Часто мне за свою практику приходилось слышать от знакомых и даже друзей: «Да ну, зачем мне идти к психологу, я что, сумасшедший что ли?». И вы знаете, они почти правы. Ведь медицинская модель рассматривает клиента как больного человека, как пациента с диагнозом, нуждающегося в лечении или облегчении симптомов. Конечно, есть серьезные психические заболевания, которые необходимо лечить с клиническим психологом, психотерапевтом и даже психиатром. Но как часто, особенно в прошлом, случалось так, что людям ни за что ни про что ставили диагнозы и лечили, как больных, от всяких неврозов и психозов, и это продолжалось достаточно долго. Смею признаться, что и сейчас еще такое можно встретить. На мой взгляд в современном мире, это уже устаревшая модель отношения к личности человека.
Конечно, в истории психологии были новаторы и революционеры, такие известные имена как Альфред Адлер, Густав Юнг, Абрахам Маслоу, Карл Рождерс и многие другие, которые уже тогда, в начале 20 века, имели современный подход в отношении здоровья как к личностному росту человека и постоянному развитию. Юнг и Адлер были единомышленниками Фрейда и уже в то время они осмелились уйти от его теории неврозов и психозов и выдвинули теории, более целенаправленные и более оптимистичные в отношении потенциала людей. Адлер видел себя больше теоретиком педагогики личности,считая, что каждый человек развивает уникальный подход к жизни, формирующий его цели, ценности, привычки и побудительные мотивы. Он считал, что счастье возникает из чувства значимости и чувства социальной принадлежности, а не просто из личностных устремлений и желаний. Адлер видел в каждом человеке художника и создателя своей жизни. Он часто увлекал своих клиентов в постановку целей, планированию жизни и придумыванию своего будущего. Юнг тоже верил в силу социальной принадлежности и систему отношений.Так же, как и в ориентацию на будущее. Он был убежден, что мы создаем свое будущее через видение и целенаправленную жизнь. Юнг вдохновлял своих клиентов на сознательное отношение к своей жизни, реализацию своих природных дарований и талантов, на движение к самоиндивидуации и целенаправленной жизни. В теории подхода к жизни, Юнг также подчеркивали духовность и систему ценностей. То есть продвижение вперед и развитие «Духовного Я». Также на психотерапию повлияла теория Маслоу, которая позволила увидеть в клиенте личность, обладающую большим потенциалом с широкими возможностями, а не патологического невротика. Маслоу изучал здоровые личности, которых он назвал самореализаторами. Он исследовал, опрашивал и наблюдал за теми, кто жил с чувством жизненной силы и целеустремленности. Людей, которые постоянно искали возможности для своего психологического роста, которые реализовали большую часть своего человеческого потенциала. Маслоу достиг впечатляющих результатов, опираясь на идею личностного роста, который необходим для здоровой личности. А Карл Роджерс, основатель клиенториентированной психотерапии, определял консультирование и психотерапию как отношения, в которых клиент способен изменяться и развиваться в созданном клиницистом психотерапевтическом альянсе.Этот альянс возникает в безопасном конфиденциальном пространстве, дающем клиенту, как сам Рождерс назвал, «позитивную безусловную связь». Мысли всех этих замечательных ученых были прорывом в исторической перспективе для нового подхода к человеческому здоровью и к личности в целом. А работы Милтона Эриксона, отца гипноза в Америке, послужили основой для современных методов коучинга.Милтон Эриксон был уникальным психиатром и верил во внутренние способности личности к достижению благополучия при условии устранения причины болезни. Эриксон часто за несколько сеансов получал результаты, казавшиеся чудом. Его подход даже называли термином «необычная психотерапия» А вот ученики Эриксона, Брэндер и Гриндер, развили этот подход, получивший название «нейролингвистическое программирование» (НЛП).Эта система фокусируется на достижении клиентом результата при мощном использовании психотерапевтом разговора в виде вопросов-ответов для достижения трансформации и изменений. Этот небольшой экскурс в историю психологии показывает нам то, что уже в двадцатом веке были люди, великие ученые, которые уже закладывали сегодняшний новый инновационный подход к личности человека и здоровью. Сегодня перед нами, специалистами с современным мышлением, стоит основная задача: когда вы приходите в наше пространство, раскрыть вам самих себя, открыть для вас вашу миссию, богатый потенциал, заложенный в вас, познать ваши ценности и осознать мотивационные механизмы, которые будут помогать вам двигаться вперед, самореализовываться, идти по пути своего личностного роста. И пришло время стать смелее, находить таких специалистов, обращаться к ним. Хватит холить и лелеять свои болезни, хватит выписывать свои недуги, хватит читать медицинские и психологические энциклопедии и находить все существующие и несуществующие болезни в самих себе. Пришла пора переключаться на свои дарования, раскрывать их, узнавать, дарить их людям. Настало время окружать себя людьми, не которые вас постоянно критикуют, а если и критикуют, то только конструктивно. А теми, кто вас поддерживает, видит в вас уникальных личностей. Пришла пора создавать эту новую культуру. Давайте этому учиться. И что интересно, вам не нужно что-то выдумывать, изобретать велосипед. У специалистов таких, как коучи, существует выверенная формула как вас выводить к вашему потенциалу, вашему будущему, открывать ваши лучшие стороны, двигаться вперед, живя в радости и гармонии, балансе со всей своей жизнью, с самим собой, в первую очередь, и со всеми окружающими людьми. Вспомните сами, насколько нам приятнее услышать не заезжанное и унижающее «Ой, опять у тебя ничего не получилось», а: «О, у тебя сегодня получилось намного лучше, чем вчера. Так завтра будет еще лучше.» Как вы думаете пришла ли пора научиться грамотно и мудро друг друга поддерживать? Научиться задавать друг другу мотивирующие и вдохновляющие вопросы? Видеть свои таланты и таланты своих детей? Отказаться от страха критики и подготовиться на пути к своему будущему? Находить современных инновационных наставников и учителей? Видеть свои возможности, а не ограничения? Учиться, а не лечиться?
Лейла Мамедова, практикующий психолог и коуч, Главный редактор журнала «Свободная Горожанка»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.