Общественное и индивидуальное

Общественное непосредственно связано с «внешним» взглядом на мир и левополушарным мышлением. Индивидуальное - со взглядом «изнутри». Вопреки утверждениям политиков, что демократические государства нынче стоят на защите индивидуальности, вмешательство во внутреннюю жизнь и внутренние дела людей очевидно. Индивид должен проявлять себя только в определенных рамках, установленных общественной моралью и законодательством. Чтобы жить в обществе, индивид обязан соглашаться с его правилами, иначе он подвергается коррекции, перевоспитанию, а в случае нежелания перевоспитываться - изоляции. Защита спокойствия индивида стала не его личным делом, а передоверена общественным структурам правопорядка. И индивид не имеет уже права отказаться от общественного покровительства и опеки и заявить о том, что  он готов защищать себя сам. Государство не хочет отказаться от почетной обязанности защищать граждан. Поскольку государство заинтересовано в первую очередь в стабильности самого себя. Государство -  это институт общественного порядка, поэтому оно стремится контролировать любые проявления индивидуальности, которая трактуется как угроза сохранению неизменного порядка.

В то же время развитие общества всегда происходит за счет индивидов, а не за счет хождения строем. Индивидуальное – это правополушарное. Оно стремится к неповторимости, новым открытиям. Очевидно, что людям необходимы в равной степени и развитие, и стабильность, однако на практике в сегодняшнем мире левополушарная стабильность доминирует над правополушарным развитием. Сравним для примера разные периоды истории России за последние 100 лет.

Перед революциями 1917 года, сначала буржуазной, а потом социалистической, царская Россия была так называемым «полицейским государством». Это отмечали многие и отечественные, и иностранные писатели, например, француз Гастрон Леру. Полицейское государство – это подавление вольнодумства, это слежки за инакомыслящими, внедрение стукачей-провокаторов в различные политические кружки и партии, жесткая цензура, карательные меры по отношению к врагам царского режима. Это период кажущейся стабильности, которая настолько опротивела передовой интеллигенции, что последняя стремилась всеми силами свергнуть существующий режим. При этом не гнушалась поддержкой иностранных врагов, заинтересованных в ослаблении России.

И вот происходят две революции - первая (февральская) передает государственную власть Думе, включающей в себя представителей всех политических сил нашего государства. Вторая, октябрьская, окончательно разрушает существовавший строй, отменяет самодержавие и Государственную Думу, заменяет их на диктатуру пролетариата, ослабляет позиции России в первой мировой войне, ввергает Россию в гражданскую войну, разрушает все старые порядки под девизом – «мы наш, мы новый мир построим…». Затем, потеряв старую армию и не создав еще новую, отдает часть государственной территории, чтобы откупиться от иностранного вторжения. Затем наступает десятилетие НЭПа (новой экономической политики), во время которого государство не может обеспечить защиты никаких прав. Поэтому в эти нестабильные времена в России расцветает мародерство, бандитизм, различные махинации по переделу собственности, рэкет. При этом из-за ослабления цензуры появляется огромное количество поэтов, писателей, музыкантов, художников, целителей. То есть время хаоса, беспорядков, беззакония больше всего нравится творческим индивидуалистам, не законопослушным людям. При этом многие из этих опьяневших от свободы творчества художников всех жанров настолько выходят из равновесия, что трагически умирают, погибают, спиваются. Вспомним хотя бы таких разных поэтов, как В.Маяковский и С.Есенин, погибших в расцвете сил.

Далее к власти приходит И.Сталин. Десятилетие вседозволенности НЭПа сменяется режимом, который подавляет любые проявления вольнодумства, уничтожает по разным подсчетам от 20 до 40 млн. своих граждан только за то, что они имеют свое мнение по поводу происходящего. А в живых оставляет только тех, кто не имеет ни самостоятельности, ни предприимчивости, ни таланта. Единицы талантливых сохраняют жизнь только потому, что соглашаются, так или иначе, поддерживать существующий авторитарный режим. При этом СССР создает сильную армию, милицию, внутренние войска, службу государственной безопасности, систему лагерей для осужденных «врагов народа». То есть «левополушарное» время славится силовыми структурами и тоталитарным порядком.

После смерти Сталина ненадолго наступает хрущевское потепление, во время которого опять заметно поднятие творческой активности поэтов, художников, композиторов.

Затем начинается время Л.Брежнева, время КГБ, тотального контроля и цензуры, холодной войны, железного занавеса. СССР наращивает боеготовность и успешно конкурирует с США в области военных технологий, но равновесие слишком сильно сдвигается в сторону «левополушарного» материализма.

