Короля играет свита: взаимодействие с нарциссической личностью. Часть 2.1

Прибегать к диссимуляции - это значит делать вид, что вы не имеете того, что у вас есть. Симулировать - это значит делать вид, что у вас есть то, чего вы не имеете.

Жан Бодрийяр

Из всех вообще безнравственных отношений — отно­шение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Половина зла в мире происходит из-за людей, которые хотят чувствовать себя важными. Навредить они не хотят, но приносимый ими вред в действительности их не волнует. Они или не замечают, или оправдывают его, потому что поглощены бесконечной борьбой за то, чтобы думать о себе хорошо.

Томас Элиот

Нарциссизм является одним из этапов личностного развития.  Дети проходят через стадию, когда представление о своей грандиозности и всемогуществе - нормально. Вместе с тем, в зависимости от первичного симбиоза (ключевыми являются бессознательные «программы» матери или же первичного ближайшего окружения, интериоризируемые ребенком), нарциссизм может приобретать зловещие черты, становясь дезадаптирующим и блокирующим развивающееся «Я» личности,  впоследствии наносящий травмы и увечья тем, кто оказался рядом.

Итак, когда и в каком месте   мы может различить тот торжественный звук, подаваемый фанфарой и возвещающий о развитии нездорового нарциссизма? Какова же почва, климат и условия, которые дадут возможность вырасти нарциссу?  Что же является подоплекой в развитии нарциссизма, каковы факторы и механизмы его появления?

В развитии нарциссизма участвуют макросоциальные и микросоциальные факторы, которые состоят в отношениях зависимости. В качестве макросоциальных факторов выступают особенности современного общества, в котором значительна доминанта нарциссизма. Современные родители уделяют детям меньше времени, чем ранее. Нарциссичная социокультурная реальность усложняет современное родительство. Родители вынуждены постоянно лавировать между временем, энергией, отдаваемым ребенку, и временем и энергией, которые отводятся работе, повышению статуса, развитию себя.

Сегодняшние родители, вынужденные много работать, в том числе и над собственным имиджем, часто не в состоянии дать, начиная уже с очень раннего периода развития своего ребенка, необходимую эмоциональную поддержку и достаточное количество положительных эмоциональных реакций.

Ребенку необходим положительный эмоциональный контакт с людьми, и, прежде всего, с теми, кто входит в его микросоциум. При наличии положительного отношения к ребенку, заботы об удовлетворении его биологических потребностей, эмоциональная сторона взаимоотношений часто выпадает. Положительный эмоциональный контакт лимитируется родителями не сознательно, а в силу того, что родители загружены работой, заботами и другими проблемами. Какое-то время они, конечно, для контакта с ребенком находят, но оно часто несоразмерно его потребностям. Так происходит замедление развития, которое касается формирования идентичности ребенка.

Воспитание, которое приводит к нарциссизму, имеет определенную специфику. Нарциссы растут в семьях с характерными моделями воспитания. Если сам родитель - обладатель нарциссических особенностей,  то одни дети, выкроенные по родительским «лекалам», становятся точной копией своих нарциссических родителей, другие - втягиваются в отношения, требующие пожертвовать своим Self.

Грандиозность, всемогущество, обостренная чувствительность к стыду и отсутствие границ в межличностных отношениях - все это характерно ребенку. Каждый человек должен по мере роста эту стадию перерасти, в этом ему необходима помощь родителей. Их помощь состоит в том, что они проявляют терпение и любят ребенка, соблюдают границы, которые еще не видны ребенку.

Соблюдение границ чрезвычайно важно, чтобы ребенок мог узнать, кто он на самом деле и кем он может быть. Соблюдение границ -  необходимое условие возможности справляться со стыдом и контролировать импульсы ярости, тем самым родители обучают ребенка жить в одном мире с другими людьми.

Одним из условий построения эффективных взаимоотношений с окружающими является осознание того, что свобода любого человека имеет имеет границы, она заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Необходимый нарциссизм позволяет человеку себя не забывать, но и других не ущемлять. Обязательным является родительское умение  говорить «нет». Запрет должен быть непоколебимым, и никакими истерическими требованими ребенок не должен добиваться того, что запрещается. Если же родители не в состоянии соблюдать границы, человек «застряет» на стадии детского нарциссизма. Результат родительских ограничений детского нарциссизма -  интериоризированная система ценностей. Если родители не ставят барьеры, то вместо точной оценки индивидуальных сил и возможностей присутствует поза экстраважности, совершенно не связанной  с истинными достижениями и успехами ребенка.

