|
Про важность отношений (привязанность)Автор статьи: Ульяна Кузнецова
ПРО ВАЖНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ (ПРИВЯЗАННОСТЬ) Как формируется личность? Формирование личности – процесс, который не заканчивается, а длится всегда. Из множества существующих на сегодняшний день теорий личности, представленными разными психологическими подходами, можно выделить главное. Личность формируется на основе биологических данных человека (то, что было заложено природой и генетикой), процесса обучения, получение жизненного опыта и осознания (познания) себя. Личность начинает формироваться с детства и продолжает развиваться всю жизнь. Как же так получается, что одни люди вырастают цельными личностями, открытыми миру, а другие, к сожалению, нет, - угрюмые, агрессивные и пассивные. Мне хочется обратить внимание на важнейший этап становления и формирования личности – конечно же, детство. Какое зернышко посадишь, как будешь за ним ухаживать, то и вырастит!!! Люди так устроены, что мы живем в ОТНОШЕНИЯХ. Это наша человеческая особенность. Мы приходим в этот мир совершенно беспомощными, ни на что не способными. Мы зависим от всего! Наша возможность стать взрослыми, полноценными созданиями полностью зависит от отношений. Для ребенка важно будет ли у него «свой взрослый»! А кто такой «свой взрослый»? – тот, кто готов заботится, думать, защищать, если надо драться за ребенка, которого он считает «своим». Этот взрослый не должен соответствовать каким-то объективным показателям, такими, как успешность, богатство, известность и т.д. Это тот, кто будет доминировать в отношениях с ребенком для его взросления и становления, но не для власти, а для заботы, как о маленьком, беспомощном существе. Так устроена природа не только человеческая, но и животная. Человеческий ребенок дольше всех находится около своих взрослых, пока не повзрослеет и не уйдет в самостоятельную жизнь. Это отношение привязанности между взрослым и ребенком, которые дают возможность развиваться. Когда все хорошо, ребенок здоров, рядом с ним мама (или другой «свой взрослый») – он исследует и познает мир. У ребенка существует два состояния: 1) хочу к маме!; 2) мама есть, как мир интересен! Ребенок проводит свое детство насыщенное отношениями со своими взрослыми. Как только он насыщается, он уходит во взрослую жизнь. Это является сутью детско-родительских отношений. Цель родителей – стать ненужными своим детям, чтобы ребенок мог обходится без своих родителей (решать самостоятельно жизненные задачи, обеспечивать себя и т.д.). Когда ребенок появляется – он становится центром, мир начинает крутится вокруг него. Этот первый опыт – быть «пупсом земли», дает ребенку чувство базового доверия к миру. «У меня есть право на существование!». Мама говорит: «Я хороший», а это значит, что Я существую. Это хорошо». В этот момент начинает формироваться внутренний стержень. Для дальнейшей жизни, взросления и развития – это очень важно!!! Если ребенок не получает таких посылов от своих родителей, к сожалению, с формированием внутреннего стержня, как вы понимаете, начинаются проблемы. Такой ребенок очень раним, пустой внутри, без опоры на себя. Любая критика просто «убивает», ранит в самую душу, в ответ на которую получаете агрессию, ярость или полную пассивность, апатию. Ну да, я такой, плохой! Все это является внешним панцирем, чтобы защитить, внутреннюю мягкость и ранимость. Когда такие дети вырастают, они становятся взрослыми без внутренних ориентиров, с большой зависимостью от внешней системы ценностей. Как правило, доверия к миру нет, отсутствует гибкость, спонтанность и способность воспринимать критику. 2 опыт – развитие ребенка от 1 года. В этот период ребенок начинает манипулировать миром. Он активно изучает все вокруг себя. Появляются первые фрустрации – упал, палец прищемил и т.д. Ребенок бежит к родителям за утешением, поддержкой. Это нормально для его возраста. Я знаю, родителей, которые не жалеют своих детей по разным мотивам. В эти моменты он остается один со своим разочарованием и болью. Если мама обняла – стало легче и ребенок идет снова познавать мир («Я не один, обо мне могут позаботится!»). Очень важно – поддержка друг от друга. В психоанализе это называется контейнированием. В основе этой модели лежат представления о том, что младенец проецирует свои неконтролируемые эмоции (контейнируемое) в хорошую грудь матери (контейнер), чтобы благодаря механизму проективной идентификации получить их обратно в более приемлемой и легко переносимой для него форме. Мать вбирает в себя проецируемые на нее ребенком части его психики и, придав им осмысленное содержание, возвращает их ребенку. Проективная идентификация предопределяет динамику отношений между контейнером и контейнированным в плане дальнейшего развития этих отношений. В основе развивающихся отношений лежит способность к терпимости и переработки содержаний контейнируемого в смыслозначимые и жизнестойкие составляющие, что соответствует модели положительного контейнера-контейнируемого. Когда возникает или возникла угроза, нужен человек, который помог бы Вам, почувствовать себя в безопасности, расслабиться и усвоить опыт в приемлемой форме. Это очень просто объяснить! Наш мозг можно разделить условно на три части: верхний мозг (кора головного мозга) – отвечает за разумность; средний мозг – это общий мозг, который отвечает за эмоции, чувства, инстинкт самосохранения, бессознательное и т.д.; внутренний мозг – равновесие, движение, дыхание и т.д. Когда происходит фрустрация разумная часть либо выключается, либо тормозит, быстрее начинает работать средний мозг – он выбрасывает гормон стресса. Это как обжечь палец – вы отдергиваете руку быстрее, чем начинаете размышлять о том, что вы обожглись. Когда вы плачете происходит процесс перехода от мобилизации (от стресса) в демобилизацию (расслабление). Так работает наш организм. Нам необходимо расслабится, а чтобы расслабится нам нужно быть в безопасности, а в безопасности мы можем чувствовать себя рядом с кем-то, кто мог бы быть рядом, позаботится о вас. Если контейнирования не произошло, стресс переходит в дистресс. Расслабления не наступает никогда, развивается посттравматический синдром. К разочарованию прийти через контейнирование – универсальный процесс. Пока ты тестируешь реальность – ты не можешь расслабиться. Присутствует постоянное напряжение, стресс накапливается в психике и в теле. Постоянное напряжение приводит к агрессии, бешенству, ярости, отставанию в развитии или к апатии, пассивности, безволию (я не хочу с этим сталкиваться, я ничего не могу, у меня ничего не получится и т.д.). Как я описывала выше, что только в состоянии покоя (внутреннего и внешнего) начинается развитие. Травма привязанности (отношений) – это жестокие уроки жизни. Данная статья написана на основании лекциии про привязанность Петрановской Л. На мой взгляд, и опыт, эти стадии можно пройти и во взрослом состоянии, через отношения с психотерапевтом, который создаст необходимые условия человеку, чтобы переработать травму отношений и укрепить внутренний стержень. Модель контейнера-контейнируемого приемлема в психотерапевтическом пространстве, когда клиент проецирует части своей психики и бессознательные переживания (контейнируемое) на психотерапевта (контейнер), задача которого состоит в том, чтобы, переработав их в доступной для пациента форме, возвратить ему в новом, смыслозначимом качестве, способствующем его выздоровлению.
С уважением и любовью Ваш психолог, психотерапевт Кузнецова Ульяна
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|