекции. Далее, я предлагаю алгоритм работы на примере клиентки, девушки 23 лет. Ее первоначальный запрос: «Хочу разобраться в себе». И, как бы невзначай: «И спина болит. Очень». Девушке было предложено нарисовать себя и всех значимых людей в виде ассоциаций. Получился вот такой рисунок.
Правда, хочу уточнить, что это рисунок, получившийся в конце нашей встречи. Поэтому там есть элементы, которых не было в начале работы. А именно, все, что нарисовано под фигурами и солнышко добавились позже. К сожалению, у меня нет фото первоначального рисунка. Надеюсь, что, по описанию работы, будет понятно, когда и почему менялся рисунок. Нарисованы следующие люди:
- Получилось, что все фигуры, даже цветок, больше лошади. Как ты думаешь, о чем эта информация? - Вероятно, я себя недостаточно ценю. - Да, вероятно, это так. Чем больше размер фигуры, тем больше значение этого человека в твоей жизни. А еще ты не нарисовала своего родного отца. - Пусть он будет малиновым кружком. Рисует.
- Что лошадка получает от цветка? - Она любуется им. - А что лошадка получает от горы? - Лошадка может бегать по горе. - От кошечки? - Тепло. - Уточни, пожалуйста, как может лошадка получить тепло от кошечки? - Кошечка может кататься на ней. - Что лошадка получает от кубика? - Она может забраться на него, если это лошадка цирковая. - А эта лошадка цирковая? - Бывает иногда цирковой, но она этого не любит. - Какие особенности у цирковой лошадки? - Она делает все по команде. Когда я была маленькая, садилась дедушке на шею, говорила, что он всю жизнь будет таскать меня на шее. Видимо, мне до сих пор этого хочется. - Что лошадка получает от лисички? - Они вместе играют. - Что лошадка получает от кактуса? - Ничего, об него уколоться можно. - Что лошадка получает от большого оранжевого сердца? - Любовь. - А как можно получить от сердца любовь, оно так далеко от лошадки. - Зато оно большое. И у лошадки тоже есть сердце, они бьются в такт. - Что лошадка получает от вопросительного знака? - Ничего, одни вопросы. Если бы это было возможно, я бы его еще дальше от лошадки нарисовала. Вы говорили, что чем больше размер фигуры, тем больше значение этого человека в моей жизни. Получается, что я еще не завершила с ним отношения до конца. - Получается, что так. А от кружка что лошадка получает? - От кружка ничего, хочется сказать: «вот если бы кружок был солнышком» - Ты можешь превратить его в солнышко. Добавляет малиновому кружку лучи и желтый цвет. - Теперь лошадка получает лучи света и тепла, но, они такие далекие. - Давай теперь наоборот посмотрим, что каждый персонаж получает от лошадки. Что цветок получает? - Лошадка может принести ему воду, она заботится о нем. - Что солнышко получает от лошадки? - Хорошее настроение. Солнышко смотрит на скачущую лошадку и радуется. - Гора что получает от лошадки? - Гора не может сама двигаться, если ей что – то необходимо, лошадка приносит или делает для горы. - Например, что? - Если снег на горе начинает таять, лошадка может сделать желобок, чтобы гору не затопило. - И что, желобок, который сделает лошадка, может решить проблему? Мне кажется, лошадка немного преувеличивает свою значимость. - Ну что лошадка может сделать, она может только бегать по горе. - И что тогда получит от лошадки гора, если лошадка будет просто бегать по ней. - Лошадка будет гору утрамбовывать, вместе с ветром. - А горе это надо? - Наверное, не очень. - Что кошечка получает от лошадки? - Приключение. Она катается на лошадке. - Что кубик получает от лошадки? - Не знаю. - Когда лошадка залезает на кубик, что он чувствует? - Он гордится, что он мощный и лошадка может им пользоваться. - Что лисичка получает от лошадки? - Хорошее настроение. - Кактус? - Он, как и розочка, мог бы получать от лошадки воду, но она его боится. - Чего боится? - Его колючек. - У розы тоже есть колючки, но лошадку это не пугает. - У розы меньше колючек и она красивая. - Значит, кактус ничего не получает? - Выходит, что так. - Что сердце получает от лошадки? - Любовь, заботу, хорошее настроение. - А кому принадлежит это сердце, оно вне живого существа находится? - Я хотела нарисовать медведя, но решила, что не сумею, и пошла более простым путем, нарисовала просто сердце, принадлежащее медведю. - А если бы медведь был на рисунке, в каких отношениях они бы были с лошадью? - Они были бы друзья. - А что бы медведь получал от лошади? - Все, что он хочет. - Например. - Они бы вместе ходили есть ягоды. - А что бы лошадь получала от медведя? - Внимание, заботу. - Какое внимание и заботу? Что бы он делал? - Он стал бы приносить ей ягодки, гулять по лесу. - То есть, их объединяет любовь к ягодкам и лесу? - Да. - А медведь не может съесть лошадь? - Нет, лошадь большая. Медведь не любит лошадей, он любит ягодки. - Мне эта история напоминает дружбу тигра Амура и козла Тимура. Тигр не трогал козла, потому что его в зоопарке хорошо кормили, кормили тем, что он любит. Когда козел повел себя не так, как хотелось тигру, что с ним случилось? - Нет, этот медведь добрый. - Может он и добрый, но медведи едят лошадей, только лошадка не хочет об этом думать. А что мешает соединиться сердцу и лошадке? Они расположены так далеко друг от друга. - Ничего не мешает. Просто я разместила фигуры так: в начале - семья, а потом - не семья. - Кто для тебя важнее – твой мужчина или семья? - Конечно, семья. - Судя по рисунку, ты все еще не отделена от семьи. Что вопросительный знак получает от лошадки? - Ничего не получает - Что хочет лошадка? Чего ей не хватает? - Поляны с цветами, где она могла бы резвиться. - Ты можешь нарисовать ей эту поляну, если хочешь. Рисует. - Сейчас, рисуя поляну, ты делаешь очень важную вещь. Ты даешь символическую поддержку не только себе, но и всем, кого ты нарисовала, так как все, что находится под фигурами, их поддерживает.… Покажи, что получилось. Много цветочков, похожих на маму. - Мама – розочка, а это просто полевые цветочки. - Чем отличаются полевые цветы от розочки? - Они проще, зато не колются. - Кто в твоей жизни ассоциируется с цветами? - Друзья и знакомые. - А еще ты добавила озеро, по цвету похожее на куб – дедушку. Что могла бы лошадка получать от озера? - О, очень много. Она могла бы купаться в нем, пить из него, любоваться им. - А озеро что получало бы от лошадки? - Радость от собственной нужности, как и куб. - Кто в твоей жизни ассоциируется с озером? - Сейчас у меня нет такого человека. Очень бы хотелось, чтобы в моей жизни был такой мужчина. - Что ты узнала о себе из рисунка и нашего обсуждения? - Что я все еще завишу от родителей, мне хочется их внимания и поддержки, и я стараюсь это получить, угадывая и исполняя их желания. Но, все равно не получаю…Себя недостаточно ценю и родного папу тоже. Вот, забыла его нарисовать. А ведь он, действительно, как и солнце, просто радуется тому, что я есть и ничего от меня не требует. А мне запрещено его любить, запрещено мамой и отчимом. Мама – красивая, но недоступная. Подойдешь ближе – уколешься. Мой прежний мужчина все еще играет значительную роль в моей жизни. И знаете, что я еще подумала… Я подумала, что стараюсь не замечать агрессии моего нового мужчины, хотя было много примеров, когда он ее проявлял. Наверное, поэтому я и нарисовала сердце, а не медведя. Очень хочется саму себя убедить, что все хорошо. В семье этой девушки перепутаны роли. Она заботится о маме, отчиме, бабушке - так, как будто она «большая и главная», лишая себя детского состояния беззаботности и защищенности. Это видно из следующих слов клиентки:
Поэтому и обратилась девушка - «лошадка» к психологу, что устала «быть мамой для всех». Заболела спина, да так, что она и ходить могла с большим трудом, заглушая боль пачками лекарств. Ее внешние ресурсы – безусловно принимающий ее родной отец, которого запрещено любить, дедушка, друзья и знакомые, изображенные в виде цветов. Ну, а с внутренними ресурсами мы будем разбираться в следующий раз. Другие примеры работы с рисунком: Другие возможности работы с рисунком Я леплю из пластилина… Болезнь как проявление эмоциональной зависимости. Работа с рисунком. Работа с бесплодием с помощью рисунка.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|