Короля играет свита взаимодействие с нарциссической личностью Часть 2 1

Для благополучного развития ребенка родители должны осознавать, что стоит за проявлениями его эгоцентризма, колебаниями настроения, яростью и сопротивлением. Задача родителя - сформировать здоровое автономное Self. Чтобы успешно выполнить эту задачу, у родителей должно быть выработано реалистичное отношение как к самим себе, так и к ребенку. Нарциссичные родители, в свое время сами ставшие жертвами нарциссичных програм своих родителей,  склонны к воспроизводству нарциссичных клонов.

Зачатки нарциссизма закладываются в тех случаях, когда родители не способны правильно оценить реакции и не способны понять ребенка. Эмпатический недостаток родителей приводит к тому, что у ребенка формируется их идеализированный образ. Идеализация оторвана от реальности и не имеет границ. Возможно развитие "нарциссического расширения" со стремлением, опираясь на социальный статус родителей, сохранить самооценку, перенимая что-то из родительской жизни. Родители, которые чрезмерно "финансируют" такое расширение, воспитывают у детей чувство, что любовь - это оплата нужного им самим ролевого поведения ребенка. Для нормального развития ребенка необходим баланс между «балованием» и ограничением детского всевластия. Вседозволенность ребенка должна ограничиваться реальностью и пониманием границ своих возможностей.

Важно, чтобы родители могли держать в узде проявления «необходимого нарциссизма» ребенка, не создавать бездну между своими ожиданиями, представлениями и действительностью. Лица,  с нарцисстическими особенностями по отношению к своим детям, выходят за рамки необходимого нарциссизма. В частности, это проявляется в том, что такие родители постоянно говорят о редких способностях, талантах и достижениях своих детей. Частой воспитательной стратегией нарцисстичных родителей является стратегия "кумира семьи". Детей делают носителями определенных ролей, выполняющих заданные им функции (быть лидерами, занимать только первое место во всем, в чем они принимают участие, не отвлекаясь на игры, развлечения и др.). Если ребенок нарциссичных родителей начинает заниматься тем, что просто ему нравится, их могут не одобрять, или же одобрять при условии, что их занятия дадут возможность занять передовые позиции и повысят престиж.

Нарциссизм может развиваться как при потакании детям, так и при игнорировании их. Потакание детям способствует возникновению у последних "комплекса Бога". В тоже время игнорирование ребенка способно по механизмам компенсаторных чувств и мыслей вызывать развитие желания величия вопреки ситуации, когда ребёнок не получает никогда родительских похвал.

Формирующим нарциссические особенности личности, является "престижное воспитание". Ребенок в таком случает становится «витриной», которая сообщает окружающим о благополучии, успехе, известности семьи. В таких семьях родительское внимание приковано к тому, чтобы ребенок был на высоте, умел показывать себя с наилучшей стороны; особенно когда ребенок попадает в поле зрения знакомых и друзей. Ребенок обязан быть безупречным, показывать глубокую эрудицию в какой-то области и отвечать на специализированные вопросы.

Для нарциссичный родителей гиперважна способность ребенка удивлять, поражать и приводить в восторг окружающих своей смышленностью, умом, красотой, умениями. Ребенок это чувствует и усваивает значение умения произвести впечатление. Ребенок также усваивает и неуверенность в отношении к себе родителей. Он не знает, любят его родители или нет. Любовь нарциссичных родителей стянута к впечатлениям, которое ребенок производит на окружающих. В этом случае безусловная любовь к ребенку отсутствует, ребенок чувствует, что его любят за успехи и достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарциссичные родители склонны прививать ребенку не естественную его возрасту гиперответственность. Родители сообщают ребенку о его "особости" и не позволяют вести себя так, как остальные сверстники: "Ты не такой как все, поэтому и вести себя должен соответственно своей уникальности". Ребенок несет бремя ответственности - соответствовать родителям и подтверждать их имидж. Формируется «псевдовзрослость», такие дети, в угоду нарциссичному неуемному аппетиту своих родителей, вынуждены «перепрыгивать» через свое детство. Детское поведение нарциссичными родителями не одобряется, что заставляет ребенка вести себя как «взрослые».

