Р. Мэй: Почему одни люди становятся невротиками, а другие - нет?

Эту статья я написал на основе книги Р. Мэя "Смысл тревоги". Все, что цитирую ниже, именно из этой работы.

 

Классическая гипотеза формирования невротической тревоги, пишет Р. Мэй, такова: тревога формируется в ответ на отвержение родителем ребенка. Однако данные исследований поддерживают эту гипотезу лишь отчасти: очен часто - но не всегда! - когда ребенок отвергается родителем, формируется невротичекая тревога. Возникает вопрос: почему одни дети в ответ на отвержение родителей “реагируют” формированием невротической тревоги в то время как другие, нет?

Согласно Р. Мэю, ответ следует искать в отношении ребенка к отвержению родителя. Во-первых, отмечает Р. Мэй, дети с невротической тревогой предъявляют высокие требования к родителям: их ожидания от родителей противоречат реальности. Таким дети требуют от родителей, чтобы их любили, но реальность состоит в том, что родители их не любят, что они их ненавидят. Требования, заложенные в ожиданиях, относятся либо к будущему (“она могла бы быть хорошей матерью”) или к прошлому (“мама была хорошей матерью”).

Во-вторых, формирование невротической тревоги происходит не только на фоне противоречия между ожиданиями и реальностью, но и на фоне идеализации родителя. Проблема идеализации в том, что она скрывает отверженность; идеализация не позволяет увидеть отвержение, а поэтому отвержение становится еще болезненней, когда - вдруг - обнаруживается.

В-третьих, взрослые, которые в детстве сформировали невротическую тревогу, продолжают верить, что их родители могут измениться. Р. Мэй приводит в пример некую Эстер, которая, будучи взрослой, вела себя вызывающе, чтобы обратить внимание матери. Или Агнес, жизнь которой показала, что ее отец никогда не заботился о ней, приехала на встречу к нему с надеждой, что он изменится. “Казалось, - пишет Р. Мэй, - молодые женщины до сих пор ведут с родителями прежние битвы”.

Таким образом, невротическая тревога формируется тогда, когда факт отвержения не воспринимался реалистично (то есть не признавался). Этот конфликт раннего детства интроецируется ребенком, то есть становится внутренним, частью опыта. И далее конфликт проявляется в отношениях с собой и другими. Отсюда, невротические проблемы.

Почему же одни дети способны воспринимать факт отвержения реалистично, а другие - нет? Ссылаясь на Салливана, Р. Мэй замечает, что “невротическая тревога возникает не по вине “плохой” матери, а из-за того, что ребенок постоянно сомневается, “хорошая” у него мать или “плохая””. Таким образом, рассмотрим три способа отношений родителя к ребенку.

Первый случай: родители любят ребенка и ведут себя по отношению к нему соответствующим образом. Второй случай: родители не любят ребенка, но проявляют фальшивую любовь и требуют проявлений таковой от ребенка. Третий случай: родители не любят ребенка и не скрывают этого. Именно второй случай и заставляет ребенка сомневаться, “хорошая” ли у него мать. Именно второй случай и провоцирует формирование невротической тревоги.

Если ребенка любят, то все идет хорошо. Если ребенка не любят и не скрывают этого, то конфликта не возникает: ребенок все равно не ждет ничего хорошего от родителей. Если же ребенка не любят, но скрывают это, то возникает конфликт: любят или нет? Возникают противоречивые ожидания, идеализация, завышенные требования, которым не суждено воплотиться в реальность.



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как дети узнают, что родители их любят.
  • Что делать, если родители тебя не любят?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Отвержение - почему нам больно, когда нас не любят и не принимают?
  • Сильнее всего любят те женщины, которые уже знают, как это страшно, когда тебя вообще не любят
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • За что любим мы и за что любят нас? (неочевидный ответ)
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Они знают, что их любят, но не чувствуют этого. О доверии к родителям.
  • Что прячется за страхом и тревогой ребенка? Случай из практики.
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Когда родители не любят. Это сводит с ума.
  • Когда родители не любят
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Отказ или отвержение? Отвержение Ребенка
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
  • Что делать когда меня не любят?
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • У ребенка лишний вес, что делать? Вопрос - ответ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь