Мифологический взгляд на проблемы творчества

Творчество это неотъемлемая часть жизни человека. Оно пронизывает многие её сферы. Позиция творца это одна из архетипических позиций, доступ к которой имеет каждый из нас. Основной признак творческой деятельности в том, что результатом его является что-то новое, уникальное. Этим оно отличается от производства. В данной статье я бы хотел осветить три аспекта творческого пространства.

Творческое пространство это такое место, которое отличается от всех остальных определёнными качествами. Здесь оно используется как метафора, то есть под творческим пространством я подразумеваю не мастерскую, или школу искусств, или рабочее место, а своего рода мир, который существует по своим законам.

Далее в описании этого пространства нам будут помогать архетипы трёх богов: Уран, Кронос, Зевс и мифы с ними связанные.

 

Уран.

От Хаоса и Гемеры (богиня дневного света) родился бог Уран, олицетворяющий небо. Основная его стихия - воздух. Жена его - Гея, земля. Основная черта Урана это его бесконечная плодовитость. По одной из версий, его дети были ужасны своим видом, за это он их ненавидел. Так, часто мы не придаём значения собственным идеям, считая их недостаточно оригинальными, посредственными, не достойными внимания. Также это можно толковать как то, что наше творение всегда отличается от того, что было изначально задумано. За ужасный вид, Уран прятал их обратно в утробу Геи, от чего она сильно страдала. В какой-то момент ей совсем стало тяжело, и она подговорила своего младшего сына Кроноса оскопить отца.

 

Основные черты пространства Урана: случайность, свобода, потенциальность, импровизация, спонтанность, озарение. Он отвечает не только за начало, но курирует процесс творчества в целом.

 

Пространство Урана может чрезмерно соблазнить своим безграничным количеством возможностей. В этом случае получается такая позиция «всё могу, ничего не делаю». Уран это зерно, которое можно бросить в землю, но можно не бросать, а ходить с мешками накопившихся зёрен за спиной, оставаясь вечным юношей. Именно отсутствием границ и времени Уран соотносится с этим архетипом. Вечный юноша не познал своих границ, не встретился с конкретностью окружающего мира. Для людей, которые застревают в пространстве Урана, свойственна негативная оценка по отношению к образу земли. В таком случае, земля представляется как что-то сковывающее, пожирающее, удушающее. Почему человек, находясь в этом пространстве, так относится к земле. Уран только отделился от неё и чувствует ту тягу, которая зовёт его обратно, но он знает, что возвращение смерти подобно

 

«Ничего не хочу» - преграда, на этот раз, вхождения в пространство Урана. Тут человек зарывается в землю и не хочет ничего видеть и слышать. Часто мы отказываемся от своих желаний из обиды, из-за того, что когда-то эти желания не нашли внешнего принятия, не были распознаны, увидены другими. В таком случае, человек может принять решение: «Тогда я никому не буду показывать собственные желания, особенно тогда, когда вы будете их ждать от меня». Он закрывается и подсовывает другому картонную дурилку придуманных идеалов. Но, порой, так в это заигрывается, что сам забывает о собственных желаниях. Часто, кстати, это происходит с помощью Кроноса. Потворствуя или сопротивляясь желаниям родителей, мы поступаем не так как хотим, и делаем это регулярно и постоянно. Можно этому всю жизнь посвятить.

Кронос.

Самый младший сын Урана, Кронос, сыграл важную роль в жизни семьи. Сжалившись, он внял просьбе матери и оскопил чрезмерно плодовитого папу. После этого сам стал править. Но у него внутри поселился страх повторить судьбу своего отца, и он нашёл следующий выход: каждого ребёнка, которого рождала для него жена Рея, он проглатывал.

Кронос – бог земледелия и времени. Он та почва, в которую бросается зерно и начинает прорастать.

Особенности пространства Кроноса: структура, фундаментальность, конкретика, порядок, традиция, цикличность, повторение одних и тех же действий.

В этом пространстве оттачивается мастерство, создаются долгосрочные проекты в непосредственно материальном воплощении (проект, написанный на бумаге, тоже материальное воплощение).

Соблазн данного пространства заключается в его безопасности, предсказуемости, в нем человек чувствует себя защищённым, создаётся иллюзия уверенности в завтрашнем дне. На это можно попасться как на крючок и посвятить всю жизнь этому архетипу, увязнув в его структурах. Но без контакта с данным пространством невозможно создание чего-то большого, серьезного и долговечного.

Способы взаимодействия с Кроносом могут быть самыми разными.

 

Опишу несколько способов, которые вызывают невроз:

1) использование его качеств для борьбы с ним же.

Как это выглядит? Например, человек выстраивает мнимые, надуманные ограничения, чтобы не встречаться со своими реальными ограничениями. Этому характерны выражения типа «я этого не могу», «у меня всё равно не получится». Данные выражения могут свидетельствовать о том, что человек умеет ограничивать себя, но только для того, чтобы не встречаться с реальными ограничениями жизни. В этом случае он отказывается от диалога с миром и с собой.

Более конкретный пример. Музыкант-самоучка поёт в группе уже несколько лет и не достигает успеха. Многие его друзья говорят, что ему бы надо профессионально заняться вокалом. Он эти советы пропускает мимо ушей, так как, пойдя заниматься, он должен будет признать, что голос у него хороший, но далёк от идеала. А так он может находиться в приятной иллюзии, что он поёт не хуже профессиональных певцов. Только есть один нюанс: мало людей приходит на его концерты.

 

2) Сопротивление Кроносу с помощью другого архетипа, например, с помощью Урана.

Идей много, но никакого воплощения, витание в облаках, много мечтаний, мало дел. Хочу сразу заметить, что чьей-то натуре это соответствует, и взгляд Кроноса на него не обращён, но для кого-то это может быть причиной невроза.

 

3) Ещё один вариант договора с Кроносом. Человек договаривается отдать ему свои неприятные телесные ограничения, в частности, ощущения, отвечающие за взросление (буйство гормонов, ломка голоса, развитие скелета, развитие определённых частей тела), а взамен и положительные ощущения он обязуется не чувствовать. В этот момент в части его души, а иногда и буквально физического тела останавливается время.

 

Кронос дает почувствовать ту нехватку, которую каждый невротик хочет скрыть от себя и от других. Он пытается заполнить эту нехватку (свою неполноценность) идеальными образами себя и мира. Если выстраивать отношения с данным архетипом не на невротических основаниях, а на творческих, то он даёт возможность смириться с собственной неполноценностью и научиться с этим жить. Тогда можно сказать, что человек принимает ту ипостась мира, которую отражает этот титан греческой мифологии. А мы возвращаемся в лоно мифа.

 

Зевс.

 

Мать своих детей, Рея, не выдержала того, как с ними обращается отец и обманула Кроноса, подсунув вместо очередного ребёнка камень, а ребёнка отправила на остров Крит расти и развиваться. Ребёнком тем был Зевс, будущий властитель Олимпа. Когда сынок подрос, то пошёл войной на папу и сверг его в Тартар, перед этим вызволив своих братьев и сестёр из его утробы. Так второй раз сменилась эпоха, настало время олимпийцев, линейное время.

 

Зевс это тот герой, который идёт против традиции отца. Он ставит под сомнение отцовские ориентиры и принципы. В каком-то смысле, он осмеливается покуситься на святое, на то, что не подлежит сомнению и критике. Зевс появляется там, где зарождается сомнение. «А почему всё идёт так, как идёт? Почему именно так? А вдруг может быть по-другому? Мне надоело слепо следовать правилам семьи/традиции/общины и пр.» Зевс хорошо показывает тот архетипический процесс, который многие проходят в своей жизни: свержение отца с пьедестала. Имеется в виду не отец, как человек, который оплодотворил мать, а отец символический, отец как Закон. Данный процесс становления также проходится у всех по-разному и в нем может быть много подводных камней. Там, где есть непререкаемый авторитет, гуру, там пока не ступала нога Зевса. Это, что касается мировоззрения. Сам акт свержения может совершиться только с уважением. Пока не будет уважения, а следовательно, принятия отцовского закона, ни о каком свержении не может быть и речи.

 

У громовержца, который, кстати, представляет стихию огня, тоже был страх, что родится тот, кто его свергнет, но Зевс решил вопрос кардинально. Он проглотил свою первую жену Метиду (мудрость).

 

Зевс тесно связан с состоянием «Я есть», о котором вообще сложно что-либо говорить. Это состояние, в котором человек знает, чего он хочет. Он спокойно может это желание проявлять миру и показывать его другому. Также при этом он видит другого с его желаниями и уважает их.

 

Сопротивление Зевсу, опять-таки, может быть с помощью Кроноса.

Также можно направлять Зевса против его самого. Например, отстаивать (Зевс) свою позицию вечного юноши (Уран) и всячески её демонстрировать (Зевс).

Зевс это те ворота, через которые проявляются его братья, сестры, сыновья и дочери. Если состояния Урана и Кроноса не нуждаются в «я есть», то сам Зевс и олимпийцы в этом нуждаются. Такой вывод можно сделать исходя из логики мифа. Именно Зевс освободил своих братьев и сестёр из чрева отца Кроноса.

 

Итак, мы получаем такую интересную траекторию воплощения: Уран (воздух) – Кронос (земля) – Зевс (огонь). Переход от Урана к Кроносу сопровождается ощущениями схождения вниз, в материю. Ритмы становятся спокойнее, состояния выравниваются, появляется опора и взгляд по сторонам. Состояние Урана достаточно зациклено само на себя. Есть он и его идея, которая противостоит устоявшемуся порядку. Её нужно как-то в этот порядок вписать. Тут приходится оглядываться по сторонам, соизмерять свои силы и возможности, встраиваться в ритмы собственного окружения и человеческой жизни, в принципе. Можно сказать, на данном этапе происходит ученичество у Кроноса, в котором человек имеет возможность почувствовать себя частью мира. И только потом отыскать среди всего этого многообразия форм и ритмов свою волю помогает Зевс.

 

Вот такими небольшими штрихами я попытался описать взгляд на проблемы творчества с помощью греческой мифологии.

 

 

 



Просмотров: 262
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зевс или хозяин жизни
  • «Боги» психологии: бессознательное, или «Зевс» психического «Олимпа»
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Ипостаси бога: Зевс. Посейдон. Аид. Отверженный бог - немного о том, о ком не принято говорить
  • Зевс и Гера. По следам супружеской верности.
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Один блог можно создать на несколько человек
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Почему человек не может исцелиться в 1 миг?
  • Иногда любимый человек может сделать вам больно
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Человек в пространстве. Кем я хочу быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь