|
Мифы, которые учат жить.Автор статьи: 404
Так уж получается, что историй, придуманных людьми, огромное множество. Существуют мифы и сказания, которые проходят через века и при этом не утрачивают со временем собственной актуальности. А существуют и такие, которые забываются сразу же после их прочтения или просмотра на киноэкране. От чего же некоторые легенды, истории, пьесы и кинофильмы, будто незаменимый фрагмент мозаики, встраиваются в структуру нашего «Я», в то время, когда множество других пролетают мимо? Ответ весьма прост: нам нравятся те истории, чей сюжет содержит информацию о личностном развитии, актуальном для нас в данным момент времени. Если история вызвала у нас яркие эмоции, глубоко укоренилась в памяти и побудила к размышлениям, значит ее сюжет подпитывает процесс становления нашей личности. Именно поэтому у каждого из нас есть свои любимы книги и кинофильмы, к которым мы регулярно возвращаемся и с каждым разом открываем в них для себя что-то новое: то к чему в прошлый раз были еще не готовы. Все сказки и легенды, дошедшие до нас из глубины веков в виде фольклора или же религиозных текстов, несут в себе скрытые коды, настраивающие на развитие личности. Каждая легенда на примере собственного героя показывает нам путь личностного роста, который мы должны пройти для того, чтобы быть более адаптированными в этом мире, более целостными и счастливыми. Для примера возьмем всем известную сказку «Колобок». Эта сказка на протяжении веков передавалась от родителя к ребенку. Уже давно в России практически никто не помнит рецепта колобков, но маленькие дети все также перед сном просят родителей рассказать им эту простую и незамысловатую сказку. А это значит, что сказка учит детей чему-то очень для них важному. История колобка представляет нам историю жизни человека. В начале человек рождается, покидает родительский дом, а после шаг за шагом преодолевает жизненные трудности, метафорически изображенные в сказке в виде встречающихся Колобку животных. Колобок уходит в начале от Зайца, после от Волка и даже от Медведя. С преодолением каждой новой трудности герой сказки становится более опытным, зрелым и уверенным в себе. Но такое положение вещей не может быть бесконечным и на смену зрелости приходит старость – та последняя трудность, преодоление которой неизбежно заканчивается смертью. Старость изображена в сказке в виде хитрой Лисы, в конце концов съедающей Колобка. Люди, помешанные на успехе и обладающие лишь поверхностными психологическими знаниями могут заявить, что такая сказка формирует в ребенке психологию неудачника, поскольку колобок не вышел из сказки абсолютным победителем. Но такой взгляд будет очень поверхностным и недалеким. Если сказка пришла к нам из глубины веков, значит она прошла процесс естественного отбора – значит именно выросшие на ней дети были в жизни более успешные, чем все остальные и имели большую выживаемость. Сказка про Колобка, как правило, интересна детям в возрасте трех-четырех лет. В этом возрасте ребенок еще не задумывается о смерти и считает себя и всех своих близких бессмертными. История Колобка подготавливает ребенка к разрушению этой иллюзии, показывая, что смерть является естественной частью нашего пути. Прося родителей снова и снова прочитать ему эту сказку, ребенок с каждым разом все больше принимает идею смерти главного героя, как нечто естественное, что снижает у него тревогу по поводу смерти себя и своих близких. Как детскому психологу мне часто приходится сталкиваться с проблемой детских травм, которые дети получают уже в школьном возрасте в результате смерти домашних питомцев. Психологическая травма от смерти домашнего животного во многом связана со все той же бессознательной инфантильной верой ребенка в бессмертие и непринятием факта смерти. Такая инфантильность делает ребенка слабым, неспособным к преодолению жизненных трудностей и является формой задержки личностного развития ребенка. Как правило такая задержка является следствием того, что в дошкольные годы родители проявляли чрезмерное стремление уберечь ребенка от тяжелых эмоций и переживаний: не рассказывали ребенку грустных сказок, а уж тем более всеми силами старались обходит по дальше идею смерти. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|