Сегодня популярны всевозможные шоу с участием детей, в которых отчетливо проявляется нарциссичный компонет. Участники подобных шоу поражают своими не по годам развитыми качествами. Беззащитных детей водружают на сцены, в свете рамп от них ждут эффектых жестов, тысячи умиленных  взглядов, направленных на несчастную жертву, обещают любовь и особое положение.

Если у ребенка есть определенные задатки, внимательные родители, конечно, должны  их рассмотреть и способствовать их развитию, готовить ребенка для взрослой жизни, в которой, если он так решит, он будет их развивать уже самостоятельно. Но если у ребенка есть вокальные данные, это еще не значит, что в десять лет ему нужно исполнять "Чуть помедленнее кони". Или рассуждать на темы, ответы на которые пока не найдены человечеством в целом.  У детей существуют свои радости: долгожданные летние каникулы, подарки от деда мороза, аттракционы, игры с домашними питомцами и пр.

Ситуации, когда дети преждевременно утрачивают  непосредственность, тревожны. Л.С.Выготский указывал, что причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. В зрелом возрасте все это сильно дифференцируется. Детям, растущим в семьях, где приматом их развития становится удовлетворение родительского нарциссизма, шансов оставаться непосредственными слишком мало. Природная внутренняя правда уступает перед внешней ложной позой.  Когда естественные детские радости заменяются нарциссическими преследованиями, утрачивается способность быть живым и создается опасность того, что радость может быть испытана только в случае, если цветок сорван и стоит в твоем доме, на твоем столе, в твоей вазе, цветы в садах не радуют.  Такие дети часто удивительно-восхитительны и очаровательны,  но для них в значительной мере характерен неразрешенный инфантильный нарциссизм, и они истошно нуждаются в том, чтобы кем-то управлять - дабы подкрепить свою самооценку. Дети-философы, рассуждающие совсем не на детские темы, приводят особо не задумывающихся взрослых в восторг, но темы не по годам должны стать предметом наблюдения для взрослых.  Главный вопрос - откуда такие мысли в детской голове? Но посторонние, безразличные к таким детям, проявляют восторг так необходимый нарциссичным родителям, которые вместо того, чтобы с вниманием относиться к "философствованию" детей, ожидают от них все новых, и новых эффектных перлов,  сражающих всех наповал. Ребенок идет в жизнь с лозунгом: "Использовать и быть использованным!".

Ребенок не может быть всегда первым, рано или поздно он терпит фиаско, которое начинает тщательно прятать (феномен "горькой конфеты"). Он учится обману, душа уже "закрыта". Так формируется фальшивое Self, кажущееся более компетентным , чем есть на самом деле. Другими словами, дети становятся такими, какими они нужны родителям, а не такими, какие есть на самом деле. Их самооценка зависит от признания других, однако наряду с сильной зависимостью от других, необходимостью быть все время в компании восхищающейся свиты, они боятся близких отношений. Близость опасна, так как угрожает обнаружить их слабости и ложное, невыносимо стыдящеяся Self. Внешне такие дети могут быть очаровательны, но в глубине - у них холод и голод, которые возникли ввиду отсутствия к ним эмпатичной любви.

На развитие нарциссических черт влияют ситуации, связанные с резким характером изменений социального статуса родителей. Если родительская семья, ставящая на кон престижное воспитание, не зависимо от ребенка, утрачивает престиж, ребенок это чувствует, что травмирует его, тогда вырабатывается психологическая защита в виде стремления к созданию имиджа в ущерб всему прочему.

В качестве одного из механизмов возникновения нарциссизма является соблазнение, которое создает почву, дающую ребенку чувствовать себя "особым и уникальным". Если в ранний период детства ребенка обделили необходимым вниманием, то в более поздние периоды развития родители играют с множеством вариаций: например слова, которые выделяют ребенка как особого, противопоставление его другим детям, наделение ребенка характеристиками зрелого человека. Например, мать, доверяет ребенку интимные подробности своей жизни, делает его соучастником и советчиком в этих вопросах. В результате ребенок убежден, что ему все можно, т.к. ему доверяют как взрослому; возникает ощущение "всемогущества", не соответствующее реальности. Ему кажется, что он все знает, во всем разбирается (комплекс «всезнайки»).

В продолжение рассмотрения факторов, способствующих развитию нарциссизма, отдельно будут рассмотрены роли матери и отца в его формировании.

 



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Перевод статьи "Аналитик, ребенок и родители: Святая троица или ад кромешный?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Зачем родители "душат" своих детей? Причины и следствия
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь