"Начало жизни: варианты»

Каждый раз перед написанием статьи я размышляю над ее названием. Данное творение не стало исключением. На этот раз мое внимание привлекает словосочетание «начало жизни». Что мы считаем началом жизни? Детство? Ведь  именно в эту пору, весну жизни, закладываются важные черты характера, формируются привычки и способы поведения, которые влияют на судьбу человека. Рождение? Именно с этого момента отсчитывается наш биологический возраст. Зачатие и беременность? Ведь наследственность в целом и здоровье в частности играют далеко не последнюю роль в нашей жизни. А может быть, начало – это момент создания родительской семьи? Или начало создания рода? Есть такое понятие «родовой сценарий».

Возьму на себя смелость и объявлю началом жизни внутриутробное и раннее развитие. Давайте разберемся, как влияет на жизнь человека мотивация родителей «завести» детей и как отражаются на нашей судьбе первые месяцы жизни.

Говоря о намерении родителей продолжить свой род, очень важно иметь в виду такое понятие как мотивация беременности. Часто приходится слышать от людей такие истории:

- Моя мама узнала о беременности случайно и слишком поздно. Пришлось рожать...

- У моей мамы были определенные проблемы со здоровьем, это был шанс: либо сейчас либо никогда…

- Моя мама пыталась сохранить семью, но отец все равно ушел, я никогда его не видела…

- Мои родители ждали мальчика, я не оправдала их надежды…

Это лишь малая часть начал историй с печальным продолжением. В большинстве этих историй ребенка с самого начала нагружают ожиданиями, с которыми ему придется справляться всю жизнь. Например, ребенок, который должен был стать цементом семейного счастья, не оправдает материнской надежды, и всю жизнь будет жить с чувством вины. Неосознанным. И возникать оно будет всегда, в любой ситуации: подвел друга, ребенок разбил коленку, мама болеет, кто-то недостаточно счастлив, доволен и т. д. Человек как бы становится центром вселенной, и все беды происходят именно из-за него.

Часто дети появляются на свет, чтобы мама чувствовала себя кому-то нужной, чтобы было кому стакан воды в старости подать, потому что мама хотела отомстить или наоборот привязать мужчину к себе, улучшить материальное или душевное состояние, потому что возраст и т. д. Гораздо реже дети появляются на свет, потому что родители любят друг друга и хотят иметь общего ребенка, хотят любить и заботиться о нем. Совсем разные начала жизненных историй, не так ли?

История с зачатием имеет свое продолжение в течение беременности. Как будет вести себя мама во время беременности, если факт зачатия, например, является чем-то постыдным в ее семье? Маловероятно, что она будет счастлива. Скорее всего, она будет подавлена и будет скрывать факт беременности от окружающих.   Такой тип беременности называют тревожным. Обычно он возникает у женщин при острых или хронических заболеваниях, дисгармоничных отношениях в семье, неудовлетворительных материально-бытовых условиях. Став матерями, такие женщины не уверены в своих силах, всячески опекают своих детей. Естественно, что дети, находясь в таком тревожном мамином фоне, так же начинают тревожиться. Отсюда неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи, слабые волевые качества, плаксивость, боязнь нового или наоборот повышенная агрессивность и т. д.

При депрессивном типе беременности женщина переживает изменения тела как уродующие ее, боится потери мужа, потери ребенка, смерти во время родов и т. д. Настроение ее подавлено. Так как мать и дитя составляют одно целое, то можно только догадываться, что испытывает ребенок в такие моменты. Если взрослая женщина боится умереть, то, что должен чувствовать малыш??? Кто или что будет ему опорой?

Эйфорический тип беременности напротив окрашивает беременность  в слишком яркие краски, когда любовь к ребенку носит чрезмерный характер. Фокус внимания в семейной жизни целиком и полностью смещается с супружеских отношений на детско-родительские. И вся семейная жизнь выстраивается только вокруг беременности. Часто такой тип беременности возникает, когда пара долго ждет ребенка. В этом случае еще не родившегося малыша перегружают ожиданиями. Скорее всего, он будет ответственен за счастье семьи в целом или станет смыслом жизни для мамы. Знакомо?