Поэтому в конце 90-х годов двадцатого столетия М.Горбачев начинает, а Б.Ельцин продолжает развал СССР. Опять наступают времена, подобные послереволюционному НЭПу, - хаос, передел собственности, рэкет, бандитизм, обнищание и вымирание большинства, привыкшего к старому социалистическому порядку. С другой стороны - безудержное обогащение «правополушарно» мыслящих «новых русских», которые как-то «нелогично» становятся олигархами и завладевают большей частью богатств России. В это время как после любой революции снимается цензура, старые законы упразднены, а новые еще не работают, разваливается армия и милиция, теряет силу госбезопасность. Позиции России на мировом уровне ослабевают. Это проявляется и в не ликвидности рубля, и в неспособности сохранить коалицию «социалистического лагеря». Одновременно мы наблюдаем и обычные признаки «правополушарного» времени - мощное развитие творчества – поэзии, музыки, изобразительного искусства, театра, эстрады, целительства, шарлатанства…

Однако «правополушарное» время продолжается недолго, около 10 лет, так же как и послереволюционный НЭП. Сейчас мы снова являемся свидетелями «левополушарного» порядка. Это новые законы, новое общественное устройство, новая бюрократия. Но идея стабильности является доминирующей у лидеров России начала ХХI века. Ради стабильности ужесточается контроль над системой политических выборов, вводится назначение губернаторов, берутся под контроль телевидение, пресса, другие СМИ, и творчество становится более осторожным, причесанным, подконтрольным. Что будет дальше? Учитывая, что периоды консерватизма в России длятся дольше, чем либеральные, можно ожидать, что очередное «правополушарное» потепление будет лет через 10-15, а «правополушарная» революция лет через 35-40.

В мировой истории мы могли бы найти такие же «волны» чередующегося доминирования право- и левополушарного мышления. Например, этапы мистики и схоластики в христианстве, либерализм Папы Павла II, который покаялся за грехи католической церкви и консерватизм предпоследнего Папы Бенедикта, который взял это покаяние обратно, отживающая свое корпускулярно-материалистическая и нарождающаяся квантовая модели мира в науке…

Какие же процессы преобладают в современном мире, в какую сторону движется маятник менталитета нашей цивилизации. Все чаще появляются заявления философов, ученых, психологов о том, что времена «левополушарного» мышления должны уступить место новому творческому «правополушарному» подходу. «Левополушарное» время обвиняется в преобладании общественных ценностей над индивидуальными и, в связи с этим, в создании культуры, которая ущемила права индивидов, которая закрыла пути на верхушку социума творческим людям, создав бюрократическое общество, целью которого является сохранение самого себя, то есть административной системы.

Порождением такой «левополушарной» модели общества являются и детские сады, и средние школы, и высшие учебные заведения, в которых воспитание подчинено общественным нормам и интересам. В связи с этим показательны дискуссии последних лет на тему - какой быть системе образования в будущем. Социологические опросы в современных школах показывают, что 85% учащихся не хотят посещать свои учебные заведения. Новаторы-педагоги все чаще призывают к реформированию системы образования в сторону индивидуального подхода к каждому ученику, индивидуального выбора учебных дисциплин. Однако, образование готовит детей к жизни в обществе, поэтому не может быть реформировано без изменения самого общества.

Поскольку с ХVI века общество шло путем капитализации, индустриализации, оно было заинтересовано в конвейерной системе организации труда, которая является сейчас доминирующей. Ремесленное, кустарное производство занимает сегодня мизерную долю всего рынка труда. Большинство людей трудится на более или менее крупных предприятиях, для работы на которых необходимо забыть про свои индивидуальные интересы и потребности и подчинить их общему ритму и плану производства. То, что сегодня ремесленные и крестьянские продукты являются более ценными и дорогими, еще не может отменить глобально выстроенную экономику, в которую вплетены все государства и корпорации. Поэтому система образования сможет измениться не раньше, чем изменится мировая экономика, которая должна отказаться от общественной организации труда. Ведь образование – это передача образов, доминирующих в культуре.

Исходя из этих размышлений, очевидно, что доминирование общественных «левополушарных» ценностей не может закончиться быстро. Ведь вряд ли олигархи и международные корпорации захотят отказаться от сверхприбылей и созданной ими мировой структуры. Поэтому достижение гармонии и равновесия оказывается в руках самих индивидов, по принципу «спасение утопающих – дело самих утопающих». В связи с этим предлагаю заполнить еще один тест, разработанный в нашем Институте интегральной психологии и психотерапии (см. Тест 4).

Тест 4.

Важность для Вас коллективного и индивидуального

 

ответВопросы тестаответ
Да

1. В политике я поддерживаю идеи стабильности, я против революций и кардинальных реформ

Нет

Нет

2. В спорте мне нравятся индивидуальные виды спорта – теннис, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, шахматы, бильярд, когда все зависит только от меня

Да

Да

3. Я сторонник семейных традиций и ценностей, готов пожертвовать своими делами ради своей семьи

Нет

Нет

4. В общественной жизни мне нравится консервативная идея – делай, что должен и помоги другим выполнить свой долг  

Да

Да

5. Мне нравятся служба в армии, полиции, четкая структура военной службы, слаженность взаимодействия людей в экстренных ситуациях

Нет

Нет

6. Мне нравится работать в одиночку, самому себе ставить цели и достигать их, когда все зависит только от меня

Да

Да

7. В жизни я руководствуюсь поговоркой – «сам погибай, товарища выручай!»

 

Нет

Нет

8. Мне нравится западная культура, тип отношений и экономики, которые сформировались в Европе и нашли свое развитие в США

Да

Да

9. Мне нравится работа в большой компании, на большом предприятии, люблю ощущать себя частью большого организованного целого

Нет

Нет

10. Я думаю, что преступление против личности, индивида должно наказываться более высокой мерой наказания, чем преступление против общества

Да

Да

11. Знак Зодиака «Лев» мне нравится и вызывает симпатию

 

Нет

Нет

12. Мне нравятся революции, митинги, марши протеста оппозиции, политическая борьба против произвола существующей власти

Да

Да

13. Мне нравится восточная культура, таких стран как Китай, Япония, азиатская модель отношений и эккономики

Нет

Нет

14. Пусть меня критикуют, но я считаю, что «моя рубашка ближе к телу!»

 

Да

Да

15. В спорте мне нравятся больше командные игры (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, бейсбол и т.п.) и командный дух соревнований

Нет

Нет

16. Я не люблю военную службу, подчиняться приказам, ходить строем – это не мое

 

Да

Да

17. В общественной жизни я за либеральную идею – каждому разрешено делать то, что он хочет, если он не мешает то же самое делать другим членам общества

Нет

Нет

18. Я считаю, что семья не должна влиять на мой личный путь развития, я имею право идти своей дорогой, даже если мои родные против

Да

Да

19. Я думаю, что преступление против общества, государства должно наказываться большей мерой наказания, чем преступления против одного человека

Нет

Нет

20. Знак Зодиака «Водолей» мне нравится и вызывает симпатию

 

Да

Общест-венноерезультатв баллахИндиви-дуальное
  

 

Подсчитайте общее количество ответов в правой и левой колонках теста - суммарные баллы и будут характеризовать степень выраженности у Вас общественных («левополушарных») или индивидуальных («правополушарных») ценностей. Сравните результаты с другими тестами. Если общественное в Вас доминирует, то значит Ваше воспитание может являться препятствием к развитию правого полушария, поскольку Вы, скорее всего, человек долга. Если при этом балл индивидуальных ценностей значительно меньше - это означает, что Вы плохо осознаете, чего Вы хотите, и следует внимательнее прислушаться к своим истинным потребностям и желаниям. Подробнее об этом мы поговорим в следующих статьях на эту тему.



Просмотров: 256
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли узнать время рождения, людей рожденных в дореволюционной России?
  • Развитие, которое нам не нравится. Чувства, которые нам не нравятся. Почему мы останавливаем жизнь?
  • Как влюбить в себя девушку, которая нравится. Инструкция.
  • Я не люблю себя, поэтому… А если бы любила…
  • Почему мы строим жизнь, которая нам не нравится?
  • Почему нам бывает выгодно не менять жизнь, которая не нравится?
  • Если потенциальные партнеры нам все время не нравятся
  • Костюм на время, или желание стабильности.
  • И снова Диана Шурыгина. Преступление СМИ против общества.
  • Время перемен: о стабильности, изменчивости и самореализации
  • Женщина, которая нравится
  • Не нравится работа - посмотри хорошенько, нравится ли жизнь?
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Как оставить работу, которая не нравится
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)
  • Почему мужчина игнорирует женщину, которая ему нравится?
  • Несексуальный мужик: почему только женщины хотят нравится
  • Реальность жизни - время жить и время умирать
  • Отказаться от стабильности ради мечты
  • Время переоценки ценностей. Воспользуемся!?
  • Девушка, которая все время улыбается
  • Всё, что не нравится и раздражает в других, есть в нас самих?
  • "Каждому овощу свое время" - правило, которое сильно облегчает жизнь
  • Возможно, пришло время начать переоценку Ценностей.
  • Что будет с рынком труда спустя десятилетие? Как сохранить свой доход и свое рабочее место
  • Что делать, если время уходит, а вкус жизни еще не распробован?
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Что делать, если работа не нравится
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь