|
6 уловок манипуляторов в салонах красотыАвтор статьи: Кристина Вячеславовна Гореликова
Манипуляции в сфере услуг – явление, которое набирает внушительные обороты. С помощью нехитрых психологических приемов доверчивые граждане оказываются не только без денег, но и в кредитной кабале. Алену пригласили на бесплатную процедуру для омоложения лица. Она пришла за подарком, а вышла обескураженная с кредитом на 2 года на 100 тысяч. Поддавшись сиюминутному импульсу под влиянием персонала, девушка только потом осознала печальные последствия этого мероприятия. Ей ведь не по карману навязанные услуги. Такие расходы - сильный удар по бюджету. О летнем путешествии, о котором девушка давно мечтала, придется забыть. Какие уловки используют манипуляторы? Уловка № 1. Эта услуга для Вас бесплатна! Мы дарим Вам подарок! Что же запускает действие этой уловки? Подарки воспринимаются как знаки внимания, любви, заботы. Человек, которому что-то дарят, чувствует свою нужность, важность, значимость. Вспомните, что вы чувствовали, когда в детстве получали подарки. Отголоски этих приятных ощущений живут в нас и во взрослом возрасте. Только в отличие от ребенка, взрослому свойственно задумываться: а почему вдруг бесплатно? Уловка № 2. Успей сейчас! Это твой шанс, которого завтра может не быть! Манипулятор создает такие условия, чтобы у потенциальной жертвы не оставалось времени на раздумья. В расчет берется свойственная некоторым людям импульсивность, азарт, впечатлительность, эмоциональная зависимость. Срабатывает так называемый «синдром упущенной выгоды». Уловка № 3. У вас все плохо! Вы же стареете! У Вас морщины и это просто катастрофические проблемы! Вам срочно нужны эти процедуры! Действие этой уловки запускает целый комплекс переживаний, связанных с принятием/непринятием возрастных изменений. Одной женщине легко дается признание того, что ей не 18. И теряя былую гладкость кожи, она приобретает что-то намного большее и ценное: различные знания, умения, мудрость. А у другой процесс принятия преодолевает множество помех. Это связано с тем, насколько удовлетворены потребности и решены актуальные задачи предшествующих возрастных периодов. Уловка № 4. Разве Вы не можете себе позволить быть красивой, любить себя, заботиться о себе!? За этой манипуляцией также стоит комплекс актуальных потребностей. Женщина хочет быть привлекательной для других, ищет внимания и одобрения. К тому же модные журналы пестрят глянцевыми картинками с красивыми заголовками: «Полюби себя!», «Сделай что-то для себя!». И манипулятор использует незатейливый психологический прием: тонко подводит все эти потребности и желания к своему предложению: любовь к себе = косметологическая процедура, забота о себе = ежедневные походы в салоны, красота и привлекательность = отсутствие морщин. Плюс позитивное подкрепление этой связи: улыбки, заботливое внимание, чашка чаю с вкусненьким десертом. Уловка № 5. Раз мы уже начали процедуры, значит нужно продолжить! Психика так устроена, что незавершенные дела создают напряжение. И человек стремиться их закончить. Это в науке называется эффектом незавершенного действия. Знание об этом и использует манипулятор. Он создает условия, в которых человек будет стремиться закончить курс процедур, достичь обещанного результата. Уловка № 6. Отказывать нехорошо! Мы для вас уже много сделали, значит вы должны для нас тоже что-то сделать. Неумение говорить «Нет!» делает человека легкой добычей манипуляторов. Чаще всего эту уловку запускают определенные убеждения человека, которые начинаются со слов: «Я должен/должна…». Быть хорошим, удобным, добрым, щедрым, великодушным… Должен всем помогать. На всё откликаться. Чтобы обо мне не подумали, что я плохой, жадный, бессовестный. Такие убеждения создают чувство вины. Люди так описывают свои переживания: - Вроде и понимаю, что не должен и не виноват, но в то же время в воздухе висит какое-то давление. Дискомфорт, напряжение. Как будто чтобы вернуть себе свободу, я должен что-то сделать… Бывает и так, что за соглашательством стоит отсутствие навыка говорить «Нет!». 5 правил противодействия манипулятору Правило № 1. Понаблюдайте, что держит вас на удочках манипуляторов. Это могут быть неудовлетворенные потребности, страхи, убеждения, звучащие как долженствования. Правило № 2. Научитесь понимать свои потребности и находить разные способы их удовлетворения. Какие ваши настоящие желания? Их исполнение приведет к удовлетворению потребностей. Наметьте свои цели и расставьте приоритеты. Отсутствие своих целей и приоритетов – благоприятная почва для насаждения чужих. Правило № 3. Говорите манипуляторам твердое «Нет!». Смело отказывайте, несмотря на противоречивые чувства вины, обескураженности, стыда, растерянности, дискомфорта, напряжения. Поэкспериментируйте. Попробуйте не вестись на поводу у этих неприятных эмоций. Помните: чувство вины - это не руководство к действию. И тогда вы поймете, что дискомфорт можно пережить. И сохранить финансы, силы, время и нервы. Подробнее об этом можно узнать в моей статье: https://www.psyoffice.ru/article/83081/. Правило № 4. Если сразу сказать «Нет!» для Вас пока непросто, можно воспользоваться еще одним приемом. В любой непонятной, сомнительной, дискомфортной для Вас ситуации берите паузу: «Я подумаю над этим», «Не сейчас», «Потом перезвоню». В это время вы сможете спокойно проанализировать происходящее. Вы вправе самостоятельно решать, какие услуги вам действительно нужны, а от каких предпочитаете отказаться. Правило № 5. Обратитесь за советом и помощью к близкому человеку. Если есть сомнения в услуге или другом предложении, объективное мнение не помешает. Стеснение и неловкость здесь лучше оставить в стороне. На уловки манипулятора может попасться каждый. Нет ничего постыдного в том, что вы расскажете о происходящем членам семьи, другу, психологу. Хотите развить уверенность в себе? Запишитесь на консультацию психолога. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|