Есть игнорирующий тип беременности, когда женщина в силу окружающих обстоятельств как будто не замечает беременности и совсем не меняет свою жизнь. Она ходит на дискотеки, занимается спортом, работает до последнего. У таких мам как будто не хватает времени заниматься своей беременностью.

Беременности разные, но есть в них нечто общее. Во всех этих случаях женщины делают одно и то же: не обращают внимания, вернее не видят ребенка таким, какой он есть, не замечают, а, следовательно, не удовлетворяют потребностей ребенка.  Либо игнорируют его особенности, либо идеализируют их, либо просто не в состоянии их заметить. Плохая новость заключается в том, что после рождения ситуация не меняется. Трудно заметить особенности ребенка вдруг. Например, если женщина идеализировала своего ребенка во время беременности, думала, что он будет послушным, умным, розовощеким малышом, то ей будет очень трудно смириться с тем, что это не так.  А ребенок в свою очередь будет отстаивать свое право быть собой беспокойным поведением, диатезом, игнорировать развивающие игрушки и т. д. Со временем это становится похожим на войну. Девиз одной из сторон: «Будь таким, каким я хочу!», и девиз другой «Ни за что! Дай мне право быть собой!»

Конечно, есть тип беременности, при котором ребенок желаем, замечаем даже в животе, когда оба супруга хотят ребенка. И основанием для такой беременности служат зрелые, достаточно близкие и теплые отношения между супругами. Когда ребенок не является средством достижения, влияния и т. д. 

Такая долгая предыстория о беременности нужна для того, чтобы продемонстрировать, как же будут развиваться отношения между мамой и ребенком в дальнейшем. Потому что тип беременности чаще всего предопределяет стиль отношений в диаде «мать-дитя». А это уже в свою очередь закладывает модель поведения человека на всю оставшуюся жизнь с окружающим миром.

Когда ребенок появляется на свет, задача родителей научить его жить в этом большом и непостоянном мире. Как это сделать? И просто и сложно одновременно. Слышать и видеть своего ребенка, понимать, в чем он нуждается.

В чем нуждается новорожденный малыш? Конечно, в безопасности. Где ее взять? Это чувство дает, конечно же, мама. Как? Через кормление, тепло (физическое и эмоциональное), постоянство и присутствие. Без кормления ребенок не выживет физически. Без тепла тоже. Самым важным здесь является эмоциональное тепло. Мы называем это любовью, когда при взгляде на ребенка что-то теплое разливается в груди, и все желания малыша становятся понятны с полувзгляда, с полукрика. И мама тут как тут. Делает то, что нужно ее чаду. И тогда ребенок усваивает опыт: что бы он ни делал, ему отвечают заботой, теплом, его понимают, принимают. Его любят. Так формируется чувство безопасности или по-другому базовое доверие к миру.

Что дает ребёнку такая любовь? Силы жить. Жить в уверенности, что мир и люди вокруг просто замечательны! Что даёт доверие во взрослой жизни? Давайте спросим у самих малышей.

«Если у меня сформировано базовое доверие, то, научившись ходить, я с легкостью отрываюсь от мамы (правда, оставляя её в зоне видимости) и пускаюсь исследовать мир на вкус, цвет и прочие ощущения. Тело – вот мой главный инструмент исследования. У меня появляется огромный багаж знаний и опыта: мяч катится, кот мяукает, двери открываются и закрываются, чашка чая горячая и пр. Иногда мир таит в себе опасности и боль, но рядом всегда мама (или другой близкий человек), она пожалеет, успокоит, поцелует. И можно опять пускаться в исследования. Радости и восторгу нет предела! Вот оно счастье!

К трём годам я уже многое умею делать сам (при условии, что у меня сформировано доверие к миру, и мама спокойно, без паники и запретов, отпускала меня в исследовательские экспедиции). Я спешу заявить об этом миру: «Я сам!». И сапоги на разные ноги надену, и гвозди помогу папе забить, и компьютер включу, и много еще, чего могу сам! Это ли не счастье?!

