Скуку испытывал, я думаю, хотя бы раз в жизни каждый из нас. Вполне себе рядовое такое переживание.
Вы когда-нибудь задумывались над природой этого феномена? Скука - это не естественное для человека состояние.
Для начала хорошо будет определиться, а что же такое "естественность"? Естественность начинается с природы. В отношениях человека с природой скуки быть не может. Когда человек один на один с природой, то его основная цель - выживание. В таком состоянии человек заботится о сохранности своей жизни, о добычи пищи, о безопасности пристанища и прочих насущных проблемах.
Естественность заканчивается там, где нет природы. «Сижу за решеткой в темнице сырой...» (М. Ю. Лермонтов). Вынужденное одиночество, тяжелое переживание скуки (ну и всего остального).
Здесь хорошо видна социальная организация скуки. В заключении нет людей, нет доступа ни к книгам, ни к средствам связи. Он не может сам позаботиться о добыче пропитания или обогреве. Скуку специально «причинили». В этом варианте нормальный человек «естественно» будет мучиться скукой.
Неестественной скука становится когда человек сидит в своей квартире и не знает чем ему заняться. С одной стороны у него множество возможностей и способов занять себя, но с другой стороны это состояние скуки уже находится внутри него. Оно жило заранее, «ждало» подходящий момент. И вуаля! Теперь диктует грусть и печаль. И тогда человек как-будто и не виноват? Что делать?
Литература описывает такой феномен, как выученная беспомощность. Для меня очень ярко видится проявление этого феномена в виде скуки.
Ребенок рождается и не знает устали в своих подвигах залезть повыше, сломать, что подороже, разобрать, спалить, оторвать. И ту же знакомится с «нельзя». Как правильно учить и воспитывать — не об этом речь. В этой статье хочу показать сам механизм. В зависимости от самого ребенка, его характера, восприимчивости, жесткость этих «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», могли сыграть печальную роль. Позже ребенок задает вопрос : «Мам, а можно я.......?» Но бывает, что он уже заранее боится, и решает: «лучше и не спрашивать даже, да не надо оно мне...» А потом и придумывать тоже не стоит. А смысл?
А на самом деле, прямо сейчас, как легко переживается отказ у Вас? Да, конечно, все зависит от того, в какой форме, кто отказывает и в чем. Стоит соизмерять все это с детскими глобальностями. Когда мама — и друг, и начальник, и защитник, и вообще она может все.
Я не буду давать никаких советов «найти интересную книгу, найти заброшенное рукоделие, повыпиливать лобзиком». Смысл не в том, чтобы отвлекать Вас от скучных переживаний. Он в том, чтобы разбудить вдохновение. Только так можно найти Ваши настоящие интересы. Не надкусыванием всего, что под руку попало, а делать то, чего моя душенька желает.
Еще один механизм прорастания скуки - прошлый опыт, связанный с травматическими ситуациями, когда фрустрировались творческие порывы. Например, в школе мальчика осмеяли одноклассники за то, что он ходит на танцы. Хорошо учится — ботаник. Поделился планами не с тем человеком — получил: «Не занимайся ерундой!» И тогда человек как-будто и не виноват? В этом состоянии человек беззащитен перед своей скукой, но с другой стороны каждый знает свои истории. В них живут люди, которые подавили стремления к творчеству. Я предлагаю, как вариант, найти эти истории, вспомнить этих людей и убрать сопротивления, которые они организовали. Вот такая злая пилюлька))))