За играми во взрослую жизнь проходит дошкольное детство. В школе как ученик я продолжаю познавать мир. И не только на уроках, но и в мире человеческих отношений (с друзьями, учителями). Как интересно на физкультуре в футбол играть, лучше всех рисовать и быстрее всех решать задачки! Я становлюсь компетентным. Я знаю, что у меня получается, а что не очень. Стараюсь, иногда ищу свои пути (почему бы не списать у соседа?).

Подростковый возраст даёт ответ на вопрос «Кто я?», потому что я действительно немного потерялся. Ведь я уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Я сильно меняюсь и внутренне, и внешне. Меня кидает из стороны в сторону, во всём какое-то противоречие...

Затем самоопределение: какую профессию я выберу? Учеба, любовь, занятие по душе (в народе называемое работой). Пришла пора и для семьи. У меня тоже будут дети, которых я научу доверять миру, буду их любить и отпущу в своё время, как когда-то меня отпустила мама. Я счастлив. И что бы в жизни дальше ни происходило: я знаю, что всё хорошо. Я проживу свою жизнь так, как я хочу!»

Вот примерный сценарий, который закладывает мама для своего ребёнка в момент рождения и спустя несколько месяцев после него. Но есть и другие. Давайте и их коснемся.

Противоположная картина, когда ребенка не научили доверять. Его не берут на руки, не согревают теплом своего тела, кормят ни тогда, когда он голоден, а по часам, не разговаривают с ним или того хуже прикладывают к груди в ярости или холодном безразличии. Часто у мамы бывают перепады настроения: то добрая, то злая. Тогда непонятно, что будет, если в следующий раз заплакать. Словом, никакой стабильности, постоянства и тепла. В такой ситуации опасно. Как можно доверять этому большому миру, если маме довериться невозможно??? Такой человечек вырастет боязливым, неуверенным в себе и окружающих. И мир будет платить ему той же монетой. Вот несколько печальных историй.

«Моя мама меня не хотела»

С самого первого дня я чувствовал, что меня не любят. Когда я родился, обо мне заботились формально (кормили-поили, одевали-обували). Но не давали самого главного – любви и безусловного принятия. Маме трудно: у неё депрессия, ей не до меня. От неё ушёл папа. Или я не оправдал ожиданий родителей: должен был родиться милым молчаливым мальчиком, а родился громкоголосым, беспокойным, да ещё и похожим на нелюбимого родственника. Я не виноват! Я чувствую вашу злость, неприятие, презрение и даже холодность. Мне страшно! Чем я это заслужил? Я злюсь на маму, я даже в ярости. Но не могу показывать. Я замираю и смотрю во все глаза, наблюдаю за мамой.

Когда я вырасту, я буду необщительным, эмоционально и телесно зажатым, у меня будет мой мир, в котором буду спасаться – это мир книг. Люди будут думать, что я очень умный. В школе я удобный, потому что учусь хорошо и никак себя не проявляю. Меня не покидает ощущение, что со мной что-то не так и я не имею права жить. Мне очень страшно. Это животный страх. Чтобы не испытывать эти муки, я разучусь чувствовать. Вообще».

«А моя мама не заботилась обо мне"

Или заботилась, но не так, как мне нужно. Может быть, она была одна, долго болела или даже пила. Словом, у неё не хватало сил на меня. Я чуть не умер, ведь грудь, теплые мамины руки и ласковый голос мне жизненно необходимы! Я очень жду, я хочу этого! И вроде мама рядом, но она не подходит ко мне. Я умираю от нетерпения! И вот она берёт меня на руки, быстро кормит и кладет обратно. Я не хочу! Когда меня возьмут на руки? Это невыносимо! Мама, я не успеваю насладиться тобой. Я вечно голоден. Я одинок и беспомощен.

Мамочка, эти страдания невыносимы! Я откажусь от своих желаний. Я никогда больше ничего не захочу. Мама, я очень тебя люблю, мне нужно твое внимание. Посмотри! Я научился ходить, говорить и делать другие вещи раньше моих сверстников. Я постараюсь быть независимым. Я всё сделаю сам.

К сожалению, когда я вырасту, то стану прилипчивым. Я не смогу жить один, потому что мне страшно и одиноко. Я не смогу заботиться о себе в полной мере. Вся моя жизнь будет сплошным ожиданием заботы, как тогда в детстве. Я не научился просить, я жду, что люди догадаются, чего я хочу. Зато я буду очень заботливым по отношению к другим людям.

Я все время буду искать удовлетворения — в хорошей жизни, безудержной страсти к еде, питью, наркотикам, т.к. стремлюсь воссоздать сладость переживания быть накормленным и успокоенным тобой, мама. Другая моя иллюзия – это обещание найти успокоение в материальной безопасности — вездесущая фантазия о «хорошей жизни». Поэтому мой шкаф ломится от ненужной одежды, у меня самые новые гаджеты, машины и пр. Но мне хочется ещё, ещё и ещё! Я в вечном поиске: бесконечные сексуальные партнеры, съедаемая меня ревность. Но ощущение успокоения, удовлетворения так и не настает! В моей жизни нет места близости и привязанности.

Меня не очень любят люди, потому что я хочу поделиться с ними своими страданиями, а они считают, что я ною».

«А моя мама очень переживала за меня, когда я познавал мир, падая, ударяясь, ограждала меня от «опасностей»

Или думала, что я слишком мал и не справлюсь. Или сердилась на меня за мою активность. Она посадила меня в коляску, дала соску, и мы бесконечно гуляли с ней вдвоем, потому что песок грязный, чужие дети болеют. Я не должен доставлять маме переживаний. Я отказался от своей инициативы в исследовании мира, я понял, что не могу влиять на вещи и события в своей жизни.

Когда я вырасту, то стану безынициативным, зависимым от мнения окружающих людей. Меня будут называть «хамелеоном», т.к. сумею подстроиться под любую ситуацию. Я очень чувствителен к проявлению чужих эмоций, особенно злости, которую всегда принимаю на свой счет. В семейной жизни я буду ответственным за семейную боль, как тогда в детстве. Меня мучает постоянное чувство вины, которое лишает меня инициативы, и я жду, что кто-то сделает всё за меня.

Я несу непомерную ответственность за состояние других людей. Её ещё называют «всемогущей ответственностью». Но так невозможно жить, постоянно заботясь только об окружающих (о себе всё-таки иногда приходится думать), вечным спутником становится чувство вины, особенно в минуты расслабления, отдыха, ощущения себя здоровым и счастливым.

Я не могу жить без других людей, потому что без них я ничто, меня как будто нет. И нет счастья».

Так по-разному складываются детские, а затем и взрослые судьбы. Где конкретно тот поворот не туда, сказать трудно. Но как бы банально это ни звучало, счастливое начало чужой жизни начинается с любви к себе. Только счастливая мама будут рада своей беременности, преодолеет любые (финансовые, физические, эмоциональные) трудности, будет способна защищать своего ребенка, что бы не случилось, и, самое главное, доверять ему. Доверять прожить жизнь по своему усмотрению. Это дает возможность  человеку прожить её в любви. Ведь это самое важное в жизни. Любите себя, своих детей и близких!

 

 



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда у меня будет ребенок...
  • Потому что мама меня никогда не любила: три шага к изменению
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Ты все еще будешь любить меня, когда мне будет 64? Франс М.
  • Мама, посмотри на меня! Мама, не смотри на меня!
  • Когда мама умирает, или декретный по факту беременности.
  • Моя мама не хочет меня, но я хочу жить.
  • Я жду, когда в меня поверит мама
  • Мама, меня не любят дети!!! Как помочь ребенку - изгою?
  • Женские сексуальные проблемы. Страх беременности: он может меня бросить...
  • Я хочу, чтобы мама меня обняла
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Что ж ты мама меня не любила, вечной Золушкой в жизнь отпустила
  • За что всю жизнь меня мама не любила?
  • Мама сорвалась или мой ребенок меня раздражает.
  • «Меня раздражает мой ребенок!» Мама, остановись!
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Мама,у меня есть права...
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Мне? К психологу? Я же не псих! Он что, будет учить меня жить?
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Прости меня мама, за то, что я есть.
  • Мама, ты меня любишь? Почему дети задают этот вопрос?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • "Мама, куда ты меня тащишь? или Не хочу быть отличницей!